Инвестиции не в масть

Инвестиции в современном мире – наиболее желаемый ресурс для любой экономики, независимо от масштаба. Отсюда важна роль грамотной инвестиционной политики. Создание на территории республики особой экономической зоны, подписание указа о Корпорации развития Дагестана – так или иначе, шаги в сторону привлечения капиталопотоков. Но насколько они эффективны, и какова ситуация на инвестиционном поле республики сегодня?

Напомним, что идея создания «Корпорации развития Дагестана» была предложена Рамазаном Абдулатиповым после Петербургского экономического форума. «Республика Дагестан готова вложить в уставный капитал «Корпорации развития Дагестана» до 5 млрд рублей земельных и инфраструктурных активов. Мы рассчитываем, что бизнес, в том числе присутствующие здесь члены Стратегического совета, вложит ещё как минимум столько же», – отметил глава республики.

Таким образом, оглашённый размер уставного капитала составлял не менее 5 млрд рублей. На данный момент идёт его формирование. «Частичная оплата осуществляется путём внесения в уставный капитал денежных средств в размере 30 млн рублей, а также имущества – земельных участков рыночной стоимостью 2,1 млрд рублей» – отрывок из постановления. По словам министра экономики и территориального развития  Раюдина Юсуфова, постепенно объём уставного капитала будет доведён до 5 млрд, но также за счёт стоимости земельных участков. В постановлении о создании Корпорации отмечено также поручение Минфину РД при формировании бюджета на 2014 год учесть на эти же цели ещё 27 млн.

Основные денежные средства, по словам министра, будут привлечены извне. На это указывает и постановление: Минэкономразвития на пару ещё с двумя институтами власти (Минторгинвест и Исполнительный комитет Стратегического совета при главе РД) должно продолжить работу по привлечению инвесторов к участию в уставном капитале Корпорации, чтобы увеличить его до 15 млрд рублей. А также «подготовить соответствующие предложения» для 100%-го пополнения уставного капитала до 1 мая 2014 года.

Кстати, в предшествующем постановлению Указе о создании ОАО «Корпорация развития Дагестана» было прописано поручение о проведении переговоров до обозначенного срока (15 августа 2013 года). В частности, инициаторы создания Корпорации питают большие надежды на денежное участие в её судьбе «Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Сбербанк России», AbuDhabiInvestmentCompany (ADIC), группы «Сумма», Инвестиционной группы «Нафта-Москва», ЗАО «Глобальный венчурный альянс», Инвестиционной группы «Трастком». Пока надежды не оправдались.

Надо напомнить и о существующей ныне «Корпорации развития Северного Кавказа», которая, по словам главы Минэкономики, так и не реализовала ни один проект в республике.

Ещё один шаг в направлении инвестиционных потоков, наряду с Корпорацией,  – создание особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Матлас» (Хунзахский район) с последующим её расширением за счёт территорий Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского и Магарамкентского районов (Каспийский кластер).

Но насколько верно направление этих шагов?

 

ОЭЗ местного разлива

 

По мнению Сергея Дохоляна, д. э. н., директора ИСЭИ ДНЦ РАН и члена Экономического совета при главе РД, перспективы развития ОЭЗ весьма сомнительны: «С одной стороны, мы помним об опыте свободных экономических зон, которые достаточно негативно зарекомендовали себя в России, порою превращаясь в откровенно криминальные зоны.

С другой стороны, туризм – это серьёзный международный бизнес, где имеет место очень жёсткая конкуренция и все сферы поделены. По моему мнению, сегодня у России нет предпосылок для развития туристско-рекреационных зон на юге России в международном масштабе. Слишком много необходимо для этого сделать: создание нового бренда, формирование соответствующей инфраструктуры, подготовка высококвалифицированного персонала».

