[ Разбор полётов ]

Монополистов не любит никто, кроме их самих. Чувство незаменимости, «избранности» создаёт у данной категории комплекс безнаказанности и превосходства над окружающими.

Ситуация на рынке авиаперевозок республики сложилась непростая. Неожиданная смена руководства ФГУП «Авиалинии Дагестана», в 2003г.многочисленные судебные дела, возбуждаемые против авиакомпании как самими работниками, так и антимонопольными службами, заставляют полагать, что не всё ладно у наших «авиаторов». Туристы против «Авиалиний»

В редакцию «Черновика» обратились туристы, пользующиеся услугами фирмы «Сириус», с жало бой на то, что «Авиалинии Дагестана» создают препятствия для организации чартерных рейсов, а представители авиакомпании в Стамбуле занимаются поборами и вымогательством.

Директор турфирмы «Сириус» Магомедхан Арацилов, к которому мы обратились за комментариями, был настроен решительно: «Нам в последнее время настойчиво отказывают в выполнении чартерных рейсов в Стамбул. Ладно бывают ситуации, когда у «Авиалиний Дагестана» не хватает своих самолётов – так ведь не дают разрешения на посадку в Махачкале самолётов, арендованных нами в Саратове и других городах! Генеральный директор «Авиалиний Дагестана» Мирза Омариев в беседе со мной как-то обмолвился: «Я купил это место, и я, и все мои родственники должны зарабатывать деньги». Они, видимо, забыли, что когда у «Авиалиний Дагестана» летал в Стамбул только чартер (договор сдачи в найм судна для перевозки пассажиров, грузов за обусловленную плату – прим. ред.) у них не было даже лицензии, они представляли везде копию нашего документа. Долг перед турецкой стороной у «Авиалиний Дагестана» составлял тогда 620 тысяч евро, и Омариев писал письма в Стамбул, мол, мы мусульманская республика, разрешите нам регулярные рейсы.

Кроме этого, официально цена перевозки 1 кг сверхнормативного груза стоит $ 2. Но если не заплатишь $ 3 – твой груз может ос- таться в Стамбуле, его никто не загрузит в самолёт. Командует всем двоюродный брат Мирзы Омариева Гасан Алиев, назначенный представителем «Авиалиний Дагестана» в Стамбуле.

Непонятно, с кем «Авиалинии Дагестана» ведут дела в Турции. По документам, их партнёром является фирма «Ситинай Туризм». По нашему заявлению в правоохранительные органы, в Стамбул был отправлен специальный запрос, на который турецкая сторона ответила, что такая фирма у них не зарегистрирована.

Я знаю, что в адрес «Авиалиний Дагестана» поступало предложение от московской авиакомпании «Центр-Авиа» организовать регулярные рейсы «Москва–Махачкала», цена билета должна была состоять в пределах 3 тыс. рублей. Но Омариев, испугавшись конкуренции, отказался». Блатные – в «Центр-Авиа»

Вопросы, связанные с заявлением туристов и работой махачкалинского аэропорта, мы задали гендиректору ФГУП «Авиалинии Дагестана» Мирзе Омариеву. Вот что он рассказал в беседе с корреспондентом «ЧК»: – Почему «Авиалинии Дагестана» отказывают турфирмам и авиакомпаниям осуществлять вылеты из Махачкалы и организовывать чартерные рейсы?

– Авиакомпании – это авиакомпании. Туристические компании могут заниматься туризмом, а осуществлять вылеты они не имеют права в силу законных ограничений. У нас есть лицензия на право заниматься перевозочной деятельностью. У компании «Суриус» данной лицензии нет. Я вам сейчас приведу пример, могу даже нарисовать схему. Вот рейс в Турцию, Стамбул. Цена этого рейса $ 30000. – Что включает данная цена?

– Цена включает расходы на путь до Турции и обратно. Рентабельность составляет от одного до десяти процентов – это наша прибыль, остальное – расходы. Средняя стоимость билета составляет от $ 250 до $ 300 , туда и обратно. Теперь турфирма со 160 пассажиров собирает деньги, всего $ 48 тыс. – А если не набирается 160 человек?

– В этом случае турфирма просто не выполняет рейс. Вот смотрите, они собирают 48 тысяч, из них 31500 отдают нам, остальное остаётся турфирме. А на нашем предприятии, чтобы осуществлять рейсы, работают 950 человек.

