В нашем городе, словно под действием мощного пылесоса, втянуты в центр люди, супермакеты, торгово-развлекательные комплексы, административные здания и транспортные средства. Ежедневно со всех въездных магистралей в Махачкалу стекаются сотни машин. Учитывая то, что дорожное хозяйство с каждым годом лучше не становится, а застройка изначально осуществлялась без учёта требований генплана, возникала неизбежная ситуация: кровеносная система города стала давать сбои. Он не справляется и стонет от такой нагрузки: транспортная система отказывается функционировать…
Застройка по разработанному профессионалами плану официально стала осуществляться только в 2003 году1. До недавнего времени мы не задумывались, как устроен наш город. Но веерные отключения и пробки на дорогах заставили нас думать о том, что творится с дорожным и коммунальным хозяйством (базовая инфраструктура не менялась в течение 30 лет), почему так нерационально застраивалась Махачкала.
А ведь истоки проблемы дорожного хозяйства нужно искать не только в настоящем, но и в прошлом. Махачкала, зажатая между морем и горами, исторически была лишена широких проспектов. Существующие сквозные магистрали – слишком протяжённые и не вмещают весь поток транспорта, а сопутствующие магистралям улицы (то есть обслуживающие их) либо сужены уплотнительными застройками, либо просто не обладают той пропускной способностью, которая необходима для всё увеличивающегося транспортного потока. На сегодняшний день (по данным ГИБДД РД) в Махачкале зарегистрировано 160 000 транспортных средств (ТС), и каждый день их число увеличивается на 100. А теперь добавьте огромное количество машин из других городов и районов нашей республики, которые по той или иной нужде посещают столицу. А нужд этих, поверьте, много: торговля, учёба (более 50 учебных заведений), больницы. И это не считая других повседневных миграционных процессов. Одной только этой причины (растущее количество авто) хватило бы для того, чтобы остановить транспортное движение в городе. Но подобных причин, к сожалению, много…
Пройдёмся по пунктам
Это и «лежачие полицейские», которые во многих случаях только стопорят движение и заставляют водителей объезжать такие улицы, и нехватка автопарковочных площадок и альтернативных маршрутов, и отсутствие сквозных магистралей, разбитые дороги, плохая работа ГИБДД, невежество водителей и прочие перманентные беды, наличие которых делает махачкалинскую дорожную действительность невыносимой. На возникновение пробок влияет очень много факторов, о которых мы с вами можем не догадываться. К примеру, одной из причин пробок и аварий командир ОБ ДПС ГИБДД при УВД Махачкалы Абдулхаким Керимов называл тонирующие плёнки, которые модники-водители устанавливают в своих авто. А когда идёт дождь, именно эти плёнки в разы затрудняют и без того не идеальный обзор. Но это частности. Общее для нас важнее. Во-первых, облегчил бы ситуацию на дорогах вынос за пределы города крупных рынков, из-за наличия которых пропускная способность дорог резко уменьшается. В районе Второго рынка, на ул. Ирчи Казака, на проспекте Акушинского, в районе Северной автостанции, Цумадинского и «Восточного» рынков. По словам председателя Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомеда Набиева, любой рынок должен обеспечить стоянку для своего транспорта, а также транспорта тех людей, которые посещают рынок. Иначе этому рынку просто не должны выдавать паспорт, на основе которого он функционирует. У нас же этим правилом пренебрегают.
Во-вторых, в городе много тупиковых (в прямом и переносном смысле) улиц. К примеру, улицы Котрова и Ленина упираются в площадь им. Ленина, на которой запрещена всякая дорожная активность. Помимо этого, «стоят» многие сопутствующие улицы, которые обслуживают центральные магистрали. Такая история наблюдается с маршрутами, параллельными проспекту Шамиля. Они не загружены в необходимом объёме. То же самое происходит с поперечными улицами, которые соединяют приморские и предгорные районы Махачкалы. Поэтому вся нагрузка в этой части ложится на проспекты Ярагского и Гамидова (последний, кстати, имеет проблемы с сообщающимися улицами).
В-третьих, большой проблемой является не всегда оперативная работа ГИБДД РД, которая зачастую просто наблюдает со стороны. Это может касаться правонарушений, когда свадебные кортежи «рассекают» по встречной полосе, а также останавливаются на проезжей части, или отсутствия регулировки сложных участков дорог. Особенно когда светофоры по той или иной причине не работают.
