[ Дом для диктатуры пролетариата ]

Бешеное развитие строительного рынка в Махачкале породило множество проблем. Среди них – продолжающееся уплотнение городских кварталов, возрастающее вследствие этого возмущение жителей, которые начали предпринимать всё более кардинальные меры для защиты своих законных прав.

Где жить буржуям?

Коробки высотных домов, словно ростки в асфальте, неожиданно возникают в самых различных частях города – на остановках, территориях школ, во дворах, на детских площадках. Проблема уплотнения городов, висящая, как Дамоклов меч, над крупнейшими мегаполисами мира, добралась и до Махачкалы.

Только если во всех странах этот процесс проходит цивилизованно, с соблюдением закона, то в Дагестане, похоже, строят где хотят, как хотят и сколько хотят. Ситуация становится необратимой – мест для строительства жилых микрорайонов, как это делается во всех городах, в Махачкале уже не осталось. А ведь ещё несколько лет назад, если бы в Махачкале был составлен генплан развития города, проблемы можно было бы избежать. «Санта-Барбара», «Буржуй-городок» на территории фабрики им. III Интернационала» – лишь два примера расточительного использования дорогой городской земли. Вместо того чтобы распродавать её местным чиновникам под строитель- ство вилл с бассейнами, на этих землях можно было расположить несколько городских микрорайонов с высотными домами, школами, детсадами и другой сопутствующей инфраструктурой. Пишите письма

Что же делают в такой ситуации махачкалинцы? Вот характерный план их действий. Вначале собирается инициативная группа, которая выражает своё возмущение хозяину стройки. Тот обычно показывает кучу разрешительных документов, клянётся благоустроить двор (построить детскую площадку, беседку, посадить пальмы – список можно продолжать).

Потом начинается второй этап. В одной из квартир собирается «подпольный обком», и начинается составление жалобы Саиду Амирову. Это ответственное дело поручается чаще всего какому-нибудь кандидату филологических наук или преподавателю вуза. Письмо, завизированное всеми жителями дома, торжественно вручается тёте Пате, сестра которой имеет подругу, а та работает секретаршей в одном из комитетов в здании администрации Махачкалы. Такой надёжный «источник» клянётся, что письмо обязательно попадёт на стол САМОМУ. Письмо никуда не попадает, а притормаживается на одном из промежуточных этапов доставки. За это время застройщику дают понять – пока письмо не дошло по адресу, строй быстрее, потом ломать никто уже не будет. И незаконная стройка идёт ускоренными темпами.

Наконец-таки жители принимают решение – обратиться в суд. Суд не отказывает в иске, но, боясь гнева городской администрации, спускает дело на тормозах.

Иногда применяется хитрый ход: судья резюмирует – так как в результате разбирательства дела выяснилось, что обвинение выдвинуто не совсем по адресу, не хочет ли искодатель составить исковое заявление именно к застройщику, а не к администрации Махачкалы? Теперь надо составить новый иск и оплатить пошлину. Вот тут-то и кроется главная опасность. Если первоначально исковое заявление, поданное к городской администрации, было составлено по праву, возникающему из публичных правоотношений, и не подлежало обложению госпошлиной, то теперь, чтобы подать иск к строителям, при- дётся заплатить 900 рублей плюс 2 % от суммы материального ущерба. Мы уже упоминали о том, что, по странному совпадению, именно когда начинается процесс составления жителями жалоб и писем в различные инстанции, активизируется и работа строителей. Как выясняется, это неспроста. Допустим, застройщик успел вырыть котлован и возвести один этаж, затратив на это 5 млн рублей. 2 % от этой суммы составят 100 тысяч рублей. Добавьте ещё 900 – такую сумму надо заплатить, чтобы иск был принят. Кто в состоянии это сделать?

Одновременно юрист, представляющий интересы администрации, выдаёт кучу официальных справок, где говорится об отсут- ствии нарушений при проведении строительства. Граждане имеют право требовать назначения дополнительной экспертизы, но просьбу о бесплатной экспертизе суд отклоняет, а платить искодатель бывает не в состоянии. Раз ступенька, два ступенька…

Но иногда письменная жалоба, отправленная на имя махачкалинского мэра, может принести неожиданные последствия. Так, житель Махачкалы Магомед Кандалаев направил письмо Саиду Амирову по поводу того, что во время строительства нового роддома по ул. Ярагского, 6, его дому, которому «посчастливилось» располагаться по сосед- ству, был нанесён ущерб – стену задели ковшом экскаватора, кроме того, получила повреждения крыша, в результате чего она начала протекать, в стенах дома образовались трещины. Руководство стройки клятвенно обещало возместить причинённый урон, отремонтировав испорченные места, но слова остались таковыми.

