[ economics ]

[Post hoc] Правительство с человеческим лицом? Хочется верить, но не получается. Почему граждане должны верить своим правителям, если правители до этого их грабили? Наконец-то признали, что действующая ставка единого социального налога (35,6%) была грабительской. Если заработанную заработную плату государство вам недодает, а с выплачиваемой суммы удерживает почти половину (35,6%+13% подоходного налога), то это не просто грабеж, а эксплуатация. На этой эксплуатации и была выстроена великая держава СССР, продолжается великодержавный снобизм и сегодня.

Итак, правительство снижает ЕСН с 35,6% до 26%. Теперь ставка налога не будет грабительской, но остается очень высокой. А правительство преподносит снижение как большое благо и уже подсчитало эффект от снижения — 280 млрд руб. дополнительных доходов в год останутся у бизнеса. Правительство считает, что эти деньги бизнес направит на повышение зарплат, что, в свою очередь, поможет искоренить бедность. Но, извините, размер заработной платы наемного работника не зависит от размера доходов предпринимателя. Зарплата зависит, в первую очередь, от производительности труда, квалификации работника, спроса и предложения на рынке труда и т.д. Вывод о возможном повышении зарплат — ошибочный. Наука «economics» классифицирует это как «post hoc», ошибочное допущение, логически ошибочное построение. Таких «допущений» в экономике страны много, они и порождают мифы экономики. По этой причине в России экономисты, экономика, министерства, рынок идут параллельно и не пересекаются.

Другое предположение, связанное со снижением ЕСН, — часть высвобождающихся денег бизнес направит на развитие. Предположение тоже спорное, так как инвестиции напрямую не связаны с доходами. Иначе сотни миллиардов долларов не утекли бы за рубеж, а были бы инвестированы в отечественную экономику. Инвестиции связаны со сбережениями, которые растут крайне медленно.

Предполагается, что компенсировать бюджету потерю почти 10 млрд долларов должно повышение налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин. Спрашивается, каким образом данный налог и пошлины связаны с ЕСН? Если есть возможность получить с «нефтянки» дополнительные доходы, то логично было бы направить их на природоохранную деятельность. А снижение ставки ЕСН должно привести к легализации зарплат, росту фонда оплаты труда и, соответственно, к увеличению поступлений подоходного налога. Только если это произойдет, можно будет считать, что потери бюджета компенсированы.

ЕСН поступает в федеральный бюджет, и, если снижение ЕСН не приведет к легализации зарплат (вряд ли это произойдет) и росту фонда оплаты труда, то пострадает бюджет Пенсионного фонда. Сам Пенсионный фонд и так дотируется Правительством. Парадоксально или нет, но в 2005 году объем дотаций может достигнуть именно $10 млрд. В случае падения цен на нефть формирование доходов бюджета Пенсионного фонда будет весьма проблематичным. А как с увеличением пенсий? ]§[

Номер газеты