Ах, как сладко звучали три года назад голоса разработчиков российской пенсионной реформы (третьей по счету за последние 12 лет)! Тогда, помнится, нам объясняли, что демографическая ситуация в стране неуклонно ухудшается. И потому «распределительная» система, при которой пенсии старикам выплачиваются за счет отчислений от зарплаты работающих граждан, скоро неминуемо захлебнется.
Что делать?«Вводить «накопительную» систему, делать каждого кузнецом своего пенсионного счастья, когда будущая пенсия накапливается за счет инвестирования отчислений от зарплаты», — отвечали нам Правительство и ПФ РФ. Чем больше накопил, работая, — тем больше получил, выйдя на пенсию. Это позволит в старости жить достойно, не боясь позорной нищеты, ставшей традиционной для большинства пенсионеров... Экономисты и специалисты по социальной работе предупреждали: все это до боли зубной напоминает одну старую-старую сказку. Помните, как лиса Алиса и кот Базилио советовали Буратино инвестировать его накопления в Поле Чудес в Стране Дураков. И что вышло?
Сегодня в роли того самого Буратино — десятки миллионов граждан, которым Правительство РФ объявило об их «отключении» от накопительной пенсионной системы. Начиная с 2005 года, для «поколения сорокалетних», граждан 1953-1967 годов рождения, никаких «накоплений» не будет. По сути, это означает признание Правительством РФ краха третьей пенсионной реформы. Ведь вся ее новизна и заключалась в переходе к «накопительному» принципу...
По введенным 1 февраля 2002 года правилам, пенсия каждого россиянина должна была состоять из трех частей: 1) базовая, размер которой установлен законом и получение которой гарантировано всем; 2) страховая, гарантированная тем, кто имеет трудовой стаж, и зависящая от суммы страховых взносов, входящих в состав единого социального налога (ЕСН), вычтенной из зарплаты гражданина и направленной в бюджет ПФ РФ; 3) накопительная, о которой поговорим отдельно. Тем, кто родился позднее 1953 года, предлагалось 2% от их зарплаты направлять на специальный счет, а затем эти средства будут реинвестированы и «преумножены», что создаст возможность увеличения их будущей пенсии. Для тех, кто родился ранее 1953 года и кому до пенсии осталось не более 10 лет, никаких «накоплений» не предусматривалось — эта часть будущих пенсионеров уже не успеет ничего «накопить» на старость.
Ну, а для более молодых граждан, которым сегодня по 37-50 лет — предполагалось, что они смогут выбрать управляющую компанию для того, чтобы как можно лучше распорядиться своими «накоплениями». Теперь у них накопительной пенсии не будет вообще.
Но что же случилось?То, что легко просчитывалось. «Пенсионная арифметика» крайне проста.
При старой «распределительной» системе 28 копеек с каждого рубля зарплаты человека расходовались «с колес» на выплату пенсий старикам. При новой системе те же самые 28 копеек поделили на три части: 14 копеек — в федеральный бюджет для выплаты базовой части пенсии; 12 копеек — в ПФ РФ для выплаты страховой части пенсии; 2 копейки — на накопительный счет для «реинвестирования».
К 2006 году два последних слагаемых предполагалось «переделить», не меняя их суммы: для тех, кто родился не позднее 1967 года, на накопления предполагалось направлять 6 копеек, а на страховую часть — лишь 8 копеек. Понятно, что на выплаты текущих пенсий при этом с каждым годом идет меньше денег, чем раньше. И еще в прошлом году председатель ПФ РФ Михаил Зурабов (нынешний министр здравоохранения и социального обеспечения) заявил, что в фонде не хватает 300 рублей в месяц на каждого пенсионера.
Казалось бы, надо было срочно думать: как дополнительно профинансировать пенсионный «кошелек»? Вместо этого его решили еще больше «облегчить». И начали рекламировать предстоящее снижение единого социального налога (ЕСН), которое просто обязано было привести к коллапсу пенсионной системы. Сядем и посчитаем. Сегодня ЕСН составляет 35,6%, а в перспективе составит 26%. Сегодня на пенсионные цели направляется 28%, в перспективе — 20%. Что будет после этого — угадайте с трех раз: если сегодня более пяти миллионов пенсионеров получают пенсию ниже прожиточного минимума, то сколько их будет завтра? И вот так мы собираемся ударить по бедности! И завтра граждане должны будут «выплывать», как смогут. А Министерство финансов РФ предложило им добровольно отчислять 4% от своей зарплаты для финансирования будущей пенсии. И Правительство даже обещает ежегодно доплачивать каждому, кто согласился так поступать, по 2 тысячи рублей на его пенсионный счет. Впрочем, те, у кого есть деньги, предпочтут вложить их иначе, чтобы подстраховаться на старость.
