С нынешнего года система сдачи Единого государственного экзамена перестаёт быть экспериментом и переходит в штатный режим. За семь лет эксперимента система претерпела некоторые изменения, совершенствовалась, и теперь чиновники решили, что она готова для повсеместного внедрения.
В Дагестане в 2009 году Единый государственный экзамен будут сдавать 29 тысяч человек, из которых 26 тысяч – выпускники школ этого года. Все выпускники сдают два обязательных экзамена – математику и русский язык. Третью (четвёртую, пятую и т. д. из девяти – по желанию) дисциплину выбирает экзаменуемый исходя из того, в какой вуз и на какой факультет он собирается поступать. На некоторых факультетах обязательна сдача дополнительных дисциплин, не предусмотренных ЕГЭ (творческий конкурс для журналистов и актёров, спортивные нормативы для «физкультурников»). Кроме того, 24 вузам страны постановлением правительства разрешено ввести дополнительные вступительные экзамены. Это те вузы, в которых в прошлом году был конкурс два человека с баллом ЕГЭ больше 80-ти на одно место. Дагестанских вузов в этом списке нет. Хотя уже сегодня есть информация о том, что некоторые дагестанские вузы собираются вводить дополнительные экзамены, а это уже похоже на попытку оставить за собой часть коррупционных потоков.
29 мая в республике будут сдавать русский язык, 4 июня – математику. В Республиканский центр обработки информации уже поступило около 30 тысяч заявлений от дагестанских школьников, и в списке самых популярных предметов, которые хотят сдавать, – биология, химия, обществознание и история (специальности юриста и врача остаются по-прежнему самыми популярными). В 2009-м перестаёт действовать и правило «плюс один балл», которым в прошлом году очень активно пользовались дагестанские директора школ, вынося в аттестат тройки тем, кто не справился с тестами.
Как это будет
Все экзамены будут проходить в так называемых центрах сдачи ЕГЭ, в которых соберутся ученики всех соседних школ. Таких центров в республике – 135. Контролировать всю процедуру будет специальная государственная экзаменационная комиссия, которую возглавит зампредседателя правительства РД Низами Казиев. В день экзамена руководитель центра, назначенный ГЭК, получает пакеты с экзаменационными заданиями. Уже на месте, в центре, пакеты вскрываются, и находящиеся в них КИМы (контрольно-измерительные материалы) раздаются экзаменуемым. КИМ представляет собой индивидуальный пакет, в котором находятся три бланка: бланк регистрации, в который выпускник заносит свои паспортные данные; бланк для ответов на задания А и B; бланк для ответа на задание С. После выполнения задания выпускник кладёт их на стол руководителю, который складывает их в три разные стопки. Все бланки связаны между собой только магнитным кодом, и сличить их возможно ключом, находящимся в Москве. Это делается для того, чтобы человек, проверяющий задание и заносящий бланки в базу данных, не мог знать, чьё именно задание находится в его руках. Потом все бланки поступают в региональный центр обработки информации ЕГЭ (он находится в здании Института повышения квалификации преподавательских кадров в Махачкале), где бланки с заданиями А и B заносятся в компьютерную базу данных и отправляются на проверку в Москву, а бланки С проверяются региональными экспертными комиссиями.
Смена крыши?
Одна из главных задач ЕГЭ, которую ставили пред собой организаторы, – искоренение коррупции при поступлении в вузы. И действительно, по ней нанесён серьёзный удар. Если раньше ректораты и деканаты как хотели, могли за деньги регулировать, кому поступать, а кому – нет, то сегодня их обязывают зачислять абитуриентов, набравших нужное количество баллов. По нашим подсчётам (см. «ЧК», № 23 от 6.06.08), годовой коррупционный оборот за поступление в вузы республики составляет примерно 1,5 млрд рублей. Теперь получается, что ректоры, деканы и прочие толкачи недополучат эти деньги (можно спрогнозировать значительное повышение стоимости «сдач» сессий и других попутных плат уже на факультетах). Вопрос вот в чём: исчезнет ли данная коррупция вообще или эти потоки просто перетекут из вузов в школы?
За первое полугодие 2008–2009 учебного года махачкалинские школы недосчитались нескольких сотен человек: родители чуть ли не в массовом порядке начали переводить свои чада в сёла в надежде, что там получится «договориться» по ЕГЭ. Недавно начальник Управления образования Махачкалы Магомедмирза Магомедов даже подписал приказ «О сохранении контингента выпускников – участников ЕГЭ». В приказе говорится, что личные дела будут выдаваться выпускникам только в том случае, если они переезжают в село на постоянное место жительства.
