Шарвили принадлежит всему Дагестану

Один из самых авторитетных ученых-историков Дагестана профессор Расул Магомедович Магомедов писал: «О Шарвили существует много легенд. Все они какие-то расплывчатые, видимо, это какой-то древний эпос, но давно уже стал забываться. Я обращаюсь к жителям селения Ахты с просьбой: собирайте и записывайте все, что можно узнать Шарвили. Может быть, когда-нибудь удастся раскрыть тайну богатыря Шарвили и понять истоки этого народного художественного образа».

Раскрытием тайны легендарного героя Шарвили – народного заступника и защитника Отечества, изучением истоков этого величественного эпического образа начали заниматься еще в 30-е годы прошлого века. В 1939 году скульптор Хаспулат Аскар-Сарыджа в письме к своему другу историку Расулу Магомедову пишет о том, что в большинстве преданий об этом легендарном герое говорится, что он был молодым человеком высокого роста, красивой внешности, статной фигуры и с мощной мускулатуры. Был очень гибкий, обладал необычайной реакцией, физической силой и силой духа. Биение сердца Шарвили слышно бывало матери в соседней комнате. Всегда предугадывал умысел, действия врага и давал ему достойный отпор. (Письмо вошло в книгу Р. М. Магомедова «Факты и легенды о Дагестане»).

В 1941 году, до начала Великой Отечественной войны, фольклорист Агалар Гаджиев собрал в Ахтынском районе фольклорные произведения и выпустил сборник «Лезгинский фольклор», в который наряду с малыми формами устного народного творчества вошли и легенды о Шарвили. В тот период ряд сказаний и легенд об эпическом герое записал Александр Назаревич.

Шествие на гору Келез хев...

 В 60-е и последующие годы прошлого века Айбике Ганиева собрала более тридцати эпических произведений о Шарвили, сохранившихся в первозданном виде, и издала сборник. Много эпических материалов в Южном Дагестане и Северном Азербайджане было собрано  другими учеными, литераторами. Это позволило увидеть в изустных литературных творениях народа цельный образ эпического героя и все особенности, характерные фольклорному жанру – народному героическому эпосу. В 60–70-е годы проводится серьезный научный анализ произведений о Шарвили. Большая заслуга в этом принадлежит литературоведу Фирузе Вагабовой, которая в исследовании «Формирование лезгинской национальной литературы» (1970 г.) научно обосновала, что Шарвили в сказах, легендах и песнях, распространенных повсеместно среди лезгин, – это «хорошо известный фольклористике классический образ эпического героя, воина-богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа». Она подчеркивает, что «в образе Шарвили налицо общие черты эпического мировоззрения, наделяющего героя чудесными свойствами…». То есть эпос «Шарвили» содержит в себе такую совокупность традиционных мотивов, которая создала Сасунского, Манаса, Ахилла, Роланда.

На протяжении многих веков национальные культурные ценности народа деформировались, зачастую безвозвратно утрачивались. А вот родившиеся в глубокой древности легенды, предания и песни о Шарвили, переходя из эпохи в эпоху, передавались из поколения в поколение и по сей день живут в народе. Это и понятно. Образ эпического героя, запечатленный в народной памяти и выражающий мечты народа, надежду на радостную жизнь, неугасающую веру в победу добра над злом, в справедливость, бессмертен.

Шарвили использует свою силу, совершает подвиги не ради своей славы, корысти и не во имя восславления честолюбивых феодалов, ханов и беков (их он считает притеснителями народа), а для того чтобы защитить Отечество от чужеземных захватчиков, защитить народ от внутренних угнетателей и насильников. На родной земле он, выполняя свой общественный долг, творит добро. Трудится вместе с народом, строит дома, мосты и дороги. Если над соседними народами нависает опасность, Шарвили спешит им на помощь.

