[ Город в чопиках ]

Лето 2008 года будет жарким. Нас ещё ждут водные бунты, в сравнении с которыми «электрические» покажутся репетицией. Воды не будет потому же, почему зимой не было электричества. А последние высказывания Саида Амирова, что «политикой пусть занимаются политики, а власти города будут заниматься хозяйством», выглядят очень запоздалыми. Ситуация с обеспечением столицы коммунальными услугами приобрела масштабы катастрофы, и усилия (и материальные, и организационные) здесь потребуются недюжинные. Вряд ли нынешний мэр Саид Амиров с его командой способен одолеть этот системный кризис. И, судя по всему, в 2010 году «власти города будут заниматься хозяйством», но уже во главе с другим мэром.

А нам всё мало

Вся инфраструктура водообеспечения Махачкалы рассчитана на 250–300 тысяч жителей, в то время как реально здесь проживает 700 тысяч. Водопроводные сети города находятся в плачевном состоянии. Они настолько проржавели, что практически разваливаются, вода по ним не доходит до наших домов, а вытекает в землю. Уплотнение города, так называемые точечные застройки, от которых в действительно лучших города России давно отказались в пользу комплексного освоения новых участков, только усугубляет положение. Огромное количество новых жилых и коммерческих застроек осуществляется без необходимого соответствующего расширения сетей: все новые дома подключаются к старой инфраструктуре.
 МУП «Горводоканал» и администрация города, сетуя на инертность республиканских властей и нежелание помочь городу в решении проблемы, не раз заявляли о том, что в город не поступает достаточного для обеспечения населения количества воды. Это явное лукавство. Той воды, что поступает в город, вполне достаточно. Согласно показаниям счётчиков, 700 тысяч населения Махачкалы ежедневно потребляют стабильно 250 тыс. кубометров воды. Это значит, что на каждого из нас приходится не меньше чем 300–350 литров в сутки (о том, как и когда не платить за воду, читайте в материале Тимура Магомаева на 25 стр.). Даже для крупных городов развитой Европы это чуть ли не роскошь. Что же происходит?

 Ушла под землю

 По статистике, из всех коммуникаций самое длительное время для восстановления требует водоснабжение, и 36 % россиян ждут восстановления водоснабжения не один день. Причин для этого много. Это и коррозия, и отсутствие своевременного ремонта. Да и трубы всё-таки находятся под землёй. Но самое главное – это отсутствие заинтересованности муниципальных властей в поддержании надлежащего состояния коммуникаций и коррупция.
 Ещё в 2006 году в то время исполняющий обязанности министра ЖКХ Низам Даудов указывал, что потери и нерациональное использование подаваемой в город воды составляют 33 % от общего объёма. По нашим данным, эта цифра составляет 80 %. Чтобы было понятно, проследим, как возникают эти потери. Возьмём для начала канал им. Октябрьской революции. Его санитарное состояние удручающее. Он словно выполняет роль городской сточной канавы. Не очищается с незапамятных времён, давно зарос, а растительность разрушает бетонные стены канала. Через образующиеся трещины и поры просачивается вода. А зимой она замерзает и, расширяясь, разрывает бетон. Но и это не всё. Администрация города продаёт участки в санитарной зоне канала (да и всех других магистралей), в том числе канал застраивается буквально по поверхности. В районе Узбекгородка, например, канал накрыли плитами и строят какой-то объект. Мощное давление на «чашу» канала приводит тому, что он оседает, освобождая новые «проходы» для утечки воды. В не менее плачевном состоянии находятся городские трубы. Загляните в подвал любого высотного дома – и вы поймёте, куда и как уходит наша вода. И так в каждом доме. Конечно, что-то можно было бы исправить, дав спокойно развиваться управляющим компаниям и ТСЖ, но администрации Махачкалы это не выгодно. Цепочка: администрация – МУП «Горводоканал» – МУП «ГЕРЦ» – приносит большую материальную выгоду узкой группе лиц.
А теперь представьте, что происходит с теми сетями, которые находятся под землёй и которые уже очень давно никто даже не пытается латать. Коррозия привела к тому, что они практически разваливаются, и через огромное количество дыр уходит большая часть подаваемой воды. Если даже сейчас запустить в город дополнительные объёмы воды, о чём так ратует администрация, то она всё равно уйдёт в землю, не говоря уже о том, что сети просто не выдержат возросшего давления. Да и не в дополнительных объёмах дело. Сменить коммуникации – вот что нужно делать в первую очередь.
Ситуация с городским коммунальным хозяйством слишком долго пускалась на самотёк (в прямом смысле этого слова), для того чтобы ждать скорого её разрешения. И последние высказывания Саида Амирова о том, что «политикой пусть занимаются политики,
    а власти города будут заниматься хозяйством», выглядят очень запоздалыми. О необходимости такого подхода к проблемам Махачкалы «ЧК» говорил ещё два года назад.
 
