Главный инженер компании ЖСК «Новый город» Риза Михралиев (Р. М.) и зам. генерального директора компании Гада Гадаев (Г. Г.) – строители старой закалки, которые, тем не менее, с успехом реализуют на практике все новые веяния в строительстве, которые в век технологического процесса постоянно меняют правила игры, делают производство сложнее. Отвечать новым вызовам, имея при этом советский опыт, – серьёзная заявка на лидерство в отрасли. С представителями ЖСК «Новый город» мы говорили в офисе компании, который расположен на ул. Шоссе аэропорта (г. Махачкала), здесь же находится один из основных проектов компании – ЖК «Арктур». Чтобы вы понимали: это комплекс домов, готовых и ещё строящихся, где кипит работа, строители спешат по своим делам... Весь этот муравейник, где каждый знает свои роли, дышит и живёт своей упорядоченной жизнью. Создаётся ощущение, что ты попал на ту самую стройку из короткометражки Гайдая и сейчас за поворотом столкнёшься с Шуриком в культовой кепке и очках.
Риза Михралиев смотрит на стол, где лежит план застройки ЖК «Арктур». Выглядит всё очень внушительно. В этих квадратиках, рисунках и проектах – чьи-то жизни, годы, проведённые под одной крышей, о которых, кстати, мы ещё вспомним. Гордостью стройки является жилой комплекс из десятиэтажных домов, образующих замкнутое кольцо пентагоном с общим двором, террасами и паркингом на 68 мест.
«Комплекс строится с 2011 года, – начинает разговор Риза Михралиев. – Согласно проекту мы возведём 18 домов – на данный момент 8 домов из 18 уже построены. Кстати, некоторые уже частично заселены. Семь домов уже имеют полный пакет документов, подтверждающих собственность (выписки, «зелёнка» и пр.).
Площадь проекта – около 4,5 га. Разработан генеральный план, согласно которому на этой территории, помимо МЖД (многоквартирных жилых домов), предусмотрено строительство социальных объектов. Мы построили учреждение дошкольного образования на 150 мест (практически завершено), под строительство школы выделен участок 35 соток, а под муниципальную поликлинику определено помещение в соседнем строящемся доме, на цокольных этажах будут расположены разные магазины, стоматология и некоторые другие необходимые жильцам объекты.
Сдача домов запланирована на 2018 год. Многие из них на стадии завершения».
– Вы не боитесь, что в Махачкале, где в новостроях нет недостатка, у вас может возникнуть проблема с реализацией готового жилья?
Г. Г.: «Не сказал бы, что для нас это проблема. Мы изучаем рынок сбыта и оперативно реагируем на возникающий спрос. У нас есть хорошие подвижки в том плане. А вообще, хочу сказать, что клиент стал другим, изменился в лучшую сторону. Стал более грамотным и намного тщательнее подходит к жилищному вопросу. Считаю, что клиентская база грамотно возросла, покупатели подходят к приобретению жилья очень осторожно. И это хорошее подспорье для таких компаний как ЖСК «Новый город», ведь мы строим, соблюдая все необходимые строительные нормы, и отвечаем за жильё, которое продаём».
Р. М.: «Хочу добавить, что у нас предусмотрен входной контроль всех материалов на соответствие качеству: арматуры, бетона, кирпича».
– Да, кстати, та же самая арматура – проблемный продукт. Насколько нам известно, она должна быть из руды, а не из металлолома.
Г. Г.: «Да, согласен с вами. К слову, хочу отметить, что мы не работаем с арматурой нерудного производства. Нашими контрагентами в этой области являются компании из Абинска и Челябинска. Арматура подтверждается сертификатами и другими необходимыми документами о качестве, которые мы в обязательном порядке требуем с поставщика. Например, поставщик, у которого мы закупаем бетон (ООО «Дагресурс»), также предоставляет все необходимые документы, подтверждающие качество продукта. Мы работаем в строительной отрасли с 1982 года. Все прорабы у нас аттестованы, проходят повышение квалификации. Нами заключены договоры контроля качества со строительными лабораториями, где арматура и бетон проходят необходимую проверку.
Вот такой у нас метод – строительство, основанное на качестве и его проверке. Это касается любого участка работы.
К примеру, перед тем как строить дом, мы обязательно проводим геологические изыскания, определяем «агрессивность» воды, её химический состав. Взять хотя бы этот дом, в котором мы находимся. Под ним было пробурено 4 скважины глубиной 17 метров. Я лично контролировал этот процесс. Был приглашён известный геолог Кондаков, который проводил геологические изыскания.
После проведения и документального подтверждения изысканий решается, какой бетон заложить, какие применить защитные средства. Любой архитектор закладку конструкции и разработку дома производит только на основании геологического изыскания. Это азы строительства».
– Нам известно, что некоторые ваши дома оборудованы подземной парковкой. Как прижилась эта инициатива, и как реагировали на это жильцы? Покупали парковочные места?
Р. М.: «Мы предусмотрели подземные парковки, чтобы дворы были просторные. Данный проект, как говорится, «зашёл на ура». Люди приходят с желанием приобрести парковочные места. У нас записаны все желающие. На сегодняшний день спрос показывает, что парковочные места будут ликвидными».
– Одна из главных проблем, с которой сталкиваются как жильцы, так и строительные компании, – это подведение коммуникаций...