Письмо на имя Амирова вызвало неадекватную реакцию. Разбираться с жалобщиком приехал не кто иной, как сам начальник управления ЖКХ Махачкалы Муртуз Омаров. Он потребовал от Кандалаева – чего бы вы думали? – немедленно разобрать ступеньки, ведущие в его дом! «Под ступеньками располагается муниципальная земля! Если в течение 10 дней сами не разберёте – пришлю экскаватор!», – грозно потребовал Омаров.

Руководитель городского ЖКХ, видимо, забыл, что принимать решения о сносе частного строения может только суд, а личное желание чиновника не играет никакой роли. «Дом стоит с 1925 года, ступеньки обозначены в техпаспорте, это моя собственность, – говорит Кандалаев. – Я сказал Омарову: посмотрите вокруг, видите целые лестничные марши вокруг магазинов и ресторанов? Что вы хотите от моих трёх ступенек?»

Мы догадываемся, в чём дело: по полученным данным, заведовать новым роддомом будет дочь Саида Амирова, и поэтому чиновники из мэрского окружения стараются оберечь его от любой, по их мнению, «негативной» информации. Хотя, как нам кажется, попадай на стол мэру хотя бы половина тех сведений, которые посылают горожане в своих письмах и обращениях, его реакция могла бы быть непредсказуемой, в том числе в отношении тех же чиновников, лакирующих действительность. Продажная земля

Несмотря на то, что в последние несколько лет в Дагестане строится около 600 тысяч квадратных метров жилья (а это один из самых высоких показателей в ЮФО), цены на него остаются одними из самых высоких не только на юге России, но и сравнимы с мировыми ценами на недвижимость (см. таблицу)

За счёт чего это происходит? Основной фактор, влияющий на стоимость жилья в Махачкале, – дороговизна земельных участков, на которых эти дома возводятся. Найти свободный участок под строительство высотного дома практически невозможно. Строительные компании, желающие начать строительство, приобретают готовые постановления за подписью главы администрации города, выписанные на частных лиц, которые разрешают строительство по определённому адресу. Выступая 19 апреля на заседании республиканского Совета по национальному проекту «Доступное жильё», вице-премьер РД Вячеслав Акулиничев констатировал: «Я не знаю ни одного аукциона, на котором распределялись бы участки под строительство. Просто так получить участок никто не в состоянии».

Сейчас, по данным «Черновика», цена «разрешения» под одноподъездный дом (размером где-то 15 на 30 метров) составляет от $ 250 до 350 тысяч. Знает ли мэр Махачкалы Саид Амиров, что в городе работает целая «фабрика» по выпуску таких постановлений? В эту цену входит только земельный участок (его рыночная стоимость $ 50–60 тысяч) и разрешение на строительство. В результате проведённых «Черновиком» исследований выяснилось, что, к примеру, чтобы построить 1 подъезд 12-этажного дома, нужно затратить около $ 1 млн, из них половину суммы составляют взятки чиновникам разных уровней.

Иногда случаются и вовсе курьёзные случаи, когда на один и тот же участок выписываются несколько разрешительных документов на разных лиц. Рассказывает генеральный директор строительной компании «Столица» Абдулнасыр Кадыров: «Я получил разрешение на строительство дома в Редукторном посёлке. Мы согласовали проект, по договору с администрацией около 1 тыс. кв. м первого этажа оставляли безвозмездно для городской поликлиники. Отвели коммуникации за свой счёт, начали рыть котлован под трёхподъездный дом. Когда основные подготовительные работы были закончены, неожиданно объявились трое частных лиц, у которых были разрешения на строительство трёх домов на этом же участке. Был большой скандал, официальные лица попросили меня оттуда уйти. А ведь пайщики доверили мне свои деньги, я понёс расходы в сумме около 4 млн рублей. Кто их будет мне возмещать? В администрации Махачкалы, куда я обращался, просят потерпеть, якобы мне предоставят другой участок. Но когда это будет, и будет ли вообще – непонятно. На приём к Саиду Амирову меня упорно не допускают, кажется, что определённые люди из его окружения не хотят, чтобы подобная информация просочилась до мэра».