По мнению эксперта, никто из серьёзных иностранных и российских частных инвесторов не захочет платить высокий коррупционный «налог» чиновникам. Ещё одна проблема – межэтнические и религиозные противоречия. Обеспечение безопасности приезжих отдыхающих людей – сегодня вопрос №1. Решение проблемы лежит не столько в экономической плоскости, сколько в наличии политической воли и понимании того, как управлять «турбулентным» регионом.

 

Прямое непопадание 

 

  

Какова сегодня структура поступивших инвестиций, их основные источники? Проанализировав данные Дагстата, можно сделать следующие выводы:

1. В структуре инвестиций в основной капитал преобладают, во-первых, привлечённые средства, в общем объёме которых значительный перевес (см. таблицу 1) в сторону средств из федерального бюджета (почти 50% в 2012 году и около 27% за первое полугодие 2013-го). Во-вторых, если подойти к вопросу со стороны форм собственности инвестируемых средств, то по таблице 2 видно, что в общем объёме превалируют внутригосударственные инвестиции (на иностранные приходятся только 0,3% в 2012-м и 0,6% за январь-июль 2013 года). При этом в общей совокупности внутрироссийских в 2012-м на государственные инвестиции приходилось 48%, на частные – 15%; за первое полугодие 2013-го – 37 и 31 соответственно.

2. Особое внимание хочется обратить на структуру совокупного объёма инвестиций. Как видно из таблицы 3, 16,6% – это доля инвестиций, приходящихся на крупные и средние организации, 14,7% – на индивидуальное и жилищное строительство и 64% (!) – на прочие инвестиции. По уточнению Дагстата, в строку «прочие» включены инвестиции юридических и физических лиц с учётом неформальной и скрытой деятельности. По данным Минэкономики, эта группа включает индивидуальных предпринимателей, которые не отчитываются о результатах инвестиционной деятельности. Тем не менее, по мнению Михаила Чернышова, озвученному им в докладе «Дагестан в период перемен: мобилизация без модернизации», эта цифра определяется статистикой на основе собственной оценки теневой экономики. «Адекватной методики оценки нет. Поэтому можно говорить с одинаковой степенью достоверности и о 10, и 100 млрд рублей, в зависимости от того, насколько позитивную динамику нужно показать», – считает эксперт. По итогам первого полугодия прошедшего года превалирование «прочих инвестиций» сохраняется (52,8%).

3. Направление поступивших инвестиций с разбивкой по отраслям и видам экономической деятельности характеризуется большим креном в сторону строительства (8,1 млрд рублей в 2012 году) и производства электроэнергии, газа и воды (6,2 млрд рублей). Примерно по 2 млрд инвестировано в транспорт и связь, а также в образование. На обрабатывающие производства (по всем видам в сумме) пришлось 432 млн рублей, из которых 402 млн – вложения в производство пищевых продуктов, включая напитки и табак.

 

Пониженный потенциал –

высокий риск

 

Итак, что мы имеем сегодня? Инвестиционные потоки, которые обходят стороной производственную сферу. Насколько вообще эффективны при существующем уровне коррупции и масштабах бюджетного распила государственные инвестиции (а в большинстве своём они носят именно такой характер)? Мировая практика всегда отдаёт предпочтение частным инвесторам (а в случае России – и частным иностранным), которые заинтересованы в эффективности вложенных средств и их окупаемости.

По словам Дохоляна, инвестиции придут в Дагестан тогда, когда для этого будут созданы соответствующие условия и в первую очередь защита собственности инвесторов. Независимое агентство «Эксперт РА» определило инвестиционный рейтинг Дагестана на уровне 3C1 (пониженный потенциал – высокий риск). Выход экономики региона из глубокого затяжного кризиса сегодня в решающей мере связан с оживлением инвестиционного процесса. Однако должны быть чётко прописаны взаимные обязательства бизнес-сообщества и властей при реализации инвестиционного проекта: инвестор финансирует производство, власти развивают инфраструктуру. 

Номер газеты