[ левая колонка ]

[Мера ответственности] Прошлый год ознаменовался долгожданной сменой верхнего эшелона республиканской власти. Все мы с нетерпением ожидали, что вот сейчас будут решены проблемы, накопленные за последнее десятилетие. Верилось: «Вот придут новые люди – и мы рванём к новым высотам!»

Прошёл год. Проблемы обостряются. Реформы остаются на стадии разговоров. Айсберг кредита народного доверия неумолимо подтаивает. В обществе зреет разочарование. В республике всё более явно проступают признаки вызревания нового кризиса, в основе которого – дефицит веры общества в способность и желание власти проводить реформы, добиваться перемен.

Думаю, что честность и порядочность нового лидера республики, его искреннее желание в корне изменить ситуацию в Дагестане – это категории, не подлежащие сомнению. Но способна лишь политическая воля лидера изменить систему?

В нашей ситуации, без организационных механизмов, без опоры на здоровые силы общества реформы обречены. Сегодня республика испытывает острейший дефицит в трёх областях.

Во-первых, дефицит идей. У власти есть интуитивное понимание проблем, но нет ясной системы целей и чёткой стратегии действий. Нет отчётливой и достоверной информации о происходящем в экономике и обществе. Информация республиканских статистических и экономических ведомств неточна и противоречива.

В республике проживает огромное количество докторов и кандидатов наук, экономистов, социологов, политологов. Но тех, кто понимает специфику Дагестана, владеет цифрами и методиками, можно пересчитать по пальцам. Ещё меньше тех, кто может оперативно анализировать ситуацию, выдавать жизнеспособные идеи.

Во-вторых, дефицит механизмов. В республике нет структур, способных проводить реформы, решать сложные и нестандартные задачи. Армия дагестанских чиновников не заинтересована в результате. Важно создать видимость работы и вовремя отчитаться. Насквозь коррумпированная система государственного управления, наполненная в основном некомпетентными людьми, фактически саботирует начинания президента республики.

К примеру, хорошая идея борьбы с «серыми» зарплатами внедрялась топорными, административными методами. Кампанейщина и ставка на дешёвый пиар вместо реальных действий лишь усиливают в обществе неприятие и разочарование.

В-третьих, дефицит кадров. Нет команды, способной решать сверхзадачи. На протяжении последних 15 лет из республики уехало множество активных людей, которые не вписывались в существующую систему. Падение качества высшего и среднего образования привело к тому, что восполнять эти потери попросту некем.

Единственный выход из ситуации – создать республиканскую службу, которая займётся поиском способных, перспективных людей и их ускоренной переподготовкой.

Сегодня мы не до конца осознаём меру своей исторической ответственности. Если сейчас общество разочаруется в реформах, если нездоровым силам удастся их дискредитировать, то исчезнет «точка опоры» для любых перемен, и тогда ещё на десятилетия придётся забыть о развитии и заниматься предотвращением социальных потрясений. ]§[

Номер газеты