Дагестан – территория борьбы

Не так давно мне попалась статья-исследование под названием «Территория поломанных ушей. Почему в Дагестане так популярна вольная борьба?» в интернет-издании «Заповедник». Во-первых, меня сразу обескуражил заголовок, как-то он удивительным образом сложился с названием издания.

А во-вторых, я как-то ясно осознал, как мы выглядим в глазах людей со стороны, которые не живут борьбой и не имеют к ней прямого отношения. И в-третьих, я был вынужден признать, что во всём сказанном много правды, и достаточно нелицеприятной для нас, как борцов.

Дагестану нужны серьёзные реформы. Так как время стремительно меняется, а мы застряли далеко в 90-х, если не ещё раньше.

Сегодня де-факто на развитие Дагестана оказывают влияние два клана: клан духовенства и клан спортсменов. Если присмотреться внимательно к этим двум группам, то на поверхности находится общая проблема, объединяющая их и оказывающая негативное влияние на развитие дагестанского общества – это отсутствие необходимого уровня общего образования у представителей этих групп. Речь не об отдельных личностях, а о тенденции в целом. Ведь если навести порядок и привнести элемент образования в эти структуры, в мечетях будут имамы, имеющие не только духовные знания, но и светские, а в спортивных залах будут не только физически и технически развитые, но и образованные спортсмены и тренеры, тогда Дагестан очень быстро придёт в себя. Человеческий ресурс в сочетании с природными богатствами Дагестана обязательно даст мощный толчок в развитии.

Если в вопросах духовенства я никаких рекомендаций не могу дать, то в сфере спорта и борьбы в частности мне бы хотелось прокомментировать происходящее. Опыт работы в других странах позволяет мне взглянуть на ситуацию немного шире.

 

Дети

 

В Дагестане, в горах, несмотря на то, что там проживает практически половина населения, для развития детей в возрасте от 0 до 6 лет нет ничего, кроме детских садов. А это возраст, в котором закладываются основы формирования гармоничного физического и умственного развития детей. Многие страны имеют государственные программы по развитию физической активности детей в данном возрасте. Почему бы нам не обратить внимание на этот момент и не организовать в каждом борцовском зале секцию развития детей этого возраста под руководством женщины тренера-инструктора? Матери смогут приводить своих детей, мальчиков и девочек в возрасте от 2 до 6 лет, где с ними будут заниматься в игровой форме: развивать ловкость, координацию, растягивать, обучать элементам акробатики и т. д. Таким образом мы бы решили не только вопрос физического и социального развития детей этого возраста, но и социальной вовлечённости матерей в образовательный процесс, привлечения их к физической активности вместе с детьми, создания дополнительной сферы общих интересов для их общения.

Второй момент – это работа с детьми 9–12 лет и старше.

Ребята в зал приходят в основном в возрасте от 6 до 12 лет. Все они попадают в общую группу, где у них начинается серьёзная монотонная работа: борьба, целенаправленная подготовка к соревнованиям, с 11–12 лет – зарядки и полноценные двухчасовые тренировки, а начиная с 13 лет – двухразовые тренировки утром и вечером. И заметьте, у них не остаётся сил и времени на образование, которое является первоочередной задачей в этом возрасте.

Знаете, в чём принципиальная разница между американской и нашей системой? Наши дети в первые два года делают монотонную работу, а американцы держат детей в позитиве в этом возрасте, готовят ребят исключительно по двум направлениям – развитие координации и ловкости. Когда хорошо развиты эти качества на фоне позитивной работы, когда им всё нравится, тогда шаг за шагом можно уже учить их бороться. А не изматывать детей методом постоянной однообразной работы. И ещё существенный плюс американского подхода – если вдруг им борьба не понравится, они могут смело выбирать любой другой вид спорта. Если у них развиты координация и ловкость – добро пожаловать в спортивный мир!

Мне кажется, Дагестану очень нужны реформы в этом направлении. И я вижу это так:

В первые два года в спортивной секции нужно развивать только ловкость и координацию: акробатика, игры, чтобы дети с позитивом приходили и с позитивом уходили из спортивного зала. На данном этапе они определятся с видом спорта и вправе выбрать, чем им дальше заниматься.

Далее до 16 лет нужна только одна тренировка в день. Учебная тренировка, где нет необходимости заставлять детей бороться, гнаться за результатом, гонять вес. Им нужно просто дать хорошую школу борьбы, дать базу, дать фундамент. А после 16 лет, когда они получили школьное образование, тогда их можно начинать нагружать, подключая двухразовые тренировки.

