Абдулатипов и СМИ: любимый плохиш

В медиарейтинге глав регионов РФ компании «Медиалогия» за март 2014 года глава Дагестана Рамазан Абдулатипов занял необычное для него 30-е место, опустившись по сравнению с февралём аж на 8 позиций. Кроме того, в ряде его последних выступлений обнаруживаются новые подходы к вопросам взаимоотношений власти и народа, а также к роли журналистов в обществе. Сравнение прежних и новых тезисов Абдулатипова позволяет лучше понять общественно-политическую ситуацию в республике.

Одиночество политика

 

С первого же дня в должности руководителя республики Абдулатипов заявил, что политикой в Дагестане будет заниматься один человек, т. е. он. Подразумевалось, что остальные чиновники должны заниматься производством, ЖКХ, автотранспортом и т. д., а не политическими заявлениями и интригами, расшатывающими вертикаль власти. А через неделю – 4 февраля 2013-го – врио президента заявил, что в республике отсутствует информационная политика: «Рассказывать слухи – молодцы, а всего остального нет. Нет анализа... Другое представление должно быть у людей о власти: что это – не сборище жуликов и воров. В органах власти патриоты своей страны, своего народа. Это всё надо показывать».

Однако затем он призвал СМИ бороться с засильем кланов, чиновников-крохоборов, коррупцией в органах власти и с невежеством и феодализмом – в народе. Такие жёсткие оценки ситуации, а также фонтан разнообразных инициатив и планов, охотно транслируемых журналистами, привели к тому, что в ежемесячных медиарейтингах губернаторов он с февраля 2013 года по январь 2014-го занимал места с 3-го по 10-е (исключение – 15-е место за ноябрь 2013-го). Глава РД опережал других не только по частоте упоминаний в СМИ, но и по значениям МедиаИндекса, отражающего влиятельность цитирующих ресурсов, «ценность» публикации с учётом главенства или эпизодичности роли главы региона и её «рекламного эквивалента» в зависимости от объёма сообщения, тиража или посещаемости. То есть лидерство было и по количеству, и по качеству сообщений.

Так что в публичной сфере (не беря закулисную политику) он действительно остаётся единственным политиком в Дагестане. Если раньше главы республики (председатель Госсовета, президент) и доминировали среди всех местных политиков в информационных пространствах Дагестана и России, но такого отрыва от остальных не было.

Но в феврале и марте 2014 года Абдулатипов сдал лидирующие позиции в медиарейтинге (22-е и 30-е места соответственно). Вероятными причинами этого могли стать болезнь, снижение внимания к нему со стороны руководства федеральных органов власти, трудности реализации программ, рост критических статей в СМИ и недовольства им в дагестанском сообществе.

Отчётность чиновников

 

Отвечая 3 декабря 2013 года на заседании пресс-клуба при Президенте РД на вопрос о пассивности руководителей органов власти в отношении СМИ, Абдулатипов указал на то, что каждый чиновник должен знать, что открытость работает на него самого. Вместе с тем он оговорил, что есть вопросы, которые министр и даже председатель правительства не могут комментировать раньше него: «Тут какая-то субординация должна быть, должен быть какой-то порядок. Но есть ситуация, когда чиновник заинтересован в том, чтобы довести до населения какие-то идеи, мысли». Помнится, что глава РД выражал недовольство некоторыми руководителями, которые каждый шаг стараются показать в СМИ.

Став с начала 2014 года несколько меньше выступать в СМИ, глава РД решил, что на телеэкранах должны появляться и другие чиновники и члены Молодёжного правительства (МП) РД. Он даже дал соответствующие поручения обязать первых рассказывать о приоритетных проектах развития республики, а вторых – предоставить телеэфир и место на официальных сайтах. Вероятно, всё это мыслится в рамках модели «управляемой демократии», но на встрече с МП РД 4 апреля Абдулатипов заявил: «Республике нужны свободно мыслящие кадры, молодые профессионалы. И в молодёжном правительстве должны работать именно такие люди». Публичную активность стали проявлять и некоторые депутаты НС РД.

Но всех опережает начальник отдела управления внутренней политики Администрации Главы и Правительства РД Алибек Алиев, который выезжает на место, откуда поступило заявление граждан, и в присутствии телекамер стыдит местных чиновников за бездействие или злоупотребление полномочиями. Он спокойно мог бы претендовать на второе после Абдулатипова место в республиканском медиарейтинге, несмотря на то что над ним возвышается 5 этажей вышестоящего начальства, которое и должно выступать в СМИ.

