Орлы в клетке не сидят

«UFC 229 отгремело. Да так, что приватизировало интерес не только любителей смешанных единоборств, но и всего мира. Хабиб защитил свой пояс в бою против Конора МакГрегора, поставил на место ирландского трикстера, повесу и нахала в блестяще проведённом поединке и успел вернуться на родину» – именно так должен был заканчиваться лид-абзац к данной статье, пройди всё без приключений.

Но всё пошло не совсем так, как должно быть, и я просто вынужден добавить: «Однако триумф оказался испорчен поведением Нурмагомедова, который после гонга выпрыгнул из клетки и атаковал одного из тренеров МакГрегора, который, по признанию некоторых очевидцев, оскорблял Нурмагомедова во время боя». Ложка дёгтя в бочке мёда. Однако что для кого-то дёготь, то для других допустимая оплошность, которую вполне можно оправдать.

Самый громкий бой в истории UFC, вражда команд Нурмагомедова и МакГрегора, оскорбления в адрес религии, Дагестана, Абдулманапа Нурмагомедова, история с атакой на автобус, в котором находился Нурмагомедов. Слишком много личного, слишком много сказано, слишком далеко зашло. Слишком много слова «слишком». Виноваты все: и руководство UFC, и МакГрегор, и Нурмагомедов, который также не сидел сложа руки. Всё это вылилось в драку после гонга, грандиозный скандал, который так не нужен нашей республике. Впрочем, дагестанцы не сильно расстроились. На встречу с Нурмагомедовым, которая состоялась на «Анжи-Арене», пришли порядка 15 тысяч человек (такая собираемость ФК «Анжи» только снится). Речь Нурмагомедова во многом была показательна, хотя вряд ли планировалась заранее: 

– С самого начала вы следили за тем, что происходило на пресс-конференции, в Интернете – везде. Я каждый день просил Всевышнего, чтобы он меня и этого придурка закрыл в клетке. Первое, что я хотел ему показать – это разницу между нашим народом и его народом. Потому что мы все знаем, какая большая история у нас, какие у нас были предки и через что прошёл наш народ, ничто нас не сломает, ничто! Я это знал и хотел продемонстрировать это внутри клетки. И я каждый день просил Всевышнего, чтобы никто не получил травму, чтобы мы аккуратно сделали вес, восстановились и нас наконец-то закрыли в клетке. Потому что за пределами клетки было очень много сказано. Я говорил UFC, что 6 октября, когда клетка закроется, я за себя уже не отвечаю. И то, что было после боя… кто-то говорит, что это неправильно, кто-то говорит – правильно, а я знаете, что вам скажу: орлы в клетке не сидят! И я это показал. И ему показал, и его команде. Самую большую мотивацию мне давал мой родной Дагестан, болельщики, которые ждали меня здесь – дома. Большое спасибо всем. Эта победа была очень нужна для нашего народа, потому что очень много моментов, очень много неприятных новостей показывают про наш Дагестан, хотя нашему народу многого не надо. Алхамдулиллях, у нас есть всё! У нас есть наша религия, трудолюбивый и терпеливый народ, и самое главное – чтобы мы были вместе, чтобы мы не разделялись на нации: аварцы, лакцы, даргинцы и так далее, все нации перечислять не буду. Мы дагестанцы! Большое всем спасибо! Надеюсь, я оправдал ваши ожидания. Спасибо, братья!

«Хабиб! Хабиб!» – скандировали уже давно покинувшие свои места и окружившие Нурмагомедова фанаты.

Враг повержен. Религия, Родина, Отец – отомщены. Но этого Нурмагомедову показалось мало...

 

Разбор полётов

 

Мы не будем пересказывать перипетии боя, который включил в себя и неплохую защиту от тейкдаунов МакГрегором (особенно в первом раунде), и роскошный правый оверхэнд, которым Хабиб потряс своего визави, и не прекращающееся давление нашего спортсмена на ирландца. Вы и так всё видели. А уж потасовку с Диллоном Дэнисом, тренером МакГрегора по джиу-джитсу, а также нападение на МакГрегора Зубайры Тухугова, Эседуллы Эмирагаева и Абубакара Нурмагомедова (на видео, кстати, видно, что Конор первым ударил Абубакара) каждый читатель знает в мельчайших подробностях. Гораздо важнее, какие санкции могут последовать в отношении наших бойцов.

