Общественная и партийная борьба в Республике Дагестан, как известно, кардинально отличается от аналогичного противостояния в других регионах России. С одной стороны, основное противостояние между яркими политиками, представителями тех или иных элитных группировок, происходит внутри партии "Единая Россия", с параллельным декларированием лояльности федеральному центру.
С другой стороны, в последнее время существенно повысилась активность других партий и движений. Причем именно в Дагестане, зачастую, вырываются вперед те партии, которым не удается проявить себя на общероссийском политическом пространстве. Так, 13 сентября 2015 года на выборах в городской совет Буйнакска победила малоизвестная "Партия ветеранов России", при этом победители пытались назначить градоначальником Османа Османова, ранее состоявшего в команде приговоренного к пожизненному заключению за подготовку теракта и организацию заказного убийства бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова.
В результате, после вмешательства республиканских властей, действующий градоначальник Ильяс Мамаев, обвиненный в поражении "Единой России" на выборах, а его место занял генерал лейтенант Таможенной службы Закарья Амиров. Неожиданно хорошие результаты на тех выборах показала партия Родина, получившая в ряде районов большинство голосов.
Так, "родинцы" победили в ряде сел Цунтинского района, и показали хорошие, двузначные результаты в Кизляре, Каспийске, Кулинском, Кайтагайском и Ахтынском районах. Кроме того, на депутатских выборах в Бабаюрте "Единую Россию" обошли местные коммунисты, и вообще в целом на тех выборах, в Дагестане большее количество партий проходило в местные законодательные органы власти, преодолев пятипроцентный барьер. Можно сказать, что традиционно острая политическая борьба в республике с осени прошлого года приобрела характер межпартийного противостояния.
Именно поэтому, первые шаги общественного движения "Народ против коррупции" в Дагестане привлекли существенное внимание местных СМИ. Его лидер в регионе Магомедхабиб Тажудинов, заявил о намерении общественного движения, являющегося частью общероссийской партии "Народ против коррупции" принять участие в парламентских выборах осенью 2016 года.
«У нас будут депутаты, которые честно будут работать на народ. И в наших рядах будут люди, за которыми нет ни одного украденного рубля",- заявил он 12 апреля на встрече с жителями Шамильского района. Там же он заявил о том, что в качестве кандидата на выборы в Народное собрание республики движение намерено назначить первого заместителя муфтия Дагестана Магомедрасула Саадуева.
Ряд аналитиков поспешили заявить, что деятельность НПК в Дагестане лоббируется "Духовным управлением мусульман Дагестана" (ДУМД), и в предвыборной кампании Саадуев будет де-факто отстаивать интересы председателя ДУМД Ахмад-Хаджи Абдулаева. Намекалось также на якобы имеющиеся серьезные разногласия между Абдулаевым и президентом республики Рамазаном Абдулатиповым
Однако 31 мая, на открытии штаба НПК в Кизилюрте один из кандидатов в законодательное собрание, Абдула Ацаев, опроверг якобы оппозиционность НПК республиканской власти.
"Некоторые СМИ хотят противопоставить нашу партию республиканским властям. Это неверно. Мы хотим помогать руководству в их борьбе против коррупции", - рассказал он.
Сам же глава регионального отделения НПК в Дагестане, уже упоминавшийся нами Магомедхабиб Тажудинов, заявляет, что его организация намерена "помогать власти в борьбе с коррупцией", выявляя коррумпированных чиновников.
Что касается, якобы, противостояния муфтията и республиканских властей, то стоит заметить, что 27 мая Ахмад-Хаджи Абдулаев совместно с Рамазаном Абдулатиповым участвовали в торжественном открытии мечети имени имама Шамиля на территории правительства республики, совершили совместный намаз в новой мечети. Такое поведение, кажется, несколько странно для якобы враждующих между собой лидеров.
Противопоставление отрицающего собственную оппозиционность действующей власти антикоррупционного движения и президента республики Дагестан Рамазана Абдулатипова было бы фатальной ошибкой.
Известно, что с момента избрания на этот пост в 2013 году фирменным стилем действующего президента стали громкие отставки обвиненных в коррупции и превышении должностных полномочий чиновников. Наиболее широкий общественный резонанс приобрели дела против бывшего главы Дербентского района Курбана Курбанова, заместителя руководителя промышленности и энергетики Дагестана Руслана Гаджибекова, других чиновников и начальников. Коррупция, привычка к незаконному обогащению, к сожалению, настолько глубоко въелась в дагестанскую политическую культуру, что Абдулатипову приходится порой сменять им же назначенных чиновников. Так, не миновало наказание бывшего вице-премьера республики Магометгусена Насрутдинова.
Однако, к сожалению, масштабы воровства порой достигают таких масштабов, что "федеральному центру" приходится брать ситуацию под прямой контроль. В 2014 году Общероссийский Народный Фронт был вынужден взять под собственный контроль строительство кардиологического комплекса госпиталя в Махачкале, поскольку из-за расхищения средств, под угрозой оказались сроки сдачи объекта.
В такой ситуации, когда с одной стороны, и Кремль, и Абдулатипов, заинтересованы в минимизации коррупционной составляющей в дагестанской политике, с другой стороны, составляющая эта настолько крепко вросла в местные традиции, стала "визитной карточкой" местных чиновников и бизнесменов, отказываться от помощи общественной организации, намеренно толкая ее в оппозицию всем республиканским властям, было бы просто глупо. Если правоохранительные органы могут посадить того или иного проворовавшегося чиновника, глава Республики - отправить коррупционера в отставку, то задача общественных организаций - не только привлекать общественное внимание к тем или иным фактам коррупции, но и бороться с самой "культурой взяточничества".
Однако сейчас не исключено, что и самого Абдулатипова намеренно подталкивают на конфликт с делающей первые шаги организацией и могут, снабжая ложной информацией, провоцировать на резкие заявления в адрес НПК, его деятельности и лидеров.
Ряд представителей республиканской элиты, чиновников, предпринимателей, состоящих во влиятельных коррумпированных "кланах" однозначно не заинтересованы в очередном усилении антикоррупционной составляющей в региональной политике. Учитывая, как легко может разгореться в Дагестане политическое противостояние, сейчас для республиканских властей следовало бы ограничиться мониторингом деятельности организации и, по возможности, посильным содействием этой деятельности.
Дагестанские национальные традиции - это радушие, гостеприимство, нетерпимость к любой несправедливости, уважение к старшим и свободолюбие, а никак не склонность к противозаконным схемам отмывания денег. Партия и движение «Народ против коррупции» сейчас, при правильном подходе, могли бы оказать существенную помощь не только Абдулатипову, но и тому же Общероссийскому народному фронту в регионе.
Таймураз Идрисов
- 9 просмотров