Если Москва, как резиновая, принимает и «усваивает» сотни тысяч въезжающих, то Махачкала раздувается, идёт вширь и… разваливается.
Центральная площадь Махачкалы как Рим, в который ведут все дороги. На схемах и картах Махачкалы наглядно видно, что площадь им. Ленина буквально оправдывает своё обиходное название «Центральная». От неё, как спицы в колесе, отходят улицы Дахадаева, Коркмасова, Гаджиева. Её взяли в кольцо улицы Даниялова, Гусаева, та же Дахадаева. Далее её опоясывает второй круг улиц, третий. Как и в колесе, к самому его ядру расстояние между спицами сжимается. Теперь представьте, как в этом сужающемся ближе к центру «колеса» пространстве надо осторожно подходить к проектированию и размещению объектов (жилых домов, социальной инфраструктуры, торговых точек), дабы не ущемить каждого в пользовании территорией.
Каждое утро и каждый вечер мы простаиваем в пробках. На пересечении как раз тех самых улиц-спиц и улиц-колец Коркмасова (прежняя Советская) и Дахадаева, Дахадаева и Гамзатова, проспект Шамиля на пересечении с улицей Магомеда Ярагского. Улица перед ЦУМом до 6 часов вечера закрыта для проезда частного транспорта. Если вы думаете, что только у простых смертных, проживающих в Редукторном или Сепараторном, нет воды, то можем вас избавить от заблуждения: в Доме правительства (площадь Ленина, 1) воды тоже нет, правда, пока только на четвёртом этаже. По ту сторону площади, в здании, где расположилась мэрия, воды на верхних этажах тоже, кстати, нет.
Уплотнение города привело к тому, что жители центра Махачкалы уже столкнулись с дефицитом мест в ближайших школах, садиках. Помните историю с закрытием школы № 2 по проспекту Р. Гамзатова? Поговаривают, что та же участь грозила и школе № 4. В перспективе, в случае строительства объектов социальной инфраструктуры, республика столкнётся перед необходимостью выкупать землю у тех, кто ею владеет.
Есть ещё куда более опасное следствие уплотнения. Посаженные на старые, изношенные коммунальные сети многоэтажные дома перекроют доступ к ним. Провести новые будет архисложно. Работы по их прокладке обязательно пройдут по чьей-нибудь частной территории. Как быть? Временно арендовать участки? Выкупать? Или вообще дома многоэтажные сносить, чтобы пробраться к трубам? Тогда впору говорить о катастрофе ЖКХ как отрасли. С такими высокими рисками и издержками вряд ли кто-либо решится вкладывать в него свои средства. Так и продолжит ветшать до тех пор, пока сыпаться не начнёт.
Чтобы реконструировать водопроводные сети Махачкалы, продлив, таким образом, срок их службы, нужно 25 млрд рублей. Чтобы построить новые, расширить сеть, доведя её с запасом до нужд 600-тысячного города, потребуется 75 млрд рублей. У города, распродающего все клочки якобы свободной земли, нет таких денег. Если, конечно, не собрать в один фонд все теневые доходы от продажи ценной земли столицы. Квадратный метр земли в центре Махачкалы по официальным расценкам стоит порядка 500 рублей, а по неофициальным – 800 долларов как минимум. Помнится, в интервью газете начальник Управления налоговой службы по РД («ЧК», № 35 от 31 августа) Назим Апаев говорил о том, что у налоговиков нет рычагов для существенного повышения сбора имущественных налогов: оценка имущества (то есть фактор налогооблагаемой базы) им уже задана, а они всего лишь осуществляют сбор. Мизерная кадастровая оценка земель – как раз тот случай, позволяющий чиновникам администрации оформлять сделку по «бросовым» ценам. Реальные же теневые потоки в десятки раз больше. Вложения в ЖКХ окупаются десятилетиями.
И прозвище «Давид-строитель» получит уже другой мэр. Куда проще и, главное, выгодней делать то, что сулит скорое обогащение, – продавать махачкалинскую землю.
Приземлились в Академии
Самыми востребованными, хоть и дорогими, являются, конечно же, участки в центре. Напомним, читатель, что в опубликованной нами так называемой Справке Ткачёва в качестве распространённого вида нарушений констатировалась продажа земли без проведения конкурсов. Кстати, начальник юридического управления администрации Махачкалы Ахмед Магарамов заявляет, что с октября 2001 года, момента вступления в действие Земельного кодекса, администрация города провела 15 (всего-то!) аукционов, на которых реализовала 75 участков площадью чуть менее 70 тыс. кв. м (для наглядности заметим, что это территория, которую в случае строительства займут 12 средних, трёхподъездных домов). Остальные же распределённые за эти семь лет участки, согласно аргументам юриста администрации, выданы тем, кто по закону имеет право на внеконкурсное получение, то есть различного рода льготникам, инвалидам.