Другой метод, который предлагает Михаил Зурабов, — уговорить граждан попозже выходить на пенсию. Это, по словам министра, позволит увеличить пенсию на 50-70%. Непонятно только, за счет чего. По нынешним пенсионным правилам, если человек «добавит» себе еще 5 лет стажа — пенсия увеличится не более чем на 6-7%. Но никак не на 70%...
На втором году действия пенсионной реформы вносятся изменения, которые коренным образом меняют систему для десятков миллионов работающих граждан. И меняют не в лучшую сторону. Что, безусловно, подорвет доверие ко всей конструкции. Те, которые поверили в накопительную часть, связывали с ней определенные надежды, будут разочарованы. Не слишком ли мягкое слово — «разочарованы»? «А мы не знали, что будут снижать ЕСН, когда задумывали накопительную систему», — оправдываются авторы пенсионной реформы. Как будто и те и другие работали в разных правительствах...
Попытка как пыткаНапомним, что попытки изменения пенсионных правил так, чтобы изменить не устраивающий правительство результат, предпринимались не раз. Так, прошлой осенью министр труда и социального развития Александр Починок заговорил о таком хитроумном пересчете обязательств ПФ РФ перед гражданами, что страховая часть пенсии сразу снизилась бы почти на 40%. А Михаил Зурабов заговорил о возможном повышении пенсионного возраста. Оба этих варианта, правда, удалось «затормозить» — последовала слишком бурная общественная реакция. Весной, когда стало ясно, что снижение ЕСН ведет к «выпадающим» доходам бюджета на 280 миллиардов рублей, в Правительстве задумали компенсировать снижение ЕСН путем увеличения на 4% подоходного налога. Этот вариант также удалось «отбить» — и вот появилась инициатива с «отключением» от накопительной системы «поколения сорокалетних». Именно они и «скомпенсируют» бюджету указанные миллиарды...
В январе Конституционный Суд рассматривал запрос депутатов Госдумы, которые оспаривали положения новой пенсионной системы. В частности, то, что в трудовой стаж перестали засчитываться «нестраховые периоды»: время ухода женщин за маленькими детьми, время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, в аспирантуре, время срочной службы в армии.
В свое время у государства не было денег на строительство яслей и содержание воспитателей. Для того, чтобы исправить положение, женщинам, которые были готовы сидеть с ребенком до 3-х лет, гарантировали не только сохранение рабочего места, но и учет этого времени в трудовом стаже. Таким образом, труд по воспитанию детей считался общественно полезным и необходимым. Однако зарплату в это время не платили — а значит, и не отчисляли от нее страховые взносы (отсюда — понятие «нестраховой период»). И вот теперь эти периоды перестали зачислять в стаж.
Кроме этого, с введением нового пенсионного законодательства было отменено и льготное исчисление стажа. За два, а то и за три считался год службы в армии, льготный стаж был начислен и тем, кто партизанил, работал во время войны, жил или работал в блокадном Ленинграде, будучи необоснованно репрессированным, «мотал» срок в лагерях или ссылке, находился в фашистских лагерях... Новое пенсионное законодательство постепенно все это отменило — что, на мой взгляд, не просто уменьшило размер пенсии, но и стало свидетельством прямого обмана со стороны государства. Ведь старики, в одночасье потерявшие годы в своем стаже, уже не могут вновь пойти на работу, чтобы «добрать» недостающее. А те, кто работал во время войны или блокады (и не 8 часов в сутки), — возможно ли считать стаж их работы по календарю?!
К сожалению, Конституционный Суд РФ счел все эти аргументы несущественными. И, обосновывая свой отказ, постановил: «Сокращение льгот по страховым периодам компенсируется изменением пенсионной системы, поскольку появляется накопительная часть пенсии, напрямую зависящая от зарплаты». Что теперь скажут уважаемые судьи Конституционного Суда — когда накопительная система потерпела фиаско? Может быть, они пересмотрят свое уважаемое решение? То, что от нашего Правительства нашим гражданам не следует ждать ничего хорошего, давно известно. Но сегодня большинство из них не имеет никакого права быть недовольными. Ведь именно они дружно поддержали на выборах именно ту партию, которая всей душой была именно за это Правительство. ]§[
- 3 просмотра