Действительно, цена вопроса очень высока. Проведём некоторые расчёты. По данным заместителя главы администрации Махачкалы Альдера Мирзеханова, которые он озвучил на совещании у Муху Алиева, в Махачкале на сегодняшний день возводится 110 высотных домов. Несложные арифметические действия показывают, что за разрешительные документы на их строительство аффилированные с горадминистрацией структуры получили около $ 30 млн!

На этом же совещании начальник УФАС по РД Курбан Кубасаев довольно резко высказался в отношении чиновников, занимающихся земельными вопросами в Махачкале. «Нигде невозможно получить информацию о количестве и расположении участков. По поводу нарушений против начальника Горкомзема Махачкалы возбуждено административное дело. Некоторые строительные компании аффилированы с главами городов и другими чиновниками и монополизировали рынок строительства». 137-рукая гидра

Однако иметь на руках постановление ещё не достаточно, чтобы начать строить дом. Надо собрать – сколько бы вы думали? – целых 137 подписей, для того чтобы получить все «законные» разрешения. В беседе с корреспондентом «Черновика» один из застройщиков, не пожелавший называть своё имя, сообщил: «Представьте, что стоят в ряд 137 человек, и у каждого планы срочно заработать на дом, на дачу, машину. Если хоть один человек подпись не поставит, то дома не будет. За каждой подписью можно ходить месяцами, пока не «созреешь» как клиент и не принесёшь что нужно. Какой изощрённый ум придумал такую схему? В других странах, даже в Азербайджане, гражданин подаёт письмо с проектом и всеми согласованиями, и ему через 20 дней дают разрешение на строительство». По нашим данным, на получение этих подписей, включающих согласование проекта, технические условия и т. п., у застройщиков уходит от $ 30 до 100 тысяч.

В погоне за скоростью некоторые строительные компании напрочь начали забывать о качестве возводимого жилья. В условиях сейсмоопасности этот фактор может стать страшной трагедией в условиях Дагестана. Рассказывает генеральный директор компании «Столица» Абдулнасыр Кадыров: «Как-то в одном из своих выступлений по телевидению я предупредил, что республика наводнена некачественной арматурой и другими стройматериалами. В частности, я имел в виду используемую на многих стройках переплавленную из металлолома арматуру азербайджанского, молдавского, белорусского, волгоградского, таганрогского производства, которая запрещена при строительстве домов свыше двух этажей. Строительная мафия Дагестана после этого пришла в ярость, так как люди начали интересоваться качеством арматуры и бетона. Я пытался объяснить, что это благо для самих строителей, но никто не захотел слушать». Комментарий «ЧК»

Так будем ли мы жить в цивилизованном обществе, где чиновники за зарплату станут исполнять возложенные на них функции, а граждане будут жить в своих домах, не боясь произвола и откровенного беспредела?

К сожалению, заместитель главы администрации Махачкалы Альдер Мирзеханов, курирующий строительство в городе, не захотел отвечать на вопросы, заданные ему корреспондентом «Черновика», хотя мы были готовы в целях объективности предоставить ему слово на газетной полосе. Среди вопросов были и такие: почему земельные участки под строительство домов не распределяются по тендеру среди строительных компаний? Какими органами выдаются и согласовываются разрешения на строительство многоэтажных домов в Махачкале? (По нашим данным, из-за плохого качества строительства несколько домов в Махачкале решено снести.)

Но ответа нет до сих пор.

Что же делать гражданам в случае грубого нарушения их прав? Есть такой вариант: не поскупиться и нанять грамотного адвоката, который будет до последнего защищать права жителей. Кроме того, своих прав можно добиться митингами и акциями протеста.

Терпение граждан начинает иссякать. Власть, которая не уважает свой народ и не соблюдает его законные требования, не может считаться народной. Если в ближайшее время власти не примут кардинальных мер на строительном рынке, катастрофы – техногенной или человеческой – не избежать. ]§[

Номер газеты