«Авиалинии Дагестана» являются назначенным перевозчиком (в соответствии с межправительственными соглашениями, на одну линию страна назначает перевозчиков, их количество зависит от договорённости) на линии «Махачкала–Стамбул». Сейчас мы выполняем два рейса в неделю. Если будут люди – 6 раз в неделю. Но основная проб- лема в том, что мы не набираем людей и на два рейса. Существует система лишения «статуса регулярного перевозчика». Если мы станем летать меньше одного раза в неделю, то нас лишают такого статуса. Поэтому мы должны выполнить рейс, даже если будет мало людей. Арацилов и любая турфирма на это не идут, оттого рейсы у них нерегулярные. Поэтому я не мог с ним согласиться. – Что вы скажете по фактам вымогательства денег за оплату багажа с туристов в Стамбуле?

– Я в курсе, что по этому поводу уже возбуждено дело. Откуда взялась цифра $ 3 – даже не знаю, у нас перевозка груза стоит 80 центов. Если вес багажа превышает 20 кг, то к данному тарифу прибавляется по 1% от пассажирского тарифа. Я слышал, что в Стамбуле берут $ 2,5–3. Надо там везде развесить сообщения, что цена перевозки такая-то. Если кто-то вместо $ 2 берёт $ 2,5, то можно написать заявление, это дело уголовно наказуемо. Вообще говорят, что заявление поступило от туристов, близких к Арацилову, которых он заставил его написать. Вы покажите мне хотя бы одного! Поэтому какие-то выводы делать я не могу. – Почему авиакомпания «Центр-Авиа», которая за 3 тысячи рублей готова была летать по маршруту «Москва–Махачкала» своими самолётами, не получила разрешения?

– На эту линию были назначены две компании: «Внуковские авиалинии» и «Авиалинии Дагестана». Затем «Внуковские авиалинии» выкупила компания «Сибирь» и стала вместо них. Теперь заявляется «Центр-Авиа» с двумя самолётами, больше ничего у них нет. Кому они лапшу вешают?

За «Центр-Авиа» стоит весь блатной мир Дагестана, ко мне кто только не обращался. Как-то один из уважаемых в республике людей говорит мне: «Хорошее дело, $ 10 с билета будут твоими, соглашайся». В другой раз за них хлопотал ректор одного из наших вузов.

«Центр-Авиа» вообще «левая» контора. Такая компания называется однодневкой. Кроме того, их невозможно пустить и по другим причинам. Одна из них – ЯК-42, незапущенный, огромный. Мы даём его только по разовым разрешениям. «Авиалинии Дагестана» обкатали свой маршрут, «Сибирь» – тоже. А «Центр- Авиа» – только открылись. Куда они лезут? Они просто хотят сорвать куш и спрятаться в кусты. А нам здесь экономическое потрясение не нужно, мне придётся через 3-4 месяца закрыть авиалинии! – Бытует мнение о необходимости акционирования ФГУП «Авиалинии Дагестана» и разделении аэропортовских стуктур. Как Вы к этому относитесь?

– Процедура акционирования аэропорта уже подходит к завершению. Мы ждём распо ряжения Правительства, в котором будет сказано, что мы с сегодняшнего дня являемся открытым акционерным обществом. – Кто будет акционерами?

– Акционеры – 100% – государство. В последующем возможно продать только 49% акций. Вопрос в том, кто их купит и кому они нужны? Я не слышал, чтобы за акциями аэропортов гонялись и хотели их приобрести. – Cмотря какой аэропорт…

– Пусть будет самый престижный, тот же Внуково. Акции в основном находятся в частной собственности. Они никогда не котируются на биржах. Это достаточно рискованное производ- ство, связанное не только с аварийными ситуациями, но и с погодными условиями.

А что касается разделения, то есть транспортная стратегия России, где сказано, что для эффективной деятельности авиации необходимо, чтобы аэропорты и авиакомпании были разделены. Это не было принуждением, но постепенно все стали разделяться. К чему это привело? В Ростове аэропорт «Дон», раньше были «Донские Авиалинии». Они выжили, стали филиалом «Аэропорт – Дон». «Волгоград», «Астрахань»– разорились, «Элиста» – вообще уже не существует.

Если мы отделим аэропорты от авиакомпаний, то последним придётся платить аэропортам за стоянку, за базирование, за взлётно-посадочную полосу. Появятся конкуренты. Они, конечно, есть, но их станет намного больше. Я-то могу в данный момент тарифы придержать, подключить политику, защитить ситуацию. Я переживаю в основном насчёт московского рейса. Я уже ранее говорил о том, что разделение предприятия может привести его к разорению, поэтому об этом не может быть и речи. Право выбора

Нам интересно было услышать мнение человека, который стоял у истоков образования «Авиалиний Дагестана», будучи первым всенародно избранным директором. На вопросы корреспондента «Черновика» отвечает Алексей Джабраилов. – Так нарушают «Авиалинии Дагестана» антимонопольное законодательство или нет?