Г. Г.: «С коммуникациями у нас проблем нет. Каждый дом оборудован крышными котельными. Поэтому мы не зависим ни от кого. Кстати, с этими котельными была интересная история. Мы в своём роде оказались первопроходцами, так как у нас не было опыта подготовки технической документации. Но мы справились и с этим. С одной стороны, сказалась наша неграмотность небольшая, а с другой – мы столкнулись с монополистом по поставке газа, который диктует свои правила. Но хорошо всё, что хорошо заканчивается. Сегодня у нас по коммуникациям нет никаких проблем: горячая и холодная вода, газ, отопление. Что касается электричества – то в этом районе проходили только коммерческие линии. Мы обратились в ПАО «МРСК Северного Кавказа», а также в местную сетевую компанию, и нам помогли в подключении собственного фидера. Весь городок, по городским тарифам, питается от этого фидера.
То же самое можно и сказать и о водоснабжении. Мы сами прокладывали канализацию до коллектора, так как на приобретённом нами участке её просто не было. Сегодня система водоснабжения, канализация работают без перебоя. Мы фактически создали всё с нуля.
Каждый двор заасфальтирован. Да что говорить, мы даже своими силами заасфальтировали дорогу, ведущую к нашим домам. А на данный момент мы за свой счёт прокладываем асфальт до выезда на Аэропортовское шоссе. Строительные компании, которые делают подобное, можно пересчитать по пальцам».
– Подъезжая к вам, мы видели, что в процессе строительства задействовано немало рабочих. Как проходит подбор рабочих кадров?
Г. Г.: «Мы начинали строительство этого проекта, прибегая к помощи мигрантов, но с тех пор всё изменилось. Дело в том, что мы имеем дело с каркасным монолитным строительством, которое, к сожалению, начало осваиваться нашими профессионалами намного позже. Поэтому на том этапе основной рабочей силой были специалисты из Азербайджана. Сегодня ситуация изменилась, и на нашей площадке работает порядка 95% строителей, являющихся выходцами из Казбековского района Республики Дагестан».
– Как складываются у вас отношения с контролирующими органами? Вас, соблюдающих правила, должны не очень-то любить?..
Г. Г.: «До перехода в управляющую компанию вопросы взаимодействия с силовыми подразделениями, администрацией города были в моей компетенции. Конечно, моменты, когда пытались закручивать гайки, были, и всё потому, что проверяющие органы привыкли к ситуации, когда в городе очень много строителей, которые дают такие поводы. Но мы приучили их к тому, что в ЖСК «Новый город» всё согласно правилам и нормативам, установленным государством. Поводов мы стараемся не давать, а на все замечания со стороны правоохранительных органов реагируем оперативно. Сегодня, к примеру, я на стройплощадку не привлекаю мигрантов. Но есть жильцы, которые у себя дома делают ремонт – я не могу запретить привлекать для ремонта мигрантов. Думаю, что компетентные структуры должны понимать, что это не наша проблема и зона ответственности».
– Не могли не заметить, что Риза Михралиев – очень скромный собеседник, но, тем не менее, чувствуется, что объём знаний, спектр работы, которым он руководит, огромный...
Г. Г.: «Вы сделали правильные выводы. Знаете, в некоторых телефонах есть функция «шагомер». Я думаю, что любой телефон с шагомером в кармане у Ризы Михралиева в конце концов будет заблокирован и сгорит, не выдержит ритм. Он профессионал своего дела. Любая технологическая процедура, которая производится на стройке, должна, прежде всего, пройти через него. Это очень тяжёлая работа, не все бы её выдержали. Я не преподаватель факультета промышленно-гражданского строительства, оценивать его способности и знания не могу, но могу сказать, что результат его работы налицо. Нам повезло с таким специалистом».
– Строительная отрасль – это относительно тесный мир, где все друг друга знают. Вы как-то взаимодействуете с другими компаниями, обмениваетесь опытом, помогаете друг другу? Или каждый сам за себя?
Г. Г.: «Да, мы сотрудничаем с другими подрядными организациями, имеющими большой опыт и лицензии на проведение работ по отоплению, водоснабжению, энергоснабжению.
Вместе с тем каждый строитель спокойно копается в своей нише. Естественно, время от времени контакт происходит, но на этом всё. Вокруг ЖСК «Новый город» много застройщиков, с которыми мы пытались найти общий язык, участвовать совместно в прокладке водопровода, канализации. Но, к сожалению, взаимопонимания не нашли – каждый застройщик старался поднимать свой дом. Надеюсь, со временем ситуация изменится».
– А если брать строительную отрасль республики в целом? Как сегодня живётся строителю как таковому?
Г. Г.: «Когда смотрю наши передачи, читаю прессу, понимаю: к человеку, который что-то делает, при желании можно предъявить массу претензий. Всегда боюсь, когда строителей начинают притеснять. Потому что знаю нашу республику, её слабую промышленность, дотационность... Представьте, что будет, если строительство начнёт сокращаться? Последствия будут ужасными. Действительно, сейчас в Дагестане строится очень много. И это здорово. Я рад, когда человек строит дом, потому что он тем самым кормит как минимум 5–10 семей. Не зря строительство называют локомотивом экономики. Я за порядок в строительстве, но когда строителей начинают критиковать огульно, это настораживает».
- 25 просмотров