Шарвили – единственная надежда народа, постоянно борющегося против иноземных поработителей, надежда на свободную радостную жизнь. Это могучая сила, способная противостоять любому врагу: и внутреннему, и внешнему. Поэтому воспевавшие идеалы свободы и независимости творцы эпоса наделяют своего героя фантастической силой, ловкостью, делают его неуязвимым и бессмертным, как дух народа. Он готов в любое время прийти на помощь – только позовите. Люди любят и славят Шарвили не только за это, но и за ум, доброту и бескорыстие, уважение к старшим и следование обычаям и нормам этики, выработанным в течение многих веков.Анализируя эпический образ Шарвили, профессор Ахед Агаев подчеркивает: «Загадочно и то, что в народном сознании Шарвили выступает современником всех крупных событий в истории лезгинского народа. Он жил до и после принятия лезгинами и другими соседними народами мусульманской веры, до и после жарких схваток между арабами и хазарами за овладение Кавказом. Шарвили в образе Каменного Мальчика, воевавшего против орд Тамерлана, преграждал им путь в горы Дагестана. Затем Шарвили вступает в схватку с армией Надир-шаха. Даже в фольклоре Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., особенно в плачах, слышны отголоски призыва Шарвили».

Интерес к эпическому герою Шарвили не ослабевает. Впервые читатель знакомится с героем лезгинского народного героического эпоса в 1963 году по поэме Ибрагима Гусейнова «Шарвили», изданной большим тиражом на русском языке издательством «Детгиз».  В 60-е годы прошлого века Забит Ризванов и Байрам Салимов литературно обработали и подготовили к изданию целостный эпос «Шарвили», который увидел свет только в1999 году. О нем написаны роман, повесть, поэмы, пьесы, музыкальные произведения. Готовится к постановке на сцене Дагестанского театра оперы и балета опера Магомеда Гусейнова «Шарвили». Сбор и исследование фольклорных произведений о легендарном герое продолжаются и сегодня. В этой связи хочется отметить замечательную книгу дагестанского журналиста Дашдемира Шерифалиева «Эпос «Шарвили»: новые предания и факты», в которой прорабатывается также вопрос о реальных прототипах эпического героя. 

Зажигательная лезгинка – неизменный  атрибут праздника

Ахтынцы, показывая места, связанные с именем Шарвили (сохранившиеся руины его дома, гора Келез хев, на вершине которой покоится меч героя и др.), говорят, что они имеют какую-то магнетическую силу, наполняют душу мощным эмоциональным порывом. Старожилы рассказывают, что в 1942 году, когда враг оказался у ворот Кавказа, аксакалы поднялись на Келез хев и призвали на помощь защитника Отечества Шарвили, старики «слышали» его голос. Помнят, как, получив «похоронку» с фронта, погибшего оплакивали сохранившейся в первозданной форме «Песней: плач матери Шарвили» с заключительными словами: «Ты бессмертен, Шарвили. Разобьем врага».

 Трагический финал эпоса наполнен глубоким смыслом: непобедимый Шарвили, набирающий свою фантастическую силу в тесной связи с родной землёй, погибает, когда враг коварством прерывает эту связь. Но мертвым его никто не видел. Он ушел в скалу – в гору Келез хев над древним селением Ахты, и если трижды окликнуть его в трудный час для народа, он придет на помощь. Шарвили – это символ рассекающего скалы духа народа.

Сила позитивного воздействия эпического полотна «Шарвили» велика. Шарвили – образец служения народу и Отечеству, пример героизма и трудолюбия, физической и нравственной красоты. Шарвили принадлежит всему Дагестану. Он являет собой обобщенный образ дагестанца – настоящего патриота, бесстрашного защитника Отечества.

 Он сплачивает людей и народы, побуждая в них мужество и любовь к Родине, призывает быть всегда вместе. И как тожество дагестанского народного духа на родине эпического героя, в Ахтах, ежегодно проводится традиционный праздник эпоса «Шарвили», включенный в официальный календарь республиканских праздников. В этот раз он проводится 1 августа. И каждый год расширяется круг приобщающихся к непреходящим ценностям, хранящимся у Шарвили.

Номер газеты