Президент UFC Дэна Уайт уже отметил, что все спортсмены, нападавшие на МакГрегора в клетке после боя, будут уволены из промоушена. Это в первую очередь касается Тухугова, так как Ислам Махачев (Абдулманап Нурмагомедов делает ставку на Махачева и пророчит ему чемпионство в UFC) в драке участия не принимал (по крайней мере на видеозаписях Махачев отсутствует). Тухугов не дрался в UFC с мая 2016-го, из-за того что в его организме был обнаружен мельдоний. Дисквалификация подошла к концу, и на 27 октября у него был запланирован бой с другом МакГрегора Артёмом Лобовым, который, увы, не состоится. Остальные члены команды Хабиба не состоят в ростере UFC. 

В отношении самого Хабиба пока ещё ничего не ясно. Атлетическая комиссия штата Невада будет детально рассматривать произошедший эпизод. На данный момент выплата гонорара Нурмагомедову заморожена. Дэна Уайт считает, что Хабиба могут отстранить от участия в боях на срок до 6 месяцев и оштрафовать на сумму до $250 000. О лишении Нурмагомедова пояса чемпиона UFC речь не идёт.

 

Мнения разделились  

 

Ещё Альфред Хичкок подчёркивал, что история тем лучше, чем качественней плохой. В нашем случае «плохой» исполнил свою роль идеально. Градус напряжения, поднятый МакГрегором, был настолько высок, что в конце перевернул всю игру – плохим стал Нурмагомедов, до этого прочно занимавший светлую сторону в этом противостоянии. Весы качнулись, мнения разделились, а Хабиб и Конор зависли в пограничном состоянии между светом и тьмой. А фанаты, эксперты и просто зеваки, которых затянул в свою орбиту этот бой, сами решали, где тут свет, а где тьма.  

Тренер Кевина Ли Дьюи Купер: «Конор давно переступил черту. Он выпрыгнул из клетки и орал на Альдо, пришёл на пресс-конференцию в Бразилии и заявил, что приедет в фавеллы на коне и поработит там всех. Это неприемлемо, я перестал уважать его после того случая. А он всё продолжал и продолжал нагнетать, взять даже тот случай с автобусом. Он распивал алкоголь с Дэной Уайтом на пресс-конференции, где был Хабиб. Он говорил об отце Хабиба, смеялся над его религией, смеялся над его страной. Это дерьмо уже нельзя было спустить на тормозах. Да, тот инцидент после боя не красит наш спорт, но я рад, что Хабиб это сделал. Я бы перестал уважать Хабиба, если бы он полез обниматься с Конором и пожал ему руку. Людям пора осознать, что у ваших чёртовых действий будут последствия. Если говоришь подобные вещи не тому человеку, тебя могут убить за такое дерьмо. В общем, я на 100% согласен с Хабибом и на 100% его поддерживаю».     

Тренер МакГрегора Джон Кавана: «Надеюсь, спортивная комиссия штата Невада будет снисходительна к Хабибу. Не только для того, чтобы получить матч-реванш. Мне просто нравится смотреть его бои. Я могу взглянуть с его стороны и понять эту реакцию. Но не могу понять реакцию его команды. Для Хабиба это не конец света».

Бывший чемпион UFC Рафаэль Дос-Аньос: «Хабиб провёл безупречный бой, поздравляю. Но потерял рассудок в конце. Он сохранял самообладание всю неделю, но после боя взорвался, что можно понять. Нельзя пересекать черту и говорить о семье и религии ради рекламы боя. Просто проясню ещё одно: следует наказать не Хабиба, а парня, который запрыгнул в клетку и ударил сзади Конора. Хабиб прыжком из клетки не причинил ущерб никому, кроме себя самого и своего образа».

Экс-чемпион UFC в полутяжёлом весе Чак Лиделл: «Из-за таких боёв у людей пропадает уважение к нашему виду спорта».

