Реформа системы госзакупок входит в решающую стадию. Вывешенный на сайте Минэкономразвития РФ проект нового закона «О Федеральной контрактной системе» послужил предметом горячих споров, но к единому мнению дискутанты так и не пришли. В ноябре законопроект будет уже внесён в Госдуму.
Новая система заключения контрактов на госзакупки заработает через 3–5 лет. А пока знаменитый 94-й ФЗ «О размещении заказов», регулирующий проведение госзакупок, бесконечно совершенствуется в стремлении закрыть лазейки для недобросовестных чиновников, которые превратили госзаказ в источник коррупционных доходов. Но кроме возможности коррупционерам нажиться он стал и разоблачителем чиновников. Сквозь призму объявлений на приобретение материальных ценностей, госведомства и учреждения высвечивают информацию, которая выдаёт их нечистые замыслы и становится инфоповодом для дисрепутационных материалов СМИ.
Разоблачительные закупки
Госзакупки стали своеобразной точкой Алеф, которая по Каббале означает место полного познания, откуда воспринимается вся совокупность явлений и их смысл. Их транспарентность послужила обильным информационным материалом для массмедиа, выискивающей на сайтах сведения для публикаций. Закупки стали как бы окном в закулисный мир чиновников и госведомств, дающим возможность получить представление об их деятельности и даже о гастрономических вкусах. Так, сентябрьский заказ на проведение закупок икры лосося для санатория УФСБ РФ по РД на 80 с лишним тысяч рублей многое скажет даже неискушённому в кулинарных предпочтениях «рыцарей плаща и кинжала». Но особое внимание привлекает размещение заказов на автомобили представительского класса. Чаще всего чиновники, помимо томографов, «горят» на своей любви к шикарным автомобилям.
После апрельского скандала с заявкой на покупку иномарки Audi-А8 за 8,5 млн рублей для Минфина РД, дагестанские чиновники, похоже, стали осторожнее, и заявки на покупку авто уже не столь шокируют. А ведь до этого финансисты размещали объявления и на приобретение BMW за 4,5 млн, и на Land Cruiser за 3,1 млн рублей. Теперь же Министерство решило ограничиться автоклассом поскромнее – Chevrolet Epica за 750 тысяч рублей (конкурс состоится 29 сентября). Тем более что ФАС готовит правила проведения госзакупок, в которых будут прописаны ограничения на стоимость и комплектацию автомобилей, закупаемых на нужды министерств и ведомств. В связи с этим чиновники спешно стараются обзавестись авто. Общественное мнение впервые за новейшую историю республики серьёзно корректирует деятельность чиновников. И этим мы обязаны информационной прозрачности при проведении госзаказа.
Автомания
Автомобили, которые являются, как известно, средством передвижения, а не роскошью (о чём чиновники часто забывают) – одна из самых крупных статей расходов в деятельности госведомств. Автомобиль – это подтверждение статусности, и обзавестись им, не считаясь с расходами, стремятся все чиновники вне зависимости от ранга.
Как, к примеру, Центр дистанционного обучения детей-инвалидов Министерства образования РД приобрёл в 2009 г. джип, стоимостью в полтора миллиона рублей, о чём сообщалось в отчёте Счётной палаты РД. Среди заявок на покупку автомобилей текущего месяца выделяются заказы Кайтагского и Карабудахкентского районов. Администрация Карабудахкентского района намерена приобрести автомобиль Toyota Camry комплектации «комфорт №5» за 1 млн 384 рублей, у администрации Кайтагского района запросы немного скромнее: та же Toyota Camry уже за 1 млн 200 тыс. рублей без предъявления требований к комфорту. Администрация Ногайского района решила ограничиться ещё более скромным Ford Mondeo за 760 тысяч.
Республиканская служба тарифов при выделенных средствах на закупки в сумме 864 тысячи рублей в сентябре разместила заказ на покупку Ford Mondeo за 744 тысячи рублей и за Toyota Corolla – 747 тысяч. Может, не достающих деньжат подкинули из бюджета за неустанную борьбу по снижению тарифов?
Хитом же сезона остаётся заявленный в июне УФНС бронированный джип за 6,2 млн рублей. Оно и понятно: безопасность налоговиков стала актуальной, и экономить на ней себе дороже.
Кроме покупки машины нужно ещё и содержать её, и это обходится в копеечку. Так, администрация Президента РД на запчасти для своей автоконюшни потратит, согласно размещённому в этом месяце заказу, 9,7 млн рублей. Когда номер уже верстался, на сайте zakupki.gov.ru появился заказ на приобретение для главных антикоррупционеров республики – Минюста РД шикарной иномарки за 1,9 млн рублей. В документации к извещению о покупке усматривается, что это «Тoyota Highlander» класса «люкс» с кожаной перфорированной отделкой кресел, хромированными рейлингами на крыше, с 3-сезонным климат-контролем, подогревом передних сидений, аудиосистемой с 6 динамиками и прочими наворотами. Минюст также решил, видимо, не отставать от других ведомств и в преддверии ограничений на закупки транспорта для чиновников решил обзавестись приличным.
Престижность при покупке автомашин играет основную роль. откаты при их приобретении одни из самых низких – около 10%. То ли дело строительство, где они достигают от 30 до 50 и более процентов стоимости стройобъекта. И поэтому борьба за строительные тендеры, особенно крупные, стала заметным событием не только в хозяйственно-экономической жизни республики, но и затронула местный политический бомонд.
Статусность госучреждения во многом зависит от объёма находящихся в их распоряжении бюджетных средств на госзакупки (см. Таблицу). И многие из этих ведомств, как показала практика, стали равноценными высшим политическим институтам республики.
Маленькие хитрости
ради больших денег
Перевод торгов на электронные площадки ожидался чуть ли не как панацея от злоупотреблений, но случилось обратное. Количество нарушений после 1 января текущего года резко возросло. Оказалось, что блокировать ненужные заявки и отсекать нежелательных претендентов на электронных площадках ещё легче. Теперь не нужно окружать место проведения аукционов и конкурсов охранниками по периметру, как при проведении конкурса на строительство объектов Новостроя в декабре 2010 г.(см. «ЧК» № 1 от 14.01.2011 г.) – хватает изобретательности при составлении документации, чтобы нежелательные претенденты не могли подступиться. Чиновники, в основном, «прячут» от поисковых систем крупные заказы, заменяя в конкурсной документации, часть букв на латинские и цифровые аналоги и т.д. Но, случается, что подобный метод применяется для некоторых «щепетильных», на взгляд чиновников, заказов. Как, к примеру, администрация Чародинского района с помощью латиницы, видимо, хочет скрыть от лишних глаз заказ на строительство туалета за 729 тысяч рублей, конкурс по которому пройдёт 29 сентября. Или тендер на повышение сейсмоустойчивости здания Ленинского РОВД в 2010 г., стоимостью 10 млн рублей, где вообще не были проведены работы и не известно, на что пошли деньги.
Вывести бюджетные деньги легче всего из маленьких фирм. Поэтому чиновники при проведении госзакупок выказывают необычную для них привязанность к малому бизнесу. Многие объявления идут с пометкой: «Для малого бизнеса». Требования к претендентам также предусматривают ограничения минимальных размеров оборота и списочного состава. Это ещё одна интересная особенность госзаказа, которую нигде больше не встретишь. Ведь малый бизнес привыкли только дискриминировать и зажимать.
- 2 просмотра