Во вторник, 18 сентября, в Народном собрании РД состоялись общественные слушания по проекту закона об исполнении республиканского бюджета за 2017 год. По оценке врио министра финансов Юнуса Саадуева, он «был крайне напряжённым».
В первоначальном варианте прогнозный уровень доходов был установлен на уровне 99,6 млрд. По собственным доходам был поставлен амбициозный план собрать почти 31,7 млрд (при факте 2016 года 25,2 млрд). В доходной части запланировали поступление 8 млрд от продажи газораспределительных сетей. (В 2015 году, верстая бюджет на следующий год, с их продажи планировали выручить около 1,5 млрд, а к концу 2016-го расширили амбиции до 4,2 млрд.)
Помимо 3,8 тысячи км сетей, которые, вопреки наличию всей необходимой документации, так и не купил «Газпром», в прогнозные доходы включили реализацию ГРС, не прошедших инвентаризацию и прочие регистрационные процедуры (всего в республиканской собственности около 6 тысяч км сетей).
В марте задание по неналоговым доходам было уменьшено на 4 млрд рублей (соответственно, сократились расходы) и в конце года – ещё на 4,385 млрд, из них 4 млрд из-за несостоявшейся продажи ГРС.
По данным Счётной палаты РД, Минимущество РД и ГКУ РД «Спецгазстройсервис» (на праве оперативного управления которого сети находятся) так и не оформили в собственность оставшуюся часть сетей.
Оставшиеся 385 недобрали, после того как республике не удалось получить деньги за аренду сетей от ООО «Газпром газораспределение Дагестан». Договор с компанией был заключён в июле 2014 года, и газопроводы протяжённостью 6 398 км были переданы за 312,9 млн рублей в год. Срок действия договора истёк, и он не был пролонгирован, начисление арендных платежей производилось на основании решений Арбитражного суда РД по фактическому их использованию. На 1 января 2018 года задолженность ООО составляла 395,9 млн рублей.
«Договор аренды с компанией не заключается, видимо, из-за отказа этой компании. Начисление и взыскание средств осуществляется в судебном порядке. Что я считаю неправильным, потому что Минфин не может планировать поступление доходов и их расходование», – рассказал на слушаниях аудитор Счётной палаты РД Темирлан Расулов. Кроме того, 2 млн долга за аренду сетей, образовавшегося с 2008 года, числится за ОАО «Махачкалагаз».
Таб. 1. Объём недофинансированных бюджетных назначений, в млн рублей
Общегосударственные вопросы |
356,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
11,5 |
Национальная экономика |
569,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
276,0 |
Охрана окружающей среды |
2,6 |
Образование |
62,4 |
Культура и кинематография |
0,749 |
Здравоохранение |
0,501 |
Социальная политика |
557,7 |
Средства массовой информации |
9,4 |
Проблему значительного дефицита средств удалось ликвидировать благодаря дополнительной финансовой помощи в размере 4,1 млрд из федерального бюджета после обращения Владимира Васильева к Владимиру Путину (первого после назначения его руководителем региона): «3,2 млрд рублей мы получили как дополнительную финансовую помощь, а также 900 млн в виде бюджетного кредита», – рассказал Саадуев. В итоге бюджет, прошедший пятикратную корректировку, удалось закрыть с профицитом 3,8 млрд рублей.
По доходам он исполнен в сумме 98,98 млрд, что составляет 100,3% к уточнённому плану (98,7 млрд рублей), и по расходам – в сумме 95,2 млрд рублей (97,2 млрд по плану).
По сравнению с 2016 годом объём федеральной помощи подскочил на 11,6 млрд, а собственные доходы уменьшили на 1,1 млрд – до 24,1.
Верхний предел государственного внутреннего долга Республики Дагестан на 1 января 2018 года с учётом полученных в 2017 году бюджетных кредитов на 21 млрд (федеральное правительство активно перекредитовывало коммерческие кредиты регионов) остановился на сумме 12,2 млрд (за год уменьшился на 3,6 млрд рублей). Из них задолженность по государственным гарантиям – 2,4 млрд.
Дешёвые метры
Нарекания Счётной палаты вызывают и другие неналоговые доходы, по которым республика не смогла обеспечить полноценный профит. Установленные задания в 2017 году не выполнены по двум доходным источникам: административным платежам и сборам и доходам от использования и продажи государственной собственности (по последнему пункту недобрали около 19,3 млн).
