[ Начало конца?! ]

Во вторник в своём доме в селе Чиркей Буйнакского района в результате самоподрыва смертницы погиб Саид Ацаев (шейх Саид Афанди-Хаджи Чиркейский). Помимо шейха в эпицентре (в смертельной близости от места взрыва) оказались ещё как минимум семь его прихожан.

Трагедия произошла около 16:45. Корреспонденты «ЧК» были в Чиркее спустя час после инцидента.

Впрочем, весь трагизм и масштаб случившегося мы почувствовали, ещё не покинув пределы Махачкалы. Громадный автомобильный затор и сердито ревущий бронетранспортёр, спешивший, как позже выяснилось, именно в Чиркей. Новость об убийстве Саида Афанди Чиркейского многие узнавали не по официальным источникам. Просто оказывались свидетелями локальных драм.

17:15. Из салона городской маршрутки звонит коллега. «Тут две женщины в салоне неожиданно начали громко рыдать. Потом еле выдохнули фразу: шейха Саида Афанди убили…»

Мусульмане в такие минуты как никогда должны быть сплочёнными!
(с. Чиркей, 28.08.2012 г.)

 

Информация из первых уст

 

В этот день, впрочем, как и в любой другой, в доме Саида Афанди Чиркейского было многолюдно. С разных районов республики к нему приехали паломники. Как свидетельствуют очевидцы, за несколько минут до послеобеденного намаза ко входу в дом шейха подошла молодая женщина. Несмотря на то что периметр дома, а в особенности вход и выход, всегда предельно внимательно охранялись, её беспрепятственно пропустили внутрь. «Она сказала, что ей очень нужно поговорить с шейхом, и быстро прошла внутрь. Никто и не думал её не пропустить, потому что нам показалось, что она даже беременна», – говорит один из очевидцев событий. Через 10 минут раздался оглушительный взрыв.

Только к утру следующего дня правоохранительные органы оценили мощность самодельной, как они утверждают, бомбы от полутора до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. СВУ, по всей видимости, прикреплённое к телу смертницы, было начинено поражающими элементами в виде металлических шариков от подшипников.

Другой источник передал, что женщина привела бомбу в действие в непосредственной близости от шейха. Так или иначе, Саида Чиркейского экстренно увезли в больницу, но он скончался по дороге. В больнице же скончалось и двое получивших ранения людей, в том числе и ребёнок.

То, что происходило в самом Чиркее, трудно оценить сразу. Через час после смерти шейха все основные сельские улицы заполнились машинами. По нашим оценкам, каждые полчаса в село прибывали от 800 до 1000 человек. К 23:00 вокруг сельского кладбища, где состоялись похороны Саида Афанди, собралось более 100 тысяч человек.

Вся эта громадная людская масса, кажется, даже не совсем понимала, что произошло. Содрогающийся голос будуна местной мечети то и дело бросал в тихий, грудной плач тысячи стоящих мужчин. Муфтий Дагестана Ахмат-Хаджи Абдулаев неустанно просит соблюдать дисциплину и не нарушать стройные ряды. А людской поток всё течёт и течёт. По всем улицам. Отсутствует телефонная связь и Интернет. Но в Чиркей прибывают не только мюриды и последователи покойного, но и силы правопорядка. На бронированные «Уралы», барражиррующие в воздухе вертолёты, и на людей в камуфляжной форме никто и не обращает внимания.

К утру среды МВД республики распространило информацию о том, что личность смертницы установлена. Это Алла Сапрыкина (Аминат Курбанова), супруга убитого ранее боевика.