До июня 2008 года администрация Махачкалы, как и все остальные муниципальные образования РД, должна представить генеральную схему развития Махачкалы. Вряд ли формальный документ способен стать для столичной администрации препятствием к злоупотреблению полномочиями по распределению земли. Продаётся любой участок, на который ткнёт пальцем платежеспособный покупатель. Даже невзирая на тот факт, что земля уже имеет собственника или не подлежит застройке как особая зона. Указать можно на федеральную землю под Академией наук, территории федеральных образовательных учреждений ДГУ, ДГПУ, республиканского Комитета по делам архивов, санитарную зону вдоль канала Октябрьской революции и санитарную зону вокруг пожароопасных газораспределительных станций, нефте- и газопроводов. Возможности для продажи ценной махачкалинской земли ограничены ввиду её дефицита. В ход идут «перераспределительные» процессы. Одна и та же земля оказывается проданной сразу нескольким лицам, причём каждый из них имеет документы на неё (см. статью «Порочный круг» на 25 стр.). Лакомые участки под предприятиями захватывают через рейдерские схемы (см. «Марионетки», «ЧК» № 38 от 21.09.07 г.), территории садовых товариществ в одностороннем порядке постановлением главы администрации присоединяются к городу – и хозяев дач принуждают их выкупать у муниципалитета. Заметим, что все эти схемы формализованы, то есть проводятся как бы по букве закона: соблюдаются установленные процедуры, выдаются соответствующие документы. Закрепить законность действий и сделок в случае чего помогут карманные районные суды Махачкалы.
Позади горы
Махачкала как город, претендующий на звание экономического и политического центра республики, будет соответствовать заявленной значимости только в случае соблюдения элементарных норм градостроительства, стандартов освоения территории. Причём освоение территории должно вестись таким образом, чтобы оно одновременно несло в себе и резерв для адаптации к потребностям растущего города. Одноэтажная Махачкала, в отличие от компактной Москвы, не вместит в себя всех желающих. Если взглянуть на карту Махачкалы, то видно, что так называемые спальные районы, вопреки логике освоения территории мегаполиса, приходятся как раз на центр: Нефтегородок, район Вузовского озера, кварталы «старой» Махачкалы. Нормально бы сделать центр деловым, а окраины (прилегающие посёлки Новый Хушет, Ленинкент, Шамхал и т. п.) – жилыми. А резерв развития территории означает, что застройка должна вестись не горизонтальная, а вертикальная – ввысь. И окраины, и центр для растущего высокими темпами города стоит застраивать комплексно и по преимуществу высотными зданиями.
Казнить или …
В этом вопросе нам стоит, наверное, обратиться к опыту Италии, где уничтожение «спрута» велось фактически в два этапа. Сначала кланам семейства обрубили «щупальца» (лишили их всех аффилированных структур и ликвидировали все лобби-связи с различными органами власти). Затем последовал небольшой период затишья, перемежающийся с периодическими заказными убийствами с той и другой стороны. Длилось всё это несколько лет. А затем наступила «горячая» фаза, когда вынужденных скрываться в подполье боссов стали массовыми операциями вытаскивать на свет божий и предавать суду. «Спрут» сначала был обездвижен (ему обрубили «щупальца»), затем обезврежен (ему вырвали «ядовитый клюв»), а уж потом разделан и подан к столу…
Итальянскую схему, на наш взгляд, стоит частично перенести на нашу землю. Последний (так, по крайней мере, должно быть) четырёхлетний цикл мэрства Амирова истекает в марте 2010 года. Обрубить «щупальца» означает лишить его возможности придавать законность сделкам и постановлениям, заведомо противоречащим закону. В таких федеральных структурах, как суд, прокуратура, налоговая служба, регистрационная служба, служба судебных приставов, росземкадастр, роснедвижимость, нужно провести основательную кадровую чистку. Без «щупалец» Амиров станет тем, кем должен быть. Тем более его недюжинный потенциал предпринимателя, организатора и хозяйственника востребован в бурно растущей столице республики. Дальше и у нас будет фаза затишья, недолгая – 2,5 года, оставшиеся до окончания срока. В отличие от итальянцев, мы не жаждем заклания и не предлагаем «разделать и подать к столу». И политическое небытие – лучшая мотивация перевести несомненную предпринимательскую активность в созидательное и, главное, правовое русло. ]§[
- 2 просмотра