Боец UFC Колби Ковингтон: «Хабиб – грязный зверь. Так отбрасывают спорт на 20 лет назад».

Вице-президент Showtime Стипен Эспиноза: «Возмущение. Действиям Хабиба следует дать правовую оценку в полном объёме. Я считаю, что его следует преследовать по криминальным статьям и депортировать. Так же как и Конора летом. Знаю, знаю… жестоко. Но необходимо».

Боец UFC Фрэнки Эдгар: «Люблю, как Хабиб отстаивает то, во что верит». 

Напарник Хабиба Джош Томпсон: «Крупнейший бой в истории UFC и худший вечер в истории UFC».

 

Наследие
 

Вопрос поведения, особенно поведения кавказца, всегда вызывает в нашей стране большой резонанс. Хабиб с его моральными установками и мировоззрением, отстаиванием своей позиции во чтобы то ни стало – ещё больший раздражитель, даже на Кавказе. Так и сейчас, мнения о нём разделились.

Это нормально. Так было и будет впредь. Мы ведь разные. Каждый имеет право как осуждать его поведение, так и хвалить. При этом нельзя забывать, что речь идёт о темпераменте южных народов, о спортсмене, который рос и находится в среде силы и доминирования. Да что говорить, если у нас страна, проповедует культ силы, бряцает оружием и готова «мочить» условного врага!

Хабиб говорит приятные среднестатистическому дагестанцу вещи: о нравственности, морали, религии, мужественности и неуступчивости. Вещает на аудиторию, которая по большей части ему понятна и которая понимает его. И находит отклик (не только в Дагестане или России, но и по всему миру, особенно если брать мусульманскую молодёжь).  Скажи он, к примеру, тогда на стадионе: «Братья, давайте соберёмся завтра на площади, поддержим Гасангусейновых» – скорее всего, они пришли бы. Может, не все, но большая часть. Скорее всего, Хабиб не до конца понимает, какую роль он может играть в жизни республики. А может, просто не хочет. Мы упускаем, что имеем дело с сообразительным и талантливым парнем, не заканчивавшим МГУ, Йель или Оксфорд. Опыт приходит со временем.

10 октября (игнорировать больше было нельзя – Хабиба уже с триумфом встретили в Дагестане, а бой Хабиб – Конор стал главной информповесткой в России и мире) отец и сын Нурмагомедовы встретились с президентом страны Владимиром Путиным. Президент ещё раз поздравил Хабиба и много говорил об общеспортивных и моральных правилах, добрых человеческих отношениях с соперниками и о том, что «нам небезразлично, как к нашим гражданам относятся, где бы они ни находились и чем бы они ни занимались». По мнению Путина, Хабиб выиграл достойно и убедительно.

«Здесь чего бы ни происходило, нужно, конечно, избегать крайностей, не допускать никаких как бы прыжков. Надо добиваться взаимопонимания. У нас большая и очень разнообразная семья. И, конечно, в семье всё бывает, но мы никогда не позволяем себе выходить за какие-то рамки. Но если на нас нападают извне, то, конечно, не только ты – мы все можем так прыгнуть, что мало не покажется», – сказал президент.

Теперь же хочется вернуться к спортивной составляющей, оставив неоднозначный поступок Нурмагомедова после боя. У Хабиба 11 побед в UFC подряд и 27 победа в карьере. Больше побед только у чемпиона в полулёгкой весовой категории Макса Холловея – 12 побед, и полусредневеса, легенды смешанных единоборств Джорджа Сент-Пьера – 13 побед подряд (при этом речь идёт о действующих победных сериях).

Хабиб никогда не проигрывал. Ему принадлежит рекорд UFC по количеству проведённых тейкдаунов в одном бою (21 тейкдаун в бою против Абеля Трухильо). Он лучший за всю историю по количеству выигранных раундов подряд (до этого рекорд принадлежал легенде ММА Джорджу Сент-Пьеру) и сейчас находится на втором месте в рейтинге лучших бойцов вне зависимости от весовой категории. На первом месте его напарник и друг, чемпион в двух весовых категориях Даниэль Кормье. Хабиб уже легенда смешанных единоборств – мы можем воочию видеть, как наш земляк переписывает историю смешанных единоборств.

