[ Политика дубинки ]

Почему соперники в спортивных единоборствах должны иметь равную (или почти) массу мышц?.. Правильно, иначе тот, кто массивнее, просто задавит тощего. Но бывает и по-другому. Бывает, что лёгкий боец успевает нанести один единственный, но точный удар. И соперник на полу. Но это только в спорте. Совсем другое дело – политика. Тут, как ни крути, перебороть сильного – задача только для самых отчаянных…

С 1992 по 2003 годы в состав Махачкалы были включены 14 пригородных посёлков городского типа и сельсоветов. Они расположены на различном расстоянии от центра столицы: от 1 км, как Альбурикент, до 35 км, как Сулак.

Во всех этих посёлках сегодня в совокупности проживают свыше 70 тысяч человек, что сравнимо с населением таких городов как Буйнакск или Каспийск.

Читатель помнит о земельном апокалипсисе, охватившем несколько пригородных посёлков Махачкалы. Семендер, Новый Хушет, Ленинкент, Шамхал-термен… Список можно продолжить. Только за последние 5 лет по Махачкале прокатилось более десяти крупных митингов жителей данных посёлков против земельной политики руководства столицы. Если администрации Махачкалы эти процессы по душе, то остаётся её только поздравить. С приобретением ещё 20-ти тысяч новых почитателей талантов городских чиновников – жителей дачного посёлка Кривая Балка. В ближайшее время несколько сот дачников намереваются устроить акции протеста у стен столичной администрации. Они утверждают, что по вине махачкалинских чиновников практически полностью разрушена коммунальная инфраструктура посёлка. Кому и куда только не обращались местные жители по своим проблемам. И президенту республики, бывшему и нынешнему, и депутатам Государственной Думы РФ, и в прокуратуру, и в суд. Однако всё упирается в препоны чиновников администрации Махачкалы.

В общем, от чаепитий и чтения любимых книг тихими вечерами под сенью фруктовых деревьев жильцам Кривой Балки пришлось отказаться. Овцы были целы, пока волки были сыты.

 

Пришёл, увидел, урвал

 

В 1994 году по просьбе дачных обществ Сулакской зоны исполком Махачкалы создал хозрасчётное предприятие МУП «Садовник». Директором его (с общего согласия дачников) был назначен Заурбек Раджабов. И работа вроде как закипела. На средства восьми садоводческих обществ была приобретена водонапорная станция (трансформатор, насос, КТП, ёмкость) и проложен водопровод (протяжённость – 4856 п/м, диаметр – 270–300 мм). Всё изменилось десять лет спустя. Постановлением главы города новым руководителем МУП «Садовник» назначили Сиражудина Гамзатова. Этот «гость» оказался типичным представителем нового дагестанского «бизнеса». Примитивно, не более того. Гамзатов пришёл в октябре 2004 года в кабинет Раджабова вместе с неким Шахбановым. Последний представился помощником мэра Махачкалы Саида Амирова. Сопровождали визитёров и вооружённые люди. Долго церемониться они не стали, и, под угрозой применения физической силы, потребовали убраться с кабинета. «По решению мэра, теперь я новый директор мупа», – заявил тогда Гамзатов. И понеслось… Урвать, нахапать и надуть как можно больше людей. И не понести никакой ответственности за это.

Он перестал согласовывать с владельцами дач любые вопросы. Первый удар по дачникам, как говорится, ниже пояса, Гамзатов нанёс буквально через полгода своего руководства. Взял да самовольно перенёс водопровод в другое место, удалив его на расстояние более 500 м. А вода для огородников – это всё. Из-за отсутствия воды они третий год не могут использовать свои участки по назначению. Сегодня вода на участки не подаётся. Сам Гамзатов объясняет это тем, что дачные общества не вносят оплату за использованную воду. По цене, которую сам же и назначил.

С тех пор местные жители завязли в тяжёлых судебных процессах с «Садовником». Но тщетно. Многочисленные обращения в прокуратуру пока также не принесли положительных для дачников результатов. Зато процветает личный бизнес Сиражудина Гамзатова. В непосредственной близости от дачных участков пару лет назад открыли 4 песчаных карьера. Они, по словам местных жителей, принадлежат Гамзатову. Ценный строительный материал вывозится круглые сутки. С одной стороны, изуродована местная экология, с другой – дороги под колёсами многотонных грузовиков. Ландшафт – лунный.

 

Красные «зелёнки»

 

В 2001 году хозяева невостребованных садовых участков неожиданно объявились. В лице администрации Махачкалы. Столичный градоначальник Саид Амиров в декабре того же года издал постановление о предоставлении садовых участков сотрудникам Русского Драматического театра. При этом обязанности выдачи правоустанавливающих документов и определения границ участков были возложены на городской комитет по земельным вопросам. Но «невостребованными», как этого хотелось мэрии, оказались участки, уже имеющие хозяев. В частности, Ухума Лабазанов и Ахмед Асадулаев, имея членские книжки садоводов и квитанции об уплате налогов, также оказались выброшенными на улицу. 

Административно Кривая Балка подчиняется Кумторкалинскому району. В связи с объявленной в 2006 году «дачной амнистией» руководство района в соответствии с законом вынесло около 2 тысяч постановлений о регистрации прав собственности садоводам. Однако 3 года спустя начались судебные тяжбы между Кумторкалинским районом и Махачкалой. Цена вопроса – земли садоводческих товариществ. Пока, надо признаться, чаша весов полностью на стороне Махачкалы. «Я считаю, что виновато в этом беспределе, в первую очередь, руководство Кировской администрации. Сиражудин Гамзатов приходится племянником заместителя главы района Габибат Гасановой. А Ахмед Нахаев (глава Кировского района Махачкалы – «ЧК») всегда её прикрывает», – заявляет Раджабов.

Некоторые владельцы дачных участков проживают в Кривой Балке уже более 30 лет. Но от того и им ничуть не легче. Оформить так называемую «зелёнку» стало практически невозможным. Хотя, имея в кармане от 30 до 45 тысяч рублей, «зелёнку» пробьют любому человеку.

Кадастровая палата отказывается принять на учёт земельные участки садоводов, ссылаясь, опять-таки, на запрет со стороны мэрии Махачкалы. То, что выдачу кадастровых паспортов должны осуществлять власти Кумторкалинского района, никого не волнует.

Кто всегда у сильного виноват, знают все. В ближайших номерах мы вернёмся к ситуации в Кривой Балке. 

Номер газеты