– В условиях рыночной экономики любая монополия является тормозом. Право выбора должно быть всегда. Сейчас же «Авиалинии Дагестана» не дают такого права выбора, диктуя свои условия полётов, а также цены, которые выше, чем у других перевозчиков. К примеру, любая турфирма ориентируется на своих клиентов, а тем выгодно, допустим, прилетать в Стамбул вечером. Это вполне нормальное желание пассажиров. Но в «Авиалиниях Дагестана» вам скажут: мы можем только утром или завтра.

При заказе чартера турфирма оплачивает фиксированную сумму авиакомпании, а дальше – будет один турист или сто, для «Авиалиний Дагестана» разницы нет, они должны выполнять рейс. Но там такое правило: когда много пассажиров – это регулярный рейс, если мало, то чартерный.

Часты случаи, когда пассажиры, прилетая из Стамбула, обнаруживают, что не прибыл их груз. А всё из-за того, что представитель «Авиалиний Дагестана» в первую очередь отправляет груз своих людей и доверенных фирм. В результате страдают простые пассажиры, которым говорят, что произошло это по причине перегрузки самолёта, поэтому им придётся подождать ещё неделю. Авиаком- пании не интересен тот факт, что люди теряют деньги, если их товар в срок не будет доставлен.

Был случай, когда туристы «Сириуса», летевшие из Махачкалы, из-за поломки самолёта почти трое суток провели в Стамбуле. До сих пор никто не возместил им ущерб, хотя «Авиали- нии Дагестана» должны были оплатить гостиницу и питание. Более того – и сейчас у «Авиалиний Дагестана» нет лицензии на осуществление регулярных зарубежных полётов. Якобы у турецких партнёров есть такая лицензия, и те «заказывают» самолёты из Махачкалы.

Не желая связываться с нашим аэропортом, многие дагестанцы летают через Нальчик, Баку, Владикавказ, другие города страны. Республика теряет деньги, а «Авиа- линии Дагестана» – доверие пассажиров. Руковод- ство авиакомпании таким образом просто душит своего потребителя. – На внутрироссийских рейсах такая же ситуация?

– Вот недавний пример. Когда были январские снегопады, двое суток не летали из Домодедово в Махачкалу самолёты компании «Сибирь». Многим авиапассажирам наверняка преподносили другую версию. А дело в том, что из Махачкалы руководство «Авиалиний Дагестана» сообщало в Москву, что из-за снегопада нет стоянки для самолётов, хотя на свои рейсы такой запрет не распространялся, полоса была очищена, самолёты летали регулярно. Люди сидели в аэропорту двое суток, у кого не выдерживали нервы, те сдавали билеты и ехали во Внуково, чтобы там пересесть на рейс «Авиалиний Дагестана». Кто возместит им моральные и материальные потери?

Приведу ещё один случай, касающийся авиакомпании «Сибирь». У неё есть желание пустить на махачкалинскую линию «Боинги», но «Авиалинии Дагестана» под разными предлогами всячески препятствуют этому, потому что знают, что пассажиры предпочтут лучшие условия, предлагаемые «Сибирью». Вместо того, чтобы повышать уро- вень обслуживания и снижать цены, вступает практика элементарного запрета.

Честно говоря, мне страшно летать на самолётах, которые сейчас эксплуатируют «Авиалинии Дагестана». Развал налаженной системы работы, отсутствие достаточного количества профессионалов, выработанный самолётами ресурс не могут не сказаться на безопас- ности полётов.

– Недавно УФАС по РД по факту нарушения антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Авиалинии Дагестана» возбуждено очередное дело. Только на этот раз по поводу билетных касс.

– Дело в том, что «Авиалинии Дагестана» в нарушение закона отключили махачкалинское агентство «М-4» от центра бронирования и продажи авиабилетов. «М-4» – это аккредитованное агентство, где можно приобрести авиабилеты в любую точку России и мира. Но только не на рейсы «Авиалиний Дагестана». Хотя, если логически рассуждать, чем больше билетов реализует компания, тем это ей выгоднее. Но только не для «Авиалиний Дагестана», которые, видимо, специально отключили «М-4», зная, что я имею к этому агентству отношение. Получается как в старой поговорке: «Назло кондуктору пойду пешком». – А вы что-нибудь слышали про московскую компанию «Центр-Авиа», которая хотела летать в Махачкалу? По словам Омариева, за ней стоит весь «блатной мир» республики…

– Какая ему разница? Зачем Омариеву обсуждать, блатные за них просят или не блатные? Это его стиль – выяснять, кто кого «крышует». Задача «Авиалиний Дагестана» – принять и обслужить рейс. Я не помню точной суммы, но, действительно, цена их билетов на рейс «Центр-Авиа» была бы намного ниже. А это кое-кому невыгодно.

