Архитектура: наука или искусство?

 

Мы создаём наши дома, а потом наши дома создают нас.
У. Черчилль

 

Воспитательную роль архитектуры невозможно переоценить. Так как среда обитания влияет на человека, на его становление как личности. Даже на его мировоззрение.

О том,  как обстоят дела в современной дагестанской архитектуре, мы поговорили с заслуженным деятелем искусств, членом Союза архитекторов России, почётным архитектором России  Гасаном Халидовичем Газаевым. В настоящее время они вместе с Ибрагимом Нухбалиевичем Ибрагимовым успешно руководят архитектурным бюро «Три А», образуя творческий тандем.

— К сожалению, профессию архитектора вывели из числа лицензированных. — сетует Гасан Халидович, — В связи с вступлением страны в ВТО, наши архитекторы оказались незащищенными перед представителями других стран. Мы об этом много говорили, били во все колокола. Пока только принято решение о создании архитектурной палаты на основе Союза архитекторов.

Действительно создаётся впечатление, что такая ситуация сложилась не самостоятельно, а под мощным лобби западных компаний. Ведь иностранные специалисты будут внедрять свои, в общем неплохие, но не всегда подходящие для нашей местности технологии. Соответственно с технологиями придут и их компании, вытесняя отечественные.

— Также вызывает сожаление то, что сейчас очень мало подготовленных специалистов. Ведь архитектура – профессия на стыке науки и искусства. Настоящий архитектор должен обладать художественным вкусом, уметь рисовать. Компьютерная графика выхолащивает смысл профессии. И опытные заказчики всегда требуют эскизы, сделанные от руки. Это как раз выявляет уровень специалиста.

Когда речь зашла об эстетико-воспитательной роли зодчества, Гасан Халидович привёл пример, часто рассказываемый студентам:

— Представьте   человека каждый день проходящего по одной и той же дороге. Однажды он видит на своём пути красивый дворец. Человек сильно удивляется, но через некоторое время привыкает к нему. В другом случае человеку попадается на пути страшный сарай. Он также удивляется, но через некоторое время привыкает. Вопрос в том, к чему человек привыкнет – к хорошему или плохому.

Напоследок хочется привести слова Дени Дидро:

«Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру – разбить, но как поступить с уродливым зданием?»

Арсен Гамзалов, фото автора

 

Номер газеты