[ Что скрыто в неводе дагестанских рыбаков? ]

Кто закидывает невод? Хотя сегодня рыбохозяйственной деятельностью в Дагестане занимаются более 70 предприятий и организаций, основу рыбной промышленности республики составляют предприятия бывшего производственного объединения «Дагрыба» (ОАО РКК «Порт-Петровск», ОАО «Коптильно-маринадный комбинат», ОАО «Рыбокомбинат «Главный Сулак») и предприятия и рыбоколхозы ассоциации «Дагрыба», обладающие значительным производственным потенциалом. В 90-х гг. на их долю приходилось от 80% до 98% объемов добычи и производства рыбной продукции республики.

Что в невод попадает?

То, что Дагестан богат рыбой, знают все, но в основном вспоминают осетровую рыбу. Однако промысел осетровых разрешен только в дельте реки Волга, а в Дагестане вылов этих пород осуществляется лишь в строго научных целях. Конечно, есть еще браконьеры, которых мало заботит состояние биоресурсов Каспия, но их время уже прошло: чтобы добыть осетра, браконьерам приходится забрасывать сети на расстоянии 150 миль от берега. Скоро им добывать станет нечего.

На деле основным сырьем для переработки дагестанской рыбной промышленности являются сельдь, килька, крупный и мелкий частик, вобла, кефаль, морской зверь. Однако объемы добычи резко сокращаются. Это хорошо заметно на рисунке 1. Если в 90-х годах объем годовой добычи рыбы составлял 18-20 тыс. тонн, то уже в 2001 году было выловлено чуть более 6 тыс. тонн, а в 2003 г. улов уменьшился еще вдвое. Основная причина этого заключена в кризисном состоянии рыболовецкого флота.

В Каспии имеются большие резервы кормов, которые позволяют увеличить поголовье ценных рыб путем искусственного разведения. Но одной только кормовой базы недостаточно для того, чтобы решить эту задачу. Нужно полнее использовать нерестово-выростные водоемы и улучшать нерестилища, интенсифицировать морское, пресноводное рыболовство.

Потенциально уловы рыбы могут быть достаточно высокими (кроме осетровых). Например, частиковую рыбу можно добывать до 5 тысяч тонн в год, сельдь каспийскую — до 2 тысяч тонн в год, береговую кильку — до 10 тысяч тонн и анчоусовидную кильку — до 40 тысяч тонн в год.

Рыбопереработка

Японцы доказали, что из рыбы можно делать практически все. Дагестанские производители выпускают разнообразный ассортимент: рыбу охлажденную, мороженую, копченую, вяленную, соленую, балыки, рыбные консервы и т.д. Но все чаще предприятия продают сырье и полуфабрикаты. Загрузка мощностей рыбоконсервной промышленности, которая в середине 90-х находилась на уровне 20%, сейчас сократилась в несколько раз. В 2002 году выпуск товарной продукции отрасли сократился на 40%, в 2003 году — более чем на 60%. Рисунки 2 и 3 хорошо иллюстрируют падение производства товарной продукции рыбной промышленности и в том числе производства рыбных консервов.

Все это говорит о переходе отрасли от преимущественно глубокой переработки сырья к преимущественно первичной переработке и выпуску полуфабрикатов. То есть наблюдается очевидный регресс отрасли.

Рыба-менеджмент

Казалось бы, в море есть еще рыба (не осетровая), есть мощности по ее переработке, есть флот, предприятия и т.д. Чего же не хватает для успешной работы отрасли? Как и в сказке, нет золотой рыбки по имени «менеджмент». Не хватает грамотного управления.

Разгосударствление и приватизация не смогли обеспечить эффективных преобразований в рыбной отрасли.

Рыбная отрасль превратилась в набор разнообразных организаций, не способных к эффективному ведению бизнеса. Мелкие производители, оставшись без крупных производственных мощностей, не могут наладить интенсивное воспроизводство из-за отсутствия достаточного финансового обеспечения. Следовательно, почти половина предприятий отрасли обречена на техническую деградацию. Отдельные самостоятельные предприятия и мелкие фирмы не могут реально влиять на экономику, как собственную, так и отрасли. Это приводит к тому, что в отрасли развивается «паралич» инвестиционной и инновационной деятельности.

Ухудшение инвестиционного климата в отрасли ведет к дальнейшему снижению уровня производства и росту затрат. Это является предпосылкой повышения цен. А это делает продукцию дагестанских производителей менее конкурентоспособной. Многие предприятия рыбной промышленности остаются убыточными, несмотря на рост цен на свою продукцию.

Решением в этой сфере могла бы стать реструктуризация отрасли, обеспечение концентрации материальных, трудовых и финансовых ресурсов для повышения технического уровня производства, сокращения затрат, снижения тарифов, роста производительности труда.

Сохранившиеся производственные мощности предприятий рыбной промышленности Дагестана по глубокой переработке рыбы и дополнительно введенные новые мощности могут позволить полностью перерабатывать добываемое в республике сырье. Также можно для полной их загрузки завозить полуфабрикаты из других рыбных регионов России.

Таким образом, при правильном управлении рыбная отрасль республики обладает необходимым производственно-экономическим потенциалом, способна увеличить объемы добычи и переработки рыбы и создавать новые дополнительные рабочие места.

Предприятия рыбной промышленности Дагестана располагают и устойчивой сырьевой базой, и значительными производственными мощностями по переработке рыбы и выпуску консервов, а также необходимым рыбодобывающим флотом. Не хватает лишь разумного подхода и эффективного управления. ]§[

Номер газеты