Примечательно, что в начале мая этого года Сапрыкина уже объявлялась правоохранительными органами убитой. После двойного террористического акта 3 мая на въездном посту ДПС «Аляска-30» официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин заявил, что во взорванной машине, помимо предполагаемой смертницы Муслимат Алиевой, находилась и Аминат Курбанова – активная вербовщица молодых девушек в ряды боевиков. Возникает вопрос: кто же тогда сидел в авто рядом с Алиевой 3 мая? Комментируя теракт, произошедший 3 мая на посту «Аляска» в Махачкале, силовые структуры заявляли: «При осмотре легкового автомобиля эксперты нашли части тел двух женщин. По предварительной версии, в машине погибли Алиева и вербовщица Курбанова. Последняя, вероятнее всего, не собиралась взрываться и могла даже не знать, что в автомобиле заложена бомба. Курбанова была в качестве водителя в машине и, скорее всего, должна была высадить Алиеву у поста. Но террористка не вышла из автомобиля, а взорвалась в нём…». В действительности же за месяц до терактов спецслужбы потеряли из виду Сапрыкину. Опасения, что либо она сама, либо кто-то из завербованных ею женщин могут совершить очередной самоподрыв, витали в воздухе постоянно. Но за четыре месяца выследить её всё-таки не удалось.

По сути это всё, чем на данном этапе располагают силовики. Хотя известно уже не только это…

Силовики предполагают, что в произошедшем 
замешан Рустам Асельдеров (в центре)

 

Дорога к смерти

Следствие сегодня располагает деталями последнего маршрута Сапрыкиной. До рокового для себя, шейха и его прихожан дня Сапрыкина никогда не была в Чиркее. 28 августа, около 15:00, она на такси выехала туда из Кизилюрта. Зайти в дом шейха ей удалось только со второй попытки.

Убийство Саида Афанди Чиркейского, самого влиятельного и авторитетного шейха Накшбандийского и Шазилийского тарикатов, безусловно, вызвало широкий резонанс. Только по предварительным оценкам, у Чиркейского насчитывалось до 25 тысяч мюридов и до полумиллиона активных последователей, в основном в горных районах республики.

Спустя несколько суток после трагедии нет ни единого эксперта-комментатора данного убийства, кто бы не предрекал резкое ухудшение обстановки в Дагестане. Большинство мюридов и последователей Саида Афанди ещё не до конца осознали случившееся. Многие просто не верят в утрату. Однако одно уже можно сказать уверенно: убийство шейха (так же как и трагедия в шиитской мечети Хасавюрта неделю назад) в момент, когда в республике наметились признаки межконфессионального диалога, может нанести непоправимый удар по МИРУ.

Ещё рано говорить, по какому пути пойдут следственные органы, отрабатывая версии убийства шейха. Не исключено, что в разработку возьмут несколько активных групп боевиков. Однако на вторые сутки после убийства Чиркейского на одном из сайтов, поддерживающих подполье, появилась информация-заявление, в котором боевики полностью отрицают какую-либо свою причастность к покушению на шейха и его последователей. Более того, представители подполья заявляют, что за 12 лет войны на Кавказе они могли неоднократно совершить подобное, но не делали этого. Там же заявляется, что в Интернете, на различных сайтах и соцсетях, идёт процесс стравливания мусульман между собой неизвестными, использующими различные ники (прозвища в Интернете). Заметим, что это сообщение подпольщики обнародовали на экстремистском сайте сразу после своих же восторгов по поводу гибели богослова…

Тут же заметим, что за последние 12 лет известен только один случай покушения на Ацаева. В декабре 2007 г. глава МВД по РД Адильгерей Магомедтагиров (мюрид Чиркейского) доложил президенту республики Муху Алиеву, что сотрудники МВД раскрыли группу, которую возглавлял гражданин Таджикистана Заир Хакимов. Эта группа, как уверяли силовики, собиралась взорвать махачкалинскую Джума-мечеть, а также совершить убийства: шейха Саида-Афанди Чиркейского и тогдашнего начальника ЭКЦ МВД Наби Ахадова. В 2008 г. Верховный суд РД полностью оправдал задержанных. Тем не менее в 2010 г. Хакимов был убит в ходе КТО в Карабудахкентском районе. Кстати, