Целина обеления

В прошлом году дагестанский бюджет пришлось корректировать девять раз, в условиях секвестра и кризиса 626 млн бюджетных рублей освоено с нарушениями. В текущем году муниципалы вновь недотягивают до плановых значений по налогам… 28 сентября на 53 сессии Народного собрания РД приняли закон «Об исполнении республиканского бюджета РД за 2014 год».

Такое количество вносимых изменений в ходе исполнения бюджета, по мнению председателя комитета НС РД по бюджету, финансам и налогам Назима Апаева, свидетельствует о нестабильности экономики страны и республики и недостатке расчётов при составлении бюджета.

По данным министра финансов РД Али Исламова (на следующий день Исламов покинул пост министра «ЧК»), доходы бюджета в прошлом году составили в общем 84,2 млрд. Собственные – налоговые и неналоговые – поступления при задании в 25 млрд обозначились на уровне 19,8 млрд. Прирост на 1,1 млрд по сравнению с 2013-м случился за счёт НДФЛ, который поступил на 1,9 млрд больше. Потери идут по линии фронта налога на прибыль организаций – -97,5 млн в 2014 году по сравнению с 2013-м годом.

Более показательны разрывы между фактическими и плановыми значениями доходов прошлого года. Здесь минусовой баланс обозначился практически по всем статьям. По налогу на прибыль разрыв составляет около миллиарда рублей. Связывает это теперь уже экс-министр финансов с консолидированной группой налогоплательщиков. Во-первых, им вернули сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 194 млн рублей, во-вторых, отдельные налогоплательщики (ОАО «Газпром», ОАО АК «Транснефть», ЗАО «Мегафон Интернэшнл» и ОАО «МТС») представили декларации по уменьшению данного налога. Это стоило бюджету 302 млн рублей. «Такие предприятия не зарегистрированы в Дагестане, и наша налоговая служба не имеет рычагов давления на них», – пояснил Исламов.

По НДФЛ разрыв между планом и фактическим сбором составляет 423 млн, по акцизам на ГСМ и алкоголь – 858 млн, неналоговые доходы – 2,6 млрд (в связи с нереализацией газовых сетей). Снижение по акцизам на алкоголь связано с уменьшением объёмов производства и реализации нескольких крупных предприятий-производителей (ГУП «Кизлярский коньячный завод», ЗАО «Дербентский винно-коньячный комбинат», ОАО «Дербентский завод игристых вин» и ЗАО ВКЗ «Избербашский»). Помимо этого сказалась неполная загруженность мощностей и… отсутствие рынка сбыта произведённой продукции из-за её низкого качества и завоза аналогов из других регионов.

 

Подход с пристрастием

 

Аналогичная тенденция сохраняется и в текущем году. По итогам восьми месяцев муниципальные образования недобрали около 16% плановых налоговых назначений (около 656 млн рублей). Из них около 200 млн – НДФЛ, 360 млн – земельный налог, 59 млн – единый налог на вменённый доход. По сравнению с прошлым годом рост наблюдается на 867 млн рублей. Основная дилемма обеления экономики заключается в том, что налоговый потенциал не соответствует  налоговой базе, т. е.  реально имеющемуся на учёте перечню объектов обложения. Определением налогового потенциала в республике занимается Межведомственная комиссия (МВК). Если следовать установленному ею налоговому «курсу», местные бюджеты по итогам года должны собрать около 7,5 млрд рублей (на 2013 год потенциал был определён в размере  5,9 млрд рублей, на 2014 год – 7,4 млрд). Годовой план установлен на уровне 6,8 млрд. Сбор по итогам восьми месяцев отстаёт от планового на миллиард рублей. Сейчас по плану за январь – сентябрь в республиканском бюджете Дагестана должны были покоиться около 16,5 млрд вместо фактических 13,7 млрд рублей (при годовом плане в 24,3 млрд). Доход консолидированного бюджета по итогам года должен составить более 31 млрд рублей.

В чём заключаются и как далеко простираются полномочия МВК?

«Налоговый потенциал на текущий год определяет муниципалитет решением того или иного городского/районного собрания. Межведомственная комиссия нужна для того, чтобы обозначить приблизительную сумму. Кто-то в итоге устанавливает больше, кто-то меньше. Например, по Махачкале потенциал где-то 2,9 млрд, город уменьшил его почти на 500 млн рублей, если не больше. Это прерогатива муниципалитета: он принимает бюджет и в этих вопросах  самостоятелен», – пояснил «ЧК» вице-премьер – министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов.

Проблема недотягивающих до потенциала муниципалитетов  была затронута  на общественных слушаниях по бюджету 2014 года 17 сентября.

«От результатов деятельности комиссии зависят объёмы дотаций бюджетам муниципалитетов. Мы провели анализ налогового потенциала 2014–2015 годов. Он показал перекосы, которые заключаются в том, что потенциал на текущий год определён ниже, чем фактический сбор налогов в 2014-м, а иногда и в 2013 году», – рассказал аудитор Счётной палаты РД Темирлан Расулов. По его словам, в большей части МО с высоким уровнем дотационности также большой объём нарушений, связанных с штатной численностью, размером муниципального долга и дефицита бюджета. При этом в этих МО также высок уровень недобора: от 10 до 50 млн рублей. Впрочем, если верить аудитору, это ни в коей мере не мешает нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств: ведомство насчитало их на полмиллиарда рублей. 

В 2015 году планка МВК для многих муниципалов по сравнению с итогами прошлого года действительно существенно снизилась. Например, на 61 млн для Буйнакского района, на 71 млн для Карабудахкентского, на 19 млн для Тляратинского, 68 млн –   для Хасавюртовского и т. д. Любопытно, что при этом комиссия не снижает общую планку налоговых доходов, подняв её почти на миллиард. Кто бы вы думали принял главный удар «обеления» на фоне поблажек другим МО? Столице, чтобы дотянуть до планки потенциала, нужно собрать дополнительно около 1,2 млрд рублей (в прошлом году фактический сбор составил 1,7 млрд). Если смотреть в разрезе по видам налогов, то миллиардный прирост составил возросший на 11% (около 445 млн) потенциал по НДФЛ. Он дошёл до 4 млрд, что больше половины общих плановых доходов в 7,5 млрд. Земельный налог вырос на 26% (около 367 млн) и т. д. (К слову, недавно Минэкономики отчиталось о 3 млрд недобора за восемь недель текущего года.) 

«Мы были не согласны с результатами работы комиссии на 2015 год. Комиссия в прошлом году абсолютно не учитывала наше мнение. Мы заявили 2,1 млрд рублей, они нам дали 2,9 млрд. Это притом, что по факту 2014 года МВК для Махачкалы определяла 2,6 млрд, а фактическое исполнение составило 1,7 млрд», – рассказал заместитель главы администрации Махачкалы Хаким Ашиков. Напомним, что Махачкала также была начисто лишена дотаций в 2013 и 2014 годах. До ареста Саида Амирова в 2012 году суммы дотаций составляли около 2,3 млрд рублей. Сравнительные данные о потенциале и фактическом исполнении собственных доходов указаны в таблице 1. 

Так своеобразно разделив бремя потенциала между муниципалитетами,  Межведомственная комиссия одновременно признала, что «работа по определению налогового потенциала показала незаинтересованность и неготовность администраций многих МО к согласованию, незнание налоговой базы своих муниципальных образований и явное занижение с целью получения дополнительных дотаций из республиканского бюджета». «Муниципальные образования не полностью используют налоговый потенциал, стремятся к занижению налоговой базы и практически не заинтересованы в прогнозировании роста поступления налоговых и неналоговых доходов. Отсутствует должная координация между органами исполнительной власти муниципальных образований и федеральными структурами. Муниципальными образованиями недостаточно проводится работа по постановке земельных участков на кадастровый учёт и регистрации физлиц», – говорится в заключении комиссии.

Таким образом, судя по всему, главы МО стоят меж двух огней: с одной стороны их подгоняет приоритетное «обеление» и критерии эффективности глав МО, введённые Рамазаном Абдулатиповым, с другой – изменяющаяся прямо пропорционально обелению дотационность (при расчёте дотаций тому или иному МО учитывается объём собственных заработков субъекта). Тенденция недотягивания до обозначенной планки идёт и в текущем году. Рост налоговых доходов, который выдают за успехи легализации экономики, большей частью основан на НДФЛ. А «обеление» пока вылилось только в повышение транспортного налога и единого налога на вменённый доход. ]§[

Номер газеты