Кто бы что ни говорил, но Хабиб представляет Дагестан и любит его (пусть его мнение о том, каким он должен быть, разделяют в республике не все). По данным сайта «Авито», спрос на белую папаху к 6 октября (дата боя с МакГрегором) вырос на 1549%! То есть практически в 16 раз. Что касается самого Хабиба, то 7 октября имя бойца гуглили в 14 раз чаще, чем накануне боя. А в Дагестане количество запросов, связанных с ним, и вовсе выросло в 29 раз. Бой Хабиба и Конора посмотрели рекордное количество зрителей по всему миру.

По информации «Матч-ТВ» бой Хабиба и Конора в воскресные утренние часы собрал у экранов 61,7% зрителей. Для сравнения канал приводит следующие данные: рекорд ЧМ по футболу был зафиксирован по время матча Англия – Колумбия (40,9% среди мужской аудитории от 14 до 59 лет). Тем более выглядит странным, что «Первый канал» проигнорировал это событие и не организовал прямую трансляцию «боя века».

Сейчас на Хабиба посыпятся награды, лучи славы (а также злости и раздражения). Ему уже присвоили звание «Народный герой Дагестана», которое вручают за особый вклад в решение задач социально-экономического, духовно-нравственного и культурного развития республики. Но это, по большому счёту, не так уж и важно. Мы все знаем, как в Дагестане спорт превращается в политику. А политика нам сейчас неинтересна. Самое важное, что спортивная карьера Хабиба написана ещё не до конца, а любители спорта живут в очень интересное время. Кто-то назовёт его временем Хабиба. Кто-то порадуется этому, а кто-то – наоборот.

После сражения с Конором Хабиб утвердился в роли одной из главных звёзд UFC (до боя с Ноториусом у Хабиба было 6,5 млн подписчиков в «Инстаграме», а на сегодняшний день их количество составляет 11,8 млн и продолжает расти). Пожалуй, сейчас он один из самых известных и узнаваемых бойцов в мире и представляет большую ценность для американского промоушена. Нурмагомедов это прекрасно понимает, готов это использовать и идти до конца.

На момент подписания номера в печать Нурмагомедов опубликовал в своём Instagram громкое заявление, эхо которого будет слышно ещё долго: «Я хотел бы обратиться к UFC: «Почему вы никого не уволили, когда их команда напала на автобус толпой и ранила пару человек? Ведь они могли убить кого-то там. Почему никто ничего не говорит про оскорбления моей родины, религии, нации, семьи? Почему вы должны наказывать именно мою команду, когда дрались обе команды? Если вы скажете, что я это начал, то я не согласен, я закончил начатое им.

В любом случае, так накажите меня, при чём тут Тухугов? Если вы думаете, что я буду молчать, то вы ошибаетесь. Вы отменили бой Зубайры и хотите уволить его только за то, что он ударил Конора, после того как Конор первый ударил моего другого Брата, на камере всё видно. Знайте, что вы и меня потеряете вместе с ним. У нас в России мы своих не бросаем, и я за своего Брата пойду до конца. И если вы всё-таки решитесь его уволить, то и мне не забудьте отправить разорванный контракт, в противном случае я сам его разорву. И да, чуть не забыл. Гонорар мой, который вы не отдаёте и с которым вы так возитесь, можете оставить себе, только смотрите, чтоб он у вас в горле не застрял, мы свою честь отстояли, и это самое главное, а за Братьев мы идём до конца». 

Нурмагомедова поддержал Ислам Махачев, который перепостил сообщение Хабиба, добавив при этом от себя: «Может, я и не большая потеря для UFC, но там, где ущемляют права моих братьев, я выступать не хочу».

Совершенно очевидно, что смешанные единоборства и конкретно UFC на пороге больших перемен. Противостояние Нурмагомедова и МакГрегора, ударника и борца разных мировоззрений и образа жизни, плюса и минуса, перевернули страницу истории смешанных единоборств. Какой будет новая страница – узнаем в самом ближайшем будущем. ]§[

Номер газеты