Недавно один мой товарищ пожаловался, что билет до Махачкалы он купил в Москве за 10 тысяч рублей. Я удивился, так как таких цен нет. Потом я специально узнавал – действительно, билет на рейс «Махачкала–Москва» первого класса стоит около 10 тысяч рублей. А чем отличается первый класс? Пошире кресла, чуть получше питание. И всё. Я считаю, для дагестанцев такие цены не приемлемы. Сейчас есть рейсы в США за $ 350, как можно сравнивать продолжительность полёта и уровень комфорта между этими рейсами?

Вообще, если спросить моё мнение, следует разделить аэропорт и «Авиалинии Дагестана». Разделение авиакомпаний и аэропортов – это сложившаяся отечественная и зарубежная практика. Если в одном аэропорту будут обслуживаться 3-4 авиакомпании, у пассажиров будет выбор, а конкуренция вынудит компании создавать для своих клиентов наилучшие условия. «В наших услугах не нуждаются»

Обвинения, высказанные генеральным директором ФГУП «Авиалинии Дагестана» в адрес авиакомпании «Центр-Авиа», достаточно серьёзны. Мы связались с её руководством, и вот как прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО «Центр-Авиа» Алексей Сакач:

«Да, мы предлагали достаточно привлекательные условия для дагестанских авиапассажиров, где цена билета была бы намного ниже, чем у других компаний. Но мотивировка со стороны «Авиалиний Дагестана» была такова, что «сейчас полностью удовлетворяется спрос на авиаперевозки между Москвой и Махачкалой», и они не нуждаются в наших услугах. Такая формулировка противоречит всем нормативным актам, в том числе Воздушному кодексу и антимонопольному законода- тельству.

Что касается самолётов ЯК-42, которые якобы не приспособлены для махачкалинского аэропорта, то такое заявление мог сделать только непрофессионал. Они ссылаются на то, что в Махачкале нет технической возможности буксировать ЯК-42. Ради бога, мы готовы были прислать всё необходимое – говоря простым языком, там нужна всего специальная металлическая планка, которая соединяет тягач и самолёт. ЯК-42 нашей компании летают даже в зону евроконтроля, так как удовлетворяют самым строгим критериям, предъявляемым к воздушным судам в Европе. Но только в Махачкале мы получаем отказ.

Если комментировать слова Омариева о том, что «Центр-Авиа» не располагает достаточным парком самолётов, то могу сказать следующее: в распоряжении холдинга «Центр-Авиа» сейчас 25 воздушных судов, и если надо, любое их количество я могу выделить для полётов в Махачкалу.

Я в первый раз слышу о том, что за «Центр-Авиа» стоят какие-то дагестанские криминальные структуры. По-моему, те времена давно прошли. Наша авиакомпания просто хотела цивилизованно войти на дагестанский рынок авиаперевозок, что позволило бы решить не только транспортные, но и социальные проблемы населения, так как многие не в состоянии платить до 10 тысяч рублей за билет до Москвы». Комментарий «ЧК»

Монополия – это плохо. Эту азбучную истину наверняка усвоили все. Почему же только в Дагестане монополисты чувствуют себя так вольготно? Потому что у нас не работают законы. Яркий тому пример – УФАС по РД неоднократно возбуждает дела против ОАО «Дагсвязьинформ», по которым выносятся решения о наложении крупных штрафов, но эти решения не исполняются.

Как же исправить ситуацию на рынке авиаперевозок Дагестана? Первым шагом в этом направлении явилось бы отделение авиакомпании от аэропорта и в дальнейшем его акционирование.

«О таком разделении мы говорим давно, оно призвано усилить конкуренцию и улучшить работу всех структур, занятых в этой отрасли», – так прокомментировал тему министр транспорта, дорожного хозяйства и телекоммуникационных систем РД Аскерхан Аджиев.

Того же мнения председатель Комитета по транспорту РД Магомед Саидов, который выразил мнение «о целесообразности разделения аэропорта на несколько самостоятельных структур, что должно позволить увеличить прибыль предприятия».

Первым делом – самолёты, пелось в популярной песне. В данной ситуации на первом плане должны стоять люди, а уже потом – внутренние интересы любой компании. ]§[

Номер газеты