25 декабря 2003 г. на седьмой сессии Народного Собрания РД обсуждалось два блока экономических вопросов. Первый блок касался земельных отношений, оборота земель сельскохозяйственного назначения и статуса земель отгонного животноводства. Второй блок вопросов, так или иначе, был связан с бюджетом. В частности, в первом чтении были приняты проекты законов «О республиканском бюджете РД на 2004 год» и «О налоге на имущество организаций». Также был принят законопроект, закрепляющий повышение денежного вознаграждения высших должностных лиц РД, размера должностных окладов и ежемесячных надбавок за квалификационный разряд государственных служащих РД.
Стержневым законопроектом любого года является закон о бюджете. Именно тогда проступают контуры состояния республиканской экономики в будущем году. Произошедшие изменения в федеральном законодательстве приводят к сокращению налогового потенциала республики, а провалы в исполнении бюджета текущего года доказали, что раздувать доходную часть до бесконечности нельзя.
Республиканский бюджет 2004 года прогнозируется с дефицитом. Источники его покрытия как всегда туманны и будут иметь мало общего с реальностью.
В тоже время не задействован в полной мере один из самых реальных резервов пополнения бюджета — имущественные налоги. Вопрос о налоге на имущество рассматривался на сессии, но фактически было закреплено уже существующее положение дел. В Дагестане уже давно сложилась система, при которой налог на имущество юридических лиц держится на самом низком в России уровне (ставка налога составляет лишь 2%). При этом собираемость налога оставляет желать лучшего. Крупнейшие дагестанские предприятия, приватизированные за бесценок в 90-е годы, ссылаясь на бедность, всячески стремятся провалить повышение ставок имущественного налога. Почему? Потому что это один из немногих налогов, который реально можно собирать в полном объеме. Объемы производства и прибыль можно скрывать, зарплату — выдавать персоналу в конверте, а этот налог легко обращается на имущество должника и заставляет его либо работать эффективнее, либо продавать имущество более рачительному хозяину.
Не получается продать задолжавшее предприятие — можно перевести его долги в государственную собственность в форме передачи государству пакета акций. В определенный момент на акции найдется покупатель и долги вернутся в бюджет.
Сейчас налог на имущество юридических лиц приносит около 5% бюджетных доходов. Потенциально он может давать в 2-2,5 раза больше.
«Но это ведь повысит налоговое бремя на предприятия!» — возразят сторонники действующей системы.
Однако налоговое бремя — это не только налог на имущество, но и десятки других налогов. Чтобы не загонять предприятия в угол, можно, например, пропорционально снизить налог на прибыль. В этом случае экономическая система изменится: чем эффективней работаешь, тем больше экономишь за счет низких налогов на прибыль, соответственно, проще платить высокие имущественные налоги. Тогда уже не получится десятки лет «сидеть» на приватизированной собственности, омертвляя ее собственной несостоятельностью в данном бизнесе. Экономика вынуждена будет работать.
Этот подход в полной мере относится и к земельному налогу, который тоже является рекордсменом по низкой собираемости в республиканскую казну. Но без законодательного оформления свободного оборота земли данная система работать не будет.
Сессия рассмотрела актуальные вопросы, влияющие на развитие дагестанской экономики. Но огорчает, что и в этот раз не произошло радикальных изменений к лучшему. ]§[
- 2 просмотра