 

Задачи журналистов

 

Если вначале Абдулатипов убеждал журналистов разоблачать и клеймить пороки и недостатки, то теперь призывает показывать результаты достигнутого за год. 11 февраля 2013 года на встрече с членами Общественной палаты он указал, что республиканские СМИ выступают как просто информационщики и у них нет аналитики. Через месяц на пресс-конференции Абдулатипов сказал: «Обращаюсь одновременно к журналистам, которые начинают изощряться по каждому поводу: одевать меня во всякие одежды, показывать, какие у меня большие усы и так далее. Я хочу им напомнить, что их здесь убивали... Поэтому хочу сказать: если мы не объединим свои усилия, то будем бороться только друг с другом, а не бороться с отсталостью и невежеством… Стоит отметить, что и такой формат, в котором работает газета «Черновик», тоже нужен. Бывший главный редактор газеты Хаджимурад Камалов был умный человек, рисковал своей жизнью за правду».

30 июня 2013 года на первом заседании пресс-клуба при Президенте РД Абдулатипов среди первоочередных задач прессы назвал необходимость разбудить в людях совесть, добро: «Основой, стержнем дагестанской идеи, самобытности является яхI, намус. Надо разбудить их. Покажите людей, которые поверили новой власти». Он на примере пояснил, почему это надо делать: «Вчера прибывшая из Москвы группа людей с целью создать фонд диаспоры пошла регистрировать его в Управление Минюста России по РД, а им говорят, что надо заплатить столько-то денег. Совести совсем нет. Вот о таких вещах должны писать СМИ, а не о том, в каком состоянии находятся усы Абдулатипова. Если пресса анализирует, предлагает, раскрывает такие вещи, о которых я говорю, такой прессе никто не собирается мешать». Он отметил, что часто встречаются и заказные статьи, что пресса тоже разная. А пресс-клубу предложил взять под контроль ход реализации десяти президентских проектов.

Но 21 ноября на I Форуме СМИ Северного Кавказа Абдулатипов констатирует: «СМИ не успевают за динамикой развития процессов в регионе. Я уже 10 месяцев работаю, много всего сделано, а СМИ как писали 10 лет назад, так и пишут. Я не говорю, что меня нужно хвалить и поддерживать, я в этом не нуждаюсь. СМИ должны идти впереди, просвещать. Но у нас очень мало таких журналистов».

3 декабря на заседании пресс-клуба при Президенте РД Абдулатипов признал, что у РГВК «Дагестан» появился свой контент: «Очень важно, когда замечают труд человека, то, что ему уже удалось сделать, а не только видеть негатив и неудачи. Критиковать можно и нужно, но нельзя при этом игнорировать успехи. По каждому из перечисленных мною сегодня достигнутых результатов необходимо организовать репортажи, чтобы население знало о проводимой в республике работе».

А 1 апреля 2014-го на заседании пресс-клуба он отметил, что задача СМИ – не только информировать, но и просвещать, воспитывать. Однако, по его мнению, эти свойства в последние 20 лет во многом утеряны: «Сегодня радио немного другое. Оно стало миром развлечений, где присутствуют бесконечные пошлые шутки. Говоря о развитии радиовещания, мы должны формировать иную среду». Дагестанское телевидение, по мнению Абдулатипова, во многом проигрывает коллегам из соседних республик: «Если мы хотим вывести Дагестан из кризиса, каждый должен быть бойцом».

 

Задачи власти

 

На заседании при Президенте РД (30 июня), говоря о действенности выступлений СМИ, сообщил, что он просматривает все газеты, и если поднимается какая-то проблема, если есть критическое выступление, то прямо на полях газеты пишет поручение тому или иному должностному лицу. «Просто об этом мало кто знает – уточнил он. – Пресс-служба обязана информировать об этом печатный орган – по вашей публикации президент дал поручение. И проконтролировать, как оно выполняется».

Надо признать, что по ряду статей и информационных сообщений «ЧК», как становится известно из других источников, даются поручения, проводятся совещания и принимаются меры. Но при этом не удаётся наладить конструктивные отношения. Хотя сам Абдулатипов на заседании пресс-клуба 3 декабря сказал: «Но и требовать от журналистов, чтобы не показывали плохое, что здесь происходит, тоже нельзя. Это то же самое, как обвинить хирурга в том, что поставил неутешительный диагноз. Журналист – тот же доктор, который должен ставить диагноз».

Тем не менее 15 января глава Дагестана в рамках послания НС сообщил: «В печатных изданиях зачастую критикуют правоохранительные органы, но не очень убедительно показывают пагубность и социальную опасность идеологии экстремизма и терроризма… Поручаю правительству республики совместно с УФСБ провести анализ республиканских СМИ на предмет пропаганды экстремизма, радикализма, героизации бандитов». Были опасения, что Абдулатипов просто хочет разобраться с негосударственными дагестанскими СМИ, критически оценивающими деятельность властей. Между тем дело по статье «ЧК» о событиях в Сирии находится в суде в ожидании заключения экспертов с сентября 2013 года.  

Номер газеты