Сетевой сбой

Во вторник, 3 сентября, в Кизилюрте состоялось совещание сетевых компаний республики государственной организации «Дагестанская сетевая компания», входящей в структуру ПАО «МРСК Северного Кавказа» и частной «ДагЭнерЖи». Разбирали конфликт, продолжающийся уже три года. «ДагЭнерЖи», имея на руках решение суда, требует от ДСК освободить помещение для своих сотрудников, но руководство последней уходить отказывается. Журналисты «ЧК» из-за нежелания ДСК на встречу попасть не смогли, однако некоторые подробности всё же удалось выяснить.

ООО «ДагЭнерЖи» – территориальная сетевая компания РД – эксплуатирует электросети Кизилюрта, Дагестанских Огней, Шамилькалы, половины Кизляра, а также нескольких крупных предприятий. Она осуществляет свою деятельность с 2016 года на основании концессионного соглашения – формы государственно-частного партнёрства, где инвесторы вкладывают собственные средства в развитие и реконструкцию сетевой инфраструктуры, а муниципальное образование позволяет пользоваться данным имуществом.

Конфликт между компаниями начался ещё в 2017 году, когда МРСК совместно с ДСК в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Электросеть» обратилась в Арбитражный суд республики. В заявлении компания и конкурсный управляющий Николай Тихонов требовали признать недействительными договоры аренды с администрацией Кизилюрта, концессионного соглашения и применить последствия недействительности сделок путём возврата на баланс должника имущества согласно перечню, отражённому в акте приёма-передачи. Первые две инстанции удовлетворили требования истца, однако при обжаловании в кассационную инстанцию дело было возвращено на новое рассмотрение.

Пока компании судились, их конфликт успел перерасти в некоторой степени и в личный: 29 июля прошлого года, напомним, в ресторане «1000 и 1 ночь» в Махачкале произошла потасовка между управляющим директором ДСК Муртазали Гитинасуловым и руководителем «ДагЭнерЖи» Рабаданом Абдурагимовым, в результате которой последний получил порез руки. В МВД по РД позднее, не называя участников инцидента, сообщили, что материалы дела направлены на судмедэкспертизу.

Месяц назад, 12 августа, 16-й Арбитражный апелляционный суд г. Ессентуки оставил без удовлетворения апелляционную жалобу МРСК и ДСК, тем самым признав законным концессионное соглашение и договор аренды с администрацией Кизилюрта. Но, как сообщил в разговоре с «ЧК» Рабадан Абдурагимов, исполнять решение суда в компании отказались.

«Они отказываются покидать помещения и предлагают нам оспорить их договор аренды, заключённый с конкурсным управляющим МУП «Электросеть», хотя это незаконно», – считает он. 16 августа «ДанЭнерЖи» направила уведомления в Правительство РД, МВД и ФСБ республики, а также в прокуратуру Дагестана, где указала, что даёт срок для освобождения помещения до 2 сентября.

Ни одно из ведомств, по словам руководителя компании, на уведомление не ответило и никаких действий не предприняло, а помещение ДСК так и не освободила. «На встрече 3 сентября они снова повторили то же самое, что и раньше: оспорьте наш договор аренды. С приходом нового руководителя мы надеялись на адекватный диалог, но он продолжает практику компании», – рассказывает руководитель «ДагЭнерЖи».

Напомним, 5 августа коллективу Дагсетей был представлен новый руководитель, сменивший на этом посту Муртазали Гитинасулова, Владимир Сыщиков. Он проработал в электроэнергетике 20 лет, с 2010 по 2018 год являлся заместителем генерального директора – директором филиала ПАО «МРСК Центра» – «Тамбовэнерго». «В своё время «Тамбовэнерго», которое он возглавлял, заняло первое место в МРСК по работе с потерями электрической энергии. Мы считаем, что этот опыт сегодня в Дагестане востребован», – подчеркнул тогда гендиректор компании «Россети Северный Кавказ» Виталий Иванов.

 

Намеренное банкротство?

 

По мнению Рабадана Абдурагимова, всё вышеперечисленное делается намеренно и по уже не раз отработанной схеме, по которой ушли сети в Избербаше, Дербенте, Хасавюрте, Кизляре и чуть не ушли в Кизилюрте. Все эти случаи банкротства  сопровождались присутствием одного и того же конкурсного управляющего – Николая Тихонова.