Например, аудиторы обратили внимание на помещение площадью 400 кв. м, расположенное в здании Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова. Оно передано в аренду по договору в 2008 году под размещение ресторана «Да Винчи». Арендная плата установлена в размере 100 рублей за 1 кв. м. То есть 40 тысяч рублей в месяц. При этом, по данным СП РД, средняя стоимость аренды одного квадрата на центральных улицах Махачкалы, предоставляемых в аренду Минимуществом РД, составляет не менее 200 рублей за 1 кв. м в месяц. По данным одного из агентств недвижимости, средняя стоимость квадратного метра в этом районе города составляет 500–1 000 рублей.
Известно, что учредителем и руководителем ООО «Ресторан “Да Винчи”» является уроженец Буйнакска Сулайванпаша Устарханов (предположительно близок к спикеру НС РД Хизри Шихсаидову).
Также Счётная палата привела в качестве примера неэффективного использования госимущества здание гостиницы «Приморская» площадью более 4 тысяч кв. м, переданное инициатору нереализованного инвестпроекта «АгроДагИталия» ООО «Агро-Инвест». На 1 января 2018 года компания задолжала бюджету около 40 млн.
СП РД также считает, что далеки от совершенства нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления в аренду недвижимого имущества субъектам малого предпринимательства. В частности, Постановлением Правительства РД от 10 июня 2003 года №182 величина арендной платы определяется коэффициентом, равным 0,75 к величине арендной платы. Тот же коэффициент предпринимателям положен при расчёте аренды на льготных условиях (Постановление Правительства РД от 29 октября 2002 года №219 «О предоставлении льгот субъектам малого предпринимательства»).
Дорогой долгострой
На слушаниях вновь подняли вопрос незавершённого строительства. А день спустя Счётная палата РФ огласила, что Дагестан находится на втором месте среди республик СКФО после Чечни по объёмам «незавершёнки». 1 января 2017 года объём составлял более 23 млрд (по 299 объектам), год спустя – 20,1 млрд (по 285 объектам). 70 из них – это школы и 23 объекта здравоохранения.
По словам Расулова, ещё года три назад Москва уполномочила субъекты разработать планы поэтапного нивелирования объёмов «незавершёнки»: «В этой части мы неоднократно предлагали ряд мер для её снижения. Например, включение отдельных объектов в план приватизации. Но главная проблема в том, что значительное количество из них морально устарело. Особенно образовательные, которые строятся более 5 лет. В учебных заведениях нет санузлов, они находятся на улице. Сегодня стандарты изменились, как мы собираемся их завершать? Можно также перепрофилировать эти объекты для других целей. Но самое главное – завершить их инвентаризацию».
Счётная палата РД отмечает, что несоблюдение нормативных сроков строительства, невыделение средств на консервацию объектов из-за прекращения финансирования в течение ряда лет приводит к удорожанию строительства и дополнительным бюджетным расходам.
Выборочный анализ остаточной сметной стоимости 62 объектов (в текущих ценах) показал, что из-за роста сроков строительства объектов, начатых с 2008 по 2015 годы, они подорожали в среднем на 25%: «Эта ситуация продолжается на протяжении ряда лет и создаёт коррупционные риски в интересах подрядных организаций и недобросовестных государственных заказчиков», – говорится в отчёте контролирующего органа.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2018 года в «незавершёнку» необоснованно включены 9 объектов на сумму 2,3 млрд рублей, которые фактически функционируют.
Большая часть объектов (62) на сумму 1,3 млрд приходится на ГКУ РД «Дагсельстрой», ГКУ РД «Дирекция единого заказчика-застройщика» (45 объектов на сумму 4,1 млрд), ГКУ РД «Спецгазстройсервис» (52 объекта на 635 млн) и ГКУ РД «Дирекция ФЦП “Юг России” по РД») (21 объект за 101,7 млн).
Львиную долю времени на слушаниях посвятили обсуждению недостатков исполнения бюджета. Председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков выступил с критикой бюджетного процесса, припомнив непрозрачное распределение денег между муниципалитетами, неэффективность льгот, предоставленных инвестпроектам, совершенствование госпрограмм в части унификации состава мероприятий.
«Органом, проводящим оценку эффективности, является министерство экономики. Это орган исполнительной власти, наделённый полномочиями. Мы отметили 8 программ с низкой эффективностью. Но почему-то в них не вносились изменения», – пояснил Расулов. Он привёл в пример программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» (включает поддержку малого и среднего предпринимательства). По его словам, она 2 года подряд была признана недействительной, но ни министерство экономики, ни ответственные кураторы не принимали меры по приведению её в соответствие бюджетному законодательству. ]§[
- 10 просмотров