Ценовой галоп

Продовольственная часть стоимости жизни подорожала вновь: цены на продукты за октябрь, по официальным данным, выросли на 1,4%. Каковы причины подорожания, и как далеко простираются возможности власти в профилактике инфляции?

Наибольший рост цен, по данным Дагстата, отмечен на куриное яйцо (на 29,2%). Молочные продукты подорожали в среднем на 3,2%, плодоовощная продукция – в среднем на 6,7%. Согласно данным РИА «Дагестан», из овощей выросли в цене огурцы (на 76,7%), помидоры (52,4%), морковь (на 13,5%), свекла столовая (на 4,5%). При этом если скачки цен на овощи можно списать на сезонность, то как объяснить ситуацию с яйцом?

Дагестанское УФАС комментирует ситуацию следующим образом: «Сейчас проводится анализ формирования отпускных цен сельхозпроизводителей и потребительских цен на яйцо. Срок окончания анализа – 27 ноября. По его завершении можно будет уже называть причины повышения цен на яйцо. Что касается других продуктов питания, то в антимонопольную службу не поступали письменные жалобы от населения республики, в которых сообщалось бы о резком росте цен на продовольственные товары».

 

Всему виной стихия

 

Но не будем продлевать ожидание до 27 ноября, проведём собственный анализ. С июля по октябрь 2012 года зафиксирован беспрецедентный рост цен на зерновые культуры, приведший почти к двукратному подорожанию комбикормов. Параллельно выросли цены на электроэнергию и газ, что поставило отрасль птицеводства в чрезвычайно сложную финансовую ситуацию. По словам директора хасавюртовской птицефабрики Махмуда Сайдулаева, предприятия стали нерентабельными – доходы перестали покрывать издержки, но о повышении цен не могло быть и речи: слишком большая конкуренция. В итоге часть птицефабрик разорилась или сократила поголовье, в результате потребительский спрос на продукцию превысил предложение, что и вылилось в резкое повышение цен в этом году. Таким образом, основная причина подорожания яиц – рост цен на комбикорма в прошлом году в результате засухи.

Согласно отчёту о реализации программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы», в 2012 году сильные зимние морозы, до 30 градусов, и весенняя засуха привели к гибели озимых зерновых культур на площади 38,6 тысячи га или 51% посевов, пострадали посадки многолетних насаждений и посевы яровых зерновых и кормовых культур. Общий размер ущерба от стихии составил 3,2 млрд рублей.

В 2012 году объём производства яиц сократился на 7,7% и составил 175,6 млн штук. Причинами снижения производства явились последствия птичьего гриппа и банкротство птицефабрик яичного направления, таких как «Карантайская», «Буйнакская», «Махачкалинская», «Хасавюртовская» и «Акташ», а также перепрофилирование птицефабрики «Эльдама» на мясное направление.

При этом на сегодняшний день объём производства яиц далёк от того уровня, который позволяет говорить о самообеспечении. По данным Министерства сельского хозяйства РД, дагестанский производитель даже на 6% не обеспечивает республику яйцом. На данный момент в Дагестане функционируют три птицефабрики: «Хасавюртовская», КФХ «Муртузалиев», КФХ «Гаджимурзаев». Розничная стоимость одного лотка на рынке варьируется от 160 до 180 рублей в зависимости от сорта яиц и региона поставщика. При этом закупочные цены розничных продавцов составляют 152–162 рубля.

 

Политика консервации

 

Удорожание яиц – наглядный пример уязвимости сельскохозяйственной отрасли. Эта закономерность срабатывает в любом государстве, независимо от уровня развития. Природно-климатический фактор – одна из основных причин такой уязвимости. А потому дотации и субсидии должны быть ключевой составляющей государственной политики в отношении этой отрасли. По словам Сайдулаева, когда он в прошлом году обратился в Минсельхоз с просьбой о финансовой поддержке, ему ответили, что денег на эти цели нет.

Сейчас действует программа «Развитие производства и переработки яиц и мяса птицы в республике Дагестан на 2011–2015 годы». По данным Ильмутдина Салахбекова, заместителя начальника отдела животноводства Минсельхоза, в декабре 2012 года в неё внесли некоторые коррективы: часть средств, выделенных на мясное производство, перенаправили в пользу яичного. Тем не менее ни одно фермерское хозяйство не получило ни рубля, так как средства из федерального бюджета ещё не поступили.

Схожая ситуация сложилась и в прошлом году. Судя по данным отчёта о реализации программы на 2008–2012 годы, был направлен запрос в Министерство сельского хозяйства РФ на выделение дополнительных денег, на что был получен отказ со ссылкой на отсутствие финансовых средств на эти цели. При этом в содержании упомянутого отчёта во избежание подобных ситуаций сельхозпредприятиям советуют впредь «активно включаться в процесс страхования сельскохозяйственных культур».

По всей видимости, в качестве работы над ошибками в августе 2013 года вышло постановление Правительства РФ, согласно которому бюджетам субъектов Федерации будут предоставлены средства для возмещения части затрат в связи с удорожанием приобретённых кормов. Дагестанское сельское хозяйство ждёт 19 млн рублей. Это возместит 70 копеек расходов с каждого десятка яиц.

Так или иначе, складывается отчётливое впечатление, что правительство, в силу своей финансовой зависимости от траншей федерального центра, не может своевременно реагировать на макроэкономические тенденции.

К слову об эффективной и своевременной государственной поддержке. В октябре 2012 года птицефабрики Ленинградской области задолжали за комбикорм около 1,4 млрд рублей. Всё из-за того же диспаритета цен: подорожали энергоносители и корма, а цена продукции осталась на прежнем уровне. Были введены некоторые поправки в законодательство – правительство области решило направить 400 млн рублей на господдержку производителей яйца, мяса птицы и свинины. Такие меры профилактики роста цен на продукцию животноводства отозвались сегодня: рост цен на яйцо, по данным Петростата, зафиксирован на уровне 4,9% (в Дагестане – 29,2%). Ленинградская область – регион-донор.

При этом необходимо отметить, что на протяжении периода с 2006 по 2010 год в финансовой отчётности Минсельхоза Дагестана субсидии на поддержку птицеводства отсутствовали в принципе. Вливания начались лишь в 2011 году (таблица 1).

Это притом, что объёмы финансирования агропромышленного комплекса неуклонно растут на протяжении 6 лет: от 618 млн рублей в 2006 до 3,2 млрд в 2012 году (таблица 2).

Хочется напомнить, что Россия с августа 2012 года – член Всемирной торговой организации, которая обернётся для сельхозпроизводителей усилением конкуренции. Вопреки мнению апологетов членства России в ВТО, конкуренция не улучшит качество продукции, а приведёт к упадку сельского хозяйства. В условиях абсолютно нецелевого использования бюджетных средств говорить о конкурентоспособности наших технологически не вооружённых аграриев с зарубежными производителями не приходится. Таможенные пошлины – единственный фактор, играющий на пользу отечественной продукции, – будут снижены или устранены вовсе. Таким образом, высокотехнологичное дешёвое продовольствие постепенно вытеснит наше. Надо отметить, что субсидирование аграриев в рамках торговой организации ограничено. Так, Россия будет вынуждена в течение нескольких лет почти в два раза снизить объёмы государственной помощи – от 9 млрд долл. в 2012 до 4,4 в 2018 и последующих годах. При этом, если рассматривать всю отрасль в целом, насколько адекватны объёмы производства продукции величине государственной поддержки? Насколько эффективно расходуются эти средства? И можно ли постоянно списывать спад производства на неблагоприятные природно-климатические факторы?  

Номер газеты