«Так, сетевая компания получает деньги от сбытовых компаний, крупнейшая из них – Дагестанская энергосбытовая компания (ДЭСК). Это дочерняя структура ПАО «МРСК Северного Кавказа», принадлежащая Россетям. Вторая компания – это ДСК. То есть местные муниципальные сети, получив деньги за услуги по передаче электрической энергии от гарантирующего поставщика ДЭСК, себе оставляют часть, и по тарифу, который устанавливает республиканская служба по тарифам, передают оплату в вышестоящую сетевую компанию. То есть 1,5 рубля получили, 1 оставили, 0,5 отдали наверх.

Таким образом, с двух сторон компании доводят до банкротства: ДЭСК ни копейки за весь период не оплачивает местному муниципальному предприятию сетей. Они годами судятся, ругаются, получают исполнительные листы, но для ДЭСК это никакой роли не играет, так как у них более 40 млрд рублей долгов. А ДСК, кому муниципальное предприятие сетей должно платить за услуги по передаче, тоже подаёт в суд за неуплату», – рассказывает Абдурагимов.

Так, возникает ситуация, когда муниципальное предприятие не может взыскать  у одной дочерней подконтрольной структуры МРСК деньги, а другая подконтрольная структура её начинает банкротить. Заходит основным кредитором, ставит своего конкурсного управляющего, который начинает распродавать активы в интересах кредитора либо других связанных с ним лиц. По словам руководителя компании, практически все муниципальные сети республики были выведены по такой схеме либо на МРСК, либо на частных лиц.

По данным анализа сбора средств, проведённого «ДагЭнерЖи», стоимость чистых активов ДЭСК за 2018 год составила минус 31,5 млрд рублей, и динамика растёт по 5–6 млрд в год. ДСК, согласно официальной отчётности, закрыла прошлый год с убытком 6,8 млрд рублей. Бухгалтерский баланс составляет 485 млн рублей.

Выходит, что ДСК идёт по пути «Дагэнергосети», ранее выполнявшей те же функции. «МРСК уже выиграла у своей же дочки суды на 1 млрд руб. по аренде. Федеральная сетевая компания взыскала с ДСК более 4 млрд рублей. Все сливают в неё свой «мусор» как можно быстрее, чтобы затем всё «выбросить», а потом создать такую же компанию, которая проработает ещё 4 года и так же соберёт весь «мусор». А ведь это – деньги потребителей», – считает Абдурагимов.

Именно с этим, считают в компании, связан рост тарифов на электроэнергию. На правительственных совещаниях не раз озвучивалось о проблеме низкого сбора платежей с потребителей, нехватки средств на содержание сетей и необходимости повышения тарифов, однако Абдурагимов уверен, что для увеличения роста платежей нужно снизить тарифы за электроэнергию.

«Если я не ворую и ежемесячно оплачиваю электрическую энергию по тарифу 2 рубля за кВт в час, а мой сосед ничего не платит, то тот, кто недополучает, говорит, что надо поднять тарифы. То есть я платил 2 рубля, а теперь буду платить 4 рубля за себя и за соседа? Нет, я тоже перестану платить», – привёл пример сетевик. Он уверен, что при увеличении роста тарифов пойдёт резкий спад платежей, так как хищения электроэнергии увеличивают потери, потери увеличивают рост тарифов, а рост тарифов снизит рост платежей и хищения снова увеличатся.

По мнению руководства «ДагЭнерЖи», в компании специально оттягивают время, при этом понимая, что МРСК всё равно придётся уйти, так как все суды проиграны и это только дело времени. В результате больше всего проблем может быть у жителей Кизилюрта, так как грядёт отопительный сезон. «Мы туда ещё не зашли, а местные сотрудники знают, что максимум через пару месяцев уйдут и предъявить им претензии будет сложно. Как вы думаете, чем они будут заниматься? Они, вероятнее всего, захотят снять сливки перед уходом»,  – предположил в разговоре с «ЧК» Абдурагимов.

В пресс-службе ДСК назвали необоснованными и преждевременными требования «ДагЭнерЖи» об освобождении и возврате электросетевого имущества Кизилюрта ввиду отсутствия судебных актов вышестоящих инстанций. «Электросетевое имущество г. Кизилюрта используется АО «Дагестанская сетевая компания» с декабря 2017 года на основании действующего договора аренды, заключённого с Конкурсным управляющим МУП «Электросеть». Затраты на содержание имущества включены в тариф АО «Дагестанская сетевая компания» на услуги по передаче электроэнергии, а также учтены в расчёте НВВ АО «Дагестанская сетевая компания» на 2018–2019 годы», – заявили там. ]§[

Номер газеты