[ Шарвили — символ свободы и духовного возрождения народа ]

У каждого народа есть (должны быть!) свои святые символы, которые отличают его от других народов. Такие символы плоть от плоти и духовно связаны с родной землёй, её горами и реками, с языком, духовным и материальным наследием народа, именами его славных сынов. И чем древнее народ, чем богаче его история и культура, тем таких символов больше и они значительней.

 


Как гласит легенда, на страну леков часто стали нападать несметные полчища врагов...
И объединились лекские племена, и принесли они каждый по камешку — 
от земли до неба поднялись горы Къавкьаз — Держащие крышу: 
Шарркур и Гъуцаркур, Ба и Сар, Кич1ен, Нисен и Ряден...
Зарыли в землю они каждый по косточке — выросли сады, священные рощи и Самурский лес...
Освятили леки свои мечи на Горе Богов, и бог Алпан вложил в их мечи — праведный огнь Алпана — ц1айлапан...
Отжали леки свои рубахи после сечи с супостатом: 
из пота и крови их потекли реки Арас и Кур, Кас и Алпан, Гаргар и Нерен… 
И заплескалось волнами море Касов — Каспийское море…
С той поры неприятелю всегда трудно стало одолеть леков в бою: 
их спасали родная земля и священный огонь Алпана.


Среди народов Кавказа отличительными особенностями лезгин и Лезгистана являются горы Шахдаг (Шарркур, «Царь-гора»), Шалбуз (Гъуцаркур, «гора Богов»), Базар-дюзи (Кич1ен, «гора Страха»), танец «Лезгинка», река Самур (Кьуланвац1, «Серединная река»), Самурский лес...

Духовным паспортом народа являются его язык, культурные традиции, песни и танцы, сказки и притчи, сказания и эпос…

Со своим эпосом «Шарвили» лезгины оказались в числе немногих народов мира, имеющих свои эпосы («Гильгамеш» у шумеров, «Махабхарата» и «Рамаяна» у индусов, «Сказания о Нартах» у осетин, «Песнь о моем Сиде» у испанцев, «Песнь о Нибелунгах» у немцев, «Песнь о Роланде» у французов, «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» у скандинавов, «Давид Сасунский» у армян, «Манас» у киргизов, «Джангар» у калмыков, «Лачплесис» и «Калевала» у прибалтов, «Слово о полку Игореве» у славян и т. д.).

Героический эпос лезгин «Шарвили» возник предположительно в V—III вв. до н. э. Очевидно, прототипом эпического героя послужило реальное историческое лицо, судя по имени, царь (Шарр-Вили означает «царь Вили»). Любопытно, что герой с таким именем встречается и в скандинавском эпосе (Ве и Вили, правители Асгарда и братья Одина, царя асов).

Деятельность царя Вили происходила в языческие времена. Возможно, при нём состоялось наиболее успешное освобождение и объединение лезгинских земель. Он побеждал своих внешних врагов — ассирийцев, сарматов, мидян, скифов… Народ сложил про своего героя и его подвиги героические песни, объединив в образе Шарр-Вили свою мечту о свободе, сильном царе-защитнике, народном герое-заступнике, обладающем богатырской силой. В последующем образ царя Шарр-Вили мифологизировался, а из отдельных героических песен сложился цельный эпос. Конечно же, эпос продолжал разрастаться событиями и в последующие эпохи. Поэтому на сегодняшний день существует множество его вариантов.

Эпос «Шарвили» — это духовный паспорт лезгинского народа, а его герой стал символом свободы и возрождения национального духа.

Идея ежегодного празднования дня эпоса «Шарвили» принадлежит И. М. Яралиеву, который и является бессменным вдохновителем и организатором проведения этих празднеств. Начиная с 2000 года в каждую последнюю субботу июня на родину Шарвили, на землю древнего ТIури, в селение Ахцах, съезжаются гости со всех районов и городов Дагестана, а также из Азербайджана и России. В этом году мы в восьмой раз отмечаем ставший уже традиционным праздник эпоса «Шарвили».

Герой эпоса Шарвили является примером не только для современников, но и потомков, имеет непреходящую духовную ценность и служит неувядающим примером высокого патриотизма и интернационализма. В его образе отразились самые лучшие черты национального характера и духа.

Дружелюбие и гостеприимство, интернационализм и веротерпимость, стремление к знаниям и справедливости, любовь к своей земле, народу, языку, уважительное отношение к культуре и истории — лучшие национальные черты нашего народа.

Эпос «Шарвили» — нетленный памятник истории и культуры лезгинского и всех лезгиноязычных народов Восточного Кавказа, достояние отечественной и мировой цивилизации, мечта народная о сыне-герое, который демонстрирует высший образец патриотического служения Родине.

Через сохранение и пропаганду наших традиций и праздников — Эвел цан (Первой борозды), Яран сувар, Цуькверин сувар (Цветов), ПIинийрин сувар — КIару (Черешен), Дул, Авадан (Урожая) и празднование эпоса «Шарвили» — мы идём к возрождению и восстановлению истории и культуры народа.

Шарвили всегда с нами, его дух витает среди нас. Стоит только кликнуть три раза с горы Келедхев: «Шарвили! Шарвили! Шарвили!» — и он придёт на помощь своему народу в тяжёлый час.


«Когда настанет грозный час,
С Келедхева раздастся глас,
Зовущий глас моей земли:
— Шарвили! Славный Шарвили!
К победам вёл ты сколько раз,
Сраженья закаляли нас.
Осёдлан конь твой, Шарвили!
Отточен меч твой, Шарвили!
Веди в сраженья нас, герой, 
Перед врагом стоим горой!
Свобода или в землю лечь!
Осёдлан конь, отточен меч!»

Но дай Бог, чтобы тяжёлый час для нас не наступал!


С именем Шарвили связана и первая официально зарегистрированная общественная организация — Лезгинский культурный центр «Шарвили», созданный в 1989 году. На счету этого центра множество национально значимых проектов (выпуск журнала «Лезгистан-Алупан» (1990—1996 гг.), фестиваль лезгинской песни «Мелодии Лезгистана» (Махачкала, 1991 г.), выявление лезгинской диаспоры, проживающей в Турции, в селениях Кирне, Думберез, Лезгикент, Дагестан, и выпуск книги об их жизни и быте (1992 г.), участие в Форуме Центральной и Восточной Европы по правам малочисленных народов (Варшава, 1994 г.), фестиваль ашугской песни (Дербент, 2003 г.) и др.

В 2004 году Культурный центр преобразован в Дагестанский региональный общественный благотворительный фонд «Шарвили». Задача фонда — содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, а также духовному развитию личности.

 

 

 

Номер газеты