Кстати, светофоры – это взаимная ответственность муниципалитета и ГИБДД, которая распределена в следующей пропорции: регулировка и обслуживание лежит на ГИБДД (если быть точнее, то на строительно-монтажном и эксплуатационном управлении ГИБДД РД), а муниципалитет несёт расходы на строительство, установку и проектирование светофоров.
Вдогонку «проехавшим выше» свадебным кортежам хочется сказать, что пробки создают и чиновники всевозможных министерств, ведомств и прочих органов, которые пользуются (зачастую без мигалок и опознавательных знаков) правом свободного проезда или перекрытия улиц.
Слова, слова, слова…
Список причин с ужасающей частотой повторяющегося дорожно-транспортного коллапса можно продолжать. Но вместо этого мы приведём часть беседы с заместителем председателя НС РД по здравоохранению и социальной политике Газимагомедом Абдуллаевым, который долгое время работал в администрации Махачкалы и занимался в том числе и дорожно-транспортными проблемами столицы. В его ответах внимательный читатель увидит другие проблемы, связанные с дорогами Махачкалы, а также поймёт, какие планы по исправлению ситуации на дорогах реальны, а какие не очень…
– Многие считают, что пробки возникают из-за переизбытка маршрутного транспорта2 на дорогах. Может, стоит как-то его сократить или ограничить?
– Вы когда-нибудь наблюдали, как троллейбус поворачивает с улицы Коркмасова на Дахадаева? Троллейбус просто не вмещается в поворот. В Махачкале, за исключением двух-трёх магистралей, улицы не приспособлены для движения крупногабаритных транспортных средств, так что если убрать маршрутки и вместо них пустить на дороги автобусы или троллейбусы, то проблема не решится. То, что мы сейчас можем сделать, – это реконструировать некоторые улицы, расширить их. А для этого нужно переложить коммуникации, пересыпать саму улицу, создать современную систему засыпки.
– А какова вообще технология строительства?
– В этой области я, конечно, не специалист, но в общих чертах могу рассказать. Сначала изымается естественный грунт, размягчающийся от влаги, осуществляется засыпка песка, щебня... Потом все эти материалы уплотняются. После этого опять идёт засыпка мелкого щебня, песка и пр. И уже после трамбовки идёт прокладка асфальта. Несоблюдение технологии влечёт разрыв коммуникаций под землёй. Подпочвенные воды вымывают вязкий текучий грунт – и дорога проседает. На сегодняшний день мы пока не берёмся реконструировать улицу, если нет возможности её расширить. Для города сейчас одна из первостепенных задач – переложить улицы Гагарина и проспект Шамиля. Реконструкция ул. Гагарина уже началась, и на неё заложено 213 млн рублей. А вообще на новое строительство дорог в этом году будет потрачено около 140 млн рублей.
– А помимо реконструкции этих улиц, что может снять нагрузку с дорог Махачкалы?
– Нужно сделать некоторые улицы сквозными. Например, ул. Котрова от Первого рынка продолжить до ул. Гаджиева. То есть она будет проходить через парк. Он будет разделён дорогой, которую жители смогут переходить через закрытые арочные переходы над ней. Сама дорога будет закрыта от пешеходов специальной оградой. Кроме того, администрация города уже запретила в часы пик пускать в город большегрузный транспорт3. Это уже тенденция, что во многих случаях именно габаритные машины становились причиной заторов на дорогах.
– Это-то понятно. Другой вопрос: нельзя ли по примеру Москвы сделать разводящие дороги?
– Есть несколько мест, где можно обустроить разводящие дороги, или так называемые серпантины. На пересечении пр. Шамиля и ул. Ярагского, кольцо на пересечении Казбекова, Акушинского, Шамиля, а также пр. Насрутдинова, на котором есть для этого широкий участок. Помимо этого, современная инженерная мысль позволяет рассматривать вариант соединения подземным туннелем улицы Орджоникидзе с Редукторным посёлком. Конечно, администрация не перешла к детальному планированию, но эти варианты по разгрузке дорог рассматриваются.
Уже запланированы восемь подземных и надземных переходов. Запланировано строительство дороги, которая свяжет Первый и «Восточный» рынки. При протяжённости в 2,5 км стоимость её – 59 миллионов рублей. Она должна быть завершена к 2011 году.
Налоги не помогут?
В ходе разговора Газимагомед Абдуллаев сетовал, что для такого города, как Махачкала, денег выделяется маловато. Дескать, для города, обеспечивающего 70 % всех налоговых сборов республики (12 из 14 млрд), суммы, которые выделяются, недостаточны (Абдуллаев удивлялся, как получилось, что на душу населения в Махачкале тратится только 8172 рубля, тогда как, к примеру, на хунзахцев приходится 12769 рублей, а на избербашцев – 20756 рублей). Конечно, муниципалитету хотелось бы, чтобы выделяемые суммы были больше, и ситуация, когда ты зарабатываешь для других, может быть обидна Саиду Амирову.