То, что люди надеются «съехать» подобным образом в село, говорит о всё-таки существующей возможности обмануть систему. И в Махачкале уже сегодня появились родители, которые договорились или уже заплатили за «вопрос» от 70 до 250 тысяч рублей. Кто-то заплатил директору школы (не совсем понятно, как он сможет помочь), а кто-то – чиновнику из Министерства образования.
Технология
Повлиять на результаты ЕГЭ можно непосредственно в пункте, в котором он проходит, с помощью уполномоченного. Уполномоченный – это, как правило, сотрудник одного из учебных учреждений республики, которого привлекли к проведению ЕГЭ. Причём если идёт экзамен по математике, то уполномоченный – преподаватель по русскому языку или любому другому предмету, кроме математики. В прошлом году родители выпускников на местах договаривались с уполномоченными – и те выносили бланки из аудиторий и передавали их в соседние кабинеты преподавателям, которые решали задания. Договариваются и с руководителями центров. Те, когда собирают бланки, незаметно делают пометки на трёх бланках одного ученика (они-то видят, кто их приносит) и сообщают об этом сотрудникам Института повышения квалификации преподавательских кадров, которые заносят данные в компьютер. Там же нужные задания корректируются и только потом сканируются и заносятся в электронную базу. Если в первом случае нужно договариваться на месте с незнакомыми людьми, но зато обходится это дешевле (по 25–30 тысяч уполномоченному, преподавателю/директору – руководителю центра), то второй вариант требует знакомств и обходится он, как правило, дороже: по нашим данным, до 250 тысяч рублей. Есть и другие варианты. Например, в центре формируется «блатной» класс, в котором и уполномоченные, и руководитель действуют совершенно открыто. Там для выпускников сидят и выполняют задания «прикомандированные» учителя. Но в городе такое осуществить тяжело. Другое дело – село, где все так или иначе друг друга знают, и технически исполнить всё намного проще. С этим и связана такая волна «переездов» из столицы в районы республики. Кстати, именно по причине жёсткого контроля средние баллы по ЕГЭ в Махачкале в прошлом году оказались ниже, чем в некоторых горных районах.
Умники и умницы
«Зачем искать все эти варианты, ведь можно совершенно бесплатно сдать экзамены и поступить, нужно только хорошо учиться!» – скажете вы. Да, на первый взгляд это так. На деле же очень скоро аттестат о среднем образовании, как и поступление в вуз, может стать привилегией либо очень умных и продвинутых учеников, либо детей богатых и продвинутых родителей. Один пример: в прошлом году, когда «замутить» с ЕГЭ было проще, нередки были случаи, когда учителя, сидящие в соседних с выпускниками аудиториях, НЕ СМОГЛИ выполнить экзаменационное задание С. Даже для них оно оказалось не под силу. Тогда около 25 % учеников провалили экзаменационные задания по математике и русскому языку, а средний полученный балл у сдавших был 3 и 2,6 соответственно. И если по математике и русскому языку уже есть прошлогодний опыт, и учителя в нормальных школах вот уже полтора года как целенаправленно готовят к ЕГЭ учеников, то большие проблемы могут возникнуть с другими предметами. Экзаменационное задание по истории, например, предполагает написание эссе. Сложная программа с лексико-грамматическим тестом и сочинением по английскому языку. Не подготовлены ученики и к другим экзаменам.
Саида Багаудинова, учитель химии 9–11 классов: Нам, пятерым учителям по химии, предложили пройти тестовое задание по типу тех, что включают в экзаменационные задания ЕГЭ. Конечно, может быть, здесь и нет особого повода для гордости, но я скажу, что пункты С и для нас, учителей с высшим образованием и стажем преподавательской работы, оказались весьма непростыми. Мы еле уложились в установленное время, а кое-кто и не сумел его пройти. Тогда что говорить об учениках!»
Кто-то из родителей уже сегодня нашёл для ребёнка репетитора, но с ними тоже большая проблема: необходимого количества репетиторов высокой квалификации просто нет. Это касается практически всех предметов. Другие родители будут искать иные варианты, и их будет большинство. А где есть большой спрос, там обязательно должно появиться и соответствующее предложение. Мы будем отслеживать ситуацию с ЕГЭ и в скором времени вернёмся к данной теме.
Номер газеты
- 2 просмотра