Я знаю, что сейчас выскажу непопулярное мнение, но я твердо убеждён, что необходимо отменить все детские и кадетские чемпионаты Европы и мира. Вся эта форсированная подготовка и гонка за результатом приводит к негативным последствиям, особенно у нас в Дагестане, где это не отдельные случаи, а массовое явление. Ребята гоняют иногда от 5 до 7 кг веса, полностью забрасывают учёбу в школе в процессе подготовки к этим стартам. После постоянных тренировок они, как грузчики, приходят домой, и у них уже нет ни сил, ни энергии, ни желания учиться. И это я не касаюсь вопросов особенностей развития отдельных двигательных качеств в разные возрастные периоды с целью избежать травматизма и заболеваний в будущем, вопросов участия спортсменов несоответствующего возраста в детских соревнованиях и многих других. Я хочу привлечь внимание к самому важному, на мой взгляд, вопросу – к отсутствию полноценного процесса образования среди наших детей, которые занимаются спортом, и к тому, что мы сами этому всячески способствуем, не думая о глобальных последствиях этого процесса для нашей республики.

Вопрос, который у нас в Дагестане ставится ребром, это вопрос выбора: борьба или учёба. Это беда для Дагестана, потому что не должно cтоять такого выбора. Почему нельзя организовать тренировочный процесс до 16 лет таким образом, чтобы тренировки для ребят были сменой вида деятельности, который должен вызывать чувство радости и повышение умственной работоспособности?

Ведь ещё одна проблема состоит в том, что после этого возраста около 70–80% ребят отсеиваются, а они не получили нормального школьного образования, им некуда деваться. Сейчас нужны образованные люди. Это раньше можно было как-то диплом купить, устроиться, кто-то мог за тебя работу делать. Сейчас всё намного сложнее, нужны знания, голова, ум, каждый человек должен быть личностью, достойным родителем и примером для своих будущих детей.

Вы представляете, какая колоссальная разница между физически крепким, психологически устойчивым и образованным человеком и человеком, просто физически сильным и психологически устойчивым, но необразованным? Если спортсмен образованный, он будет очень сильным человеком, очень полезным для общества.

Для этого тренеры должны всячески способствовать созданию такого климата на тренировках, чтобы дети чувствовали, что должны заслужить право прийти в зал, заслужить отличной учёбой, дисциплиной, старанием, работой. У тренера есть все рычаги влияния на детей в этом возрасте, чтобы ребёнок полюбил и борьбу, и учёбу. Только тренер должен понимать это и тоже очень этого хотеть. 

 

Личность тренера

 

Самое ценное в тренерской работе, на мой взгляд, это процесс. Когда тебе процесс интереснее, чем результат, тогда результат сам приходит. Но если тренеру интересен только результат, тогда им, скорее всего, движет финансовый мотив, и ему сложно будет стать хорошим тренером, потому что процесс отходит на второй план. Но если он наслаждается процессом, ему эта работа будет очень интересна. Он ждёт каждую тренировку, и каждый раз, видя ребят, получает заряд мотивации и позитива для себя, он анализирует, работает над ошибками, работает над собой, внедряет разные методики подготовки, экспериментирует и т. п. И если процесс интересен, то результат обязательно будет.

Тренер, также как и спортсмен, быстро теряет свой профессионализм и свою квалификацию, если он не развивается. Тренеры очень быстро приобретают уверенность в том, что они всё знают, что они опытные, что если они – реализовавшиеся борцы в прошлом, то их никто и ничему не способен и не должен учить. Но ведь это большое заблуждение. Не обучаться постоянно, не повышать свою квалификацию, не обмениваться опытом со специалистами разных направлений, не прислушиваться к критике – это всё путь в никуда. Поэтому вопрос создания эффективной системы повышения квалификации наших тренеров очень актуален. Привлечение иностранных специалистов в области спортивной медицины, фармакологии, диетологии, профилактики травматизма спортсменов, специалистов в области развития кондиционных качеств спортсменов и т. д. – всё это очень актуальные направления для развития.

 

Родители

 

Ещё один феномен, который я наблюдаю исключительно в Дагестане, это когда родитель приводит ребенка в секцию борьбы и ставит первой целью для себя – достижение результата ребёнком. И он требует результат, и тренер требует результат, и клуб, и весь тухум тоже.

А ведь перед родителями должны стоять первоочерёдные цели совершенно другие. Родитель должен преследовать цели социального развития своего ребенка, физического развития, здоровья, дисциплины, отвлечения от гаджетов, оградить от негативного влияния улицы, и только на шестом месте может быть результат. Родители должны чётко понимать, что ответственность за результат несёт тренер, так как он специалист в этом деле. Неужели достижения всех вышеперечисленных целей не достаточны родителям? У вас здоровый, дисциплинированный, социально-развитый, защищённый от улицы ребёнок, неужели этого мало?.. Но нет, родители начинают влезать в тренировочный процесс, пытаются руководить там, требуют результат, остального ничего не видят. Если бы родители переключили своё внимание на все вышеуказанные преимущества, а результат оставили за тренером, было бы удивительно хорошо! ]§[

Номер газеты