[ pro ]

[Бюджет стагнации] «Нет дела… успех которого был бы более сомнительным, чем реформы» – это врезавшийся в мою память осколок афоризма, приписываемый разным деятелям, запечатлевшим себя в истории.

Бюджет-2006 по своему содержанию близок к механическому учёту всех планируемых реформ в одном документе. Предстоит реформа ЖКХ? Пожалуйста – увеличим расходы на ЖКХ! Плохи дела в медицине и образовании? Подкинем деньжат в эти сектора! При этом никто пока толком не знает, как подступиться к тому же ЖКХ, что делать с системой медстраха и какова судьба ЕГЭ. Зато всё это незнание спрятано за условно красивую фразу – «инвестиции в человека».

Прогноз социально-экономического развития России на 2005-2008 годы, на базе которого составлялся ежегодный финансовый план, даёт основания усомниться в целесообразности резкого, почти в полтора раза, увеличения его расходной части. Судя по данным документа, доля экспорта в ВВП за три года снизится почти в 6 раз – до 2,5%. А определяющим фактором развития экономики будто бы станет рост внутреннего спроса, удовлетворение которого, как полагают «метеорологи», будет прирастать за счёт отечественного производителя. Остаётся только умиляться их наивной вере в стойкость отечественного производителя в преддверии вступления в ВТО.

Сам текст прогноза какой-то эклектичный. Кажется, что его составители делали минимальные усилия, чтобы убедить других в том, во что сами не верили. Судите сами: «Динамика импорта будет определяться постепенным укреплением национальной валюты, потребностями технологического перевооружения растущей экономики, ростом располагаемых доходов предприятий и населения». И совсем рядом идёт констатация того, что более высокими темпами будут расти розничная торговля – 7,9-9% и платные услуги населению – 5,6-6,1% в год при общем росте ВВП – 5,8% (даже эту, последнюю, цифру считают завышенной). То есть торговля и услуги будут расти быстрее, чем производство. Точно так, как в Дагестане. У нас за прошлый год, если верить статистике, промышленное производство выросло на 16,6%, а цифры роста оборотов розничной торговли и платных услуг населению зашкаливают за 40. Только в Дагестане «светила» экономики намного раньше стали использовать государственный бюджет в качестве крупнейшего инвестиционного источника «развития», задушив тем самым всякие «сорняки» конкуренции. А всевозможные республиканские инвестиционные программы преподносятся населению как катализатор прогресса.

Опыт первопроходца – маленькой республики, затерявшейся в группе регионов с крайне низким уровнем развития, – вряд ли заинтересует деятелей федерального масштаба. Это даже не Чили с Венесуэлой. Лично меня волнует, что же станет с Дагестаном при таком бюрократомонополистическом капитализме, если при более либеральных порядках мы не могли изменить своё положение в калейдоскопе регионов. А может, Минэкономразвития уточнит классификацию субъектов РФ, добавив группу регионов с уровнем развития ниже крайне низкого? ]§[

Номер газеты