[ Каннский ЛЕВ против дагестанского МУФЛОНА ]

Психологи единодушны в том, что коммерческая реклама (телевизионная ли, наружная или транзитная), её формат и стиль в том или ином регионе мира отражает поведенческие стереотипы её обитателей. Теоретики и практики в области рекламы так же рассматривают эту дисциплину в качестве неотъемлемой части мировой культуры, как отражение «коллективной души».

Всем очевидно, что реклама обладает мощным креативом, сосредоточив в себе «сливки» последних научных достижений. Есть такие рекламные постеры и видеоролики, которые могут являть из себя шедевры рекламного искусства. Этому специально посвящён конкурс-фестиваль в Каннах. Лучшим в качестве трофея достаются миниатюрные изваяния «Каннских Львов». Да, реклама водружена на пьедестал искусства, но само искусство в рекламе должно иметь «прикладную» функцию, не более. Если рекламщики ожидают от своих «шедевров» только лишь аплодисменты, а не конечный результат, то такое искусство скорее будет напоминать холст, по которому красками прошёлся хобот слона. (Но об этом заказчики рекламы могут не догадываться.)
Присутствие экспертного жюри в Каннах говорит о том, что реклама имеет в своём багаже определённые каноны. Есть стандарты, имеющие отношение к стилистике, грамматике, шрифтам, фону, освещению и т. д. Об этом мы постараемся рассказать в следующих выпусках «СК». Игнорирование таких стандартов делает рекламу никчёмной и в некоторых случаях вредной для здоровья. Если в рекламных технологиях доминируют поведенческий стереотип и ментальность этноса, то можно себе представить качество рекламной кампании. Есть необходимость знать эти нюансы, знать их надо также дагестанским потребителям. Такое «вооружение» принудит рекламистов делать рекламу благоразумней и «культурней».
«Вабабайский» Дагестан, или Что значит «реклама по-дагестански»
Можно согласиться с тем, что дагестанская реклама имеет свою специфику. Несомненно, нам свойствен свой, сугубо автохтонный, стиль поведения. Этот особый стиль дагов во многом нашёл отражение в рекламной деятельности. К примеру, в нашей телерекламе изобилуют гримасы, междометия, воинствующие возгласы, неуместный трансвестизм… Нужно учиться понимать, что реклама – не комиксы и не КВН. «Люди не покупают у клоунов», – учит Д. Огилви. «Пионер, Пионер, вабабай, какой кондиционер!», даже не оригинально, к тому же удачная рифмовка не гарантирует объём продажи тех же кондиционеров. Пионерский галстук и барабан канули в Лету, хотя и вызывают ностальгию по СССР. Каков бюджет рекламы – такова сама реклама.
Республика с несметным количеством вузов и рекламных агентств на плотность населения, десятками интернет-провайдеров и независимых СМИ не может быть до сих пор «вабабайской». Да, юмор используют в рекламе, но там, где это уместно, а не повсеместно. Возможно, это устраивает заказчиков в силу того, что находятся в полном неведении, какой должна быть реклама. Наверное, поэтому реклама в Дагестане – самая дешёвая, как в прямом, так и в переносном смысле. Нам следует понять, что плохая реклама – насилие над нашими глазами и ушами и, более того, «деньги на ветер» для тех, кто её заказывает. Продолжение следует.

Номер газеты