 Будем экономить

 Для того чтобы преодолеть этот кризис, недостаточно одной машины, которая позволяет провести бестраншейную прокладку труб и о работе которой так радостно вещает с экранов телевизоров Анжела Мамадибирова. Это всё иллюзии, рассчитанные на тех, кто не хочет думать. Работы ведутся наспех. Бестраншейная прокладка труб требует серьёзных изыс-кательских и предпроектных работ. Трассы должны быть спроектированы с учётом будущего развития города и проложены по линиям максимальной доступности. Нужно увидеть весь масштаб работы, которую предстоит сделать. Точечная застройка превратила город в своеобразное «минное» поле, на котором нужно лавировать, чтобы вновь проводимые коммуникации не натолкнулись ненароком на очередной недавно построенный и втиснутый между двумя другими дом. Чтобы проложить коммуникации, администрации Махачкалы придётся выкупать у населения хаотично распроданные городские земли. Если представить, как на рентгене, схему подземных водопроводных сетей города, то обнаружится, что практически все они уже находятся под частными застройками. А значит, надо подходить к вопросу с позиций генерального проекта – с учётом плана расширения города и новейших градостроительных требований, в том числе и новых норм потребления коммунальных услуг.
Проблему не решить нахрапом – нужно принятие комплекса мер. «ЧК» уже не раз пытался предложить свой вариант выхода из положения (№№ 5, 26 и 50 за 2006 г.). Экономически целесообразна прокладка не чугунных и стальных труб, а полимерных. В этом случае затраты ощутимей, но ресурс их, в отличие от металлических, составляет не 15, а 100 лет. Существенно сокращаются временные показатели на их прокладку, а также стоимость земляных работ, поскольку эта процедура технически намного проще. В нескольких определённых точках города необходимо построить водонапорные башни и резервуары для регулирования подачи воды. Строительство башен позволит накапливать воду в резервуарах в те часы, когда её потребление уменьшается и появляется избыток (например, поздно ночью), и направлять её днём туда, где будет ощущаться нехватка. Возможность работы этих башен по ночам, когда нет пиковых нагрузок, и разновысотный пересечённый рельеф города позволяют не только регулировать расход воды, но сделают этот проект энергосберегающим.
 
 Как это делать

 По подсчётам, стоимость проекта составляет 30 млрд рублей. Это не 700 млн, которые озвучил Саид Амиров на одном из заседаний по вопросам ЖКХ. Это более масштабный проект, охватывающий проблему в комплексе. Он действительно направлен на кардинальное изменение ситуации. И решать эту проблему нужно с привлечением экспертов в сфере ЖКХ (российских), финансистов, экономистов (например, хотя бы Экономический совет при президенте РД), т. е. создавать рабочую группу. Но самое важное – это деньги. Одних субвенций вышестоящих бюджетов будет недостаточно. Нужен частный инвестор (или инвесторы). Акционирование сетей – первый шаг на этом пути. И хотя состояние сетей отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность, при первоначальных больших затратах, но умелом менеджменте будущее АО может приносить существенную прибыль. Имеется также возможность и привлечения кредитных ресурсов, как это делалось во многих городах России (см. колонку слева Михаила Чернышова. – Прим. ред.). ]§[

Номер газеты