Проблема эта частично решаема за счёт транспортного налога4, плата за который как раз и должна направляться на содержание дорог. Перспективу транспортного налога оценили и в Кремле, инициировав законопроект по его повышению. В частности, был внесён законопроект, согласно которому базовая ставка налога повышалась в два раза. Этот документ приняла в третьем чтении Госдума. Однако после этого ситуация поменялась – и против повышения налога единым фронтом выступили спикер Госдумы Борис Грызлов (который ранее голосовал «за»), совет палаты Совета Федерации и администрация президента. После отклонения закона депутаты и сенаторы создали согласительную комиссию, которая должна придумать новый, компромиссный вариант закона о повышении транспортного налога. Сошлись на том, что ставка налога остаётся на прежнем уровне, но при этом местным органам власти разрешено увеличивать или уменьшать её в 10 раз. То есть транспортный налог всё же повысили, но не напрямую, а опосредованно. Стоит сказать, что, хоть транспортный налог и может поправить ситуацию, для Дагестана эта мера непопулярна. Даже исходя из уровня жизни населения.
В Дагестане транспортный налог в последний раз повышали в октябре 2009 года. Но больших денег от него казна не имела никогда. Так, по данным Федерального казначейства, в Дагестане по этому виду налога заплачено 32,8 млн рублей (на Кубани – 2,1 млрд, а на Ставрополье – 363 млн рублей).
По мнению Исалмагомеда Набиева, этот налог уплачивают только 10 – 20 % владельцев транспортных средств: «Когда этот налог собирали сразу при техосмотре автомобиля, он собирался намного лучше. Теперь же налог собирает Налоговая инспекция, и для того чтобы заплатить его, человек должен сам пойти туда. Мне понравилась инициатива Владимира Жириновского, который предложил включать налог в стоимость ГСМ. Сейчас же автовладелец как бы подвержен двойному налогообложению. С одной стороны, он должен платить, а с другой – этот налог не служит конечной цели – ремонту дорог, и автовладельцу приходится платить ещё и за то, что его машина страдает от некачественных дорог, за ремонт которых он вроде бы уже заплатил через налог. А, к примеру, по причине некачественных дорог владелец «газели» тратит на ремонт около 5 – 10 % от стоимости машины».
Все потуги исправить ситуации на дорогах, безусловно, нужны и полезны. Сказать, что ничего не делается, нельзя. Но и не сказать, что мы сами себе рыли всё это время яму, – всё равно что покривить душой. Прогнозирования ситуации в перспективе абсолютно не было. Что говорить, если застройка города по плану началась только в 2003 году, и статистика учёта транспортных средств в Махачкале гибэдэдэшниками стала вестись также только в 2003 году. И немудрено, что с проблемой мы столкнулись только тогда, когда она проявилась в самой неприглядной форме и когда решение её стало очень дорогостоящим делом. А исправить-то вот так сразу ничего не получится… ]§[
1. В 1998 году глава города заказал разработку генплана Махачкалы московскому предприятию «Экоград» института «Гипробор», который был утверждён в 2003 году и в соответствии с которым развивается транспортная сеть города.
2. В среду в администрации города состоялось совещание городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, на котором присутствовали начальник отдела ГИБДД Султанмурад Магомалиев и замглавы администрации Махачкалы Феризула Кахриманов. Главным результатом совещания стало принятие документа, структурирующего работу такси в городе. Предполагается, что данный документ избавит город от «левых» такси.
3. Исалмагомед Набиев же, не касаясь большегрузного транспорта, предлагает в определённые дни разрешать ездить только автомобилям с чётными номерами, а в другие дни – с нечётными.
4. Суммы транспортного налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего направления в бюджеты муниципальных районов (городских округов).
В «ЧК» № 47 от 20.11.09 г. в статье «Сила в товариществе» допущена ошибка. Инициатором сноса гаражей у дома № 59 по пр. Насрутдинова и возведения на их месте капитального строения назван вице-мэр г. Махачкалы Мурад Мирзабеков. По данным «ЧК», в проекте переустройства оказался заинтересован другой вице-мэр – Альдер Мирзеханов. Приносим свои извинения Мураду Мирзабекову.
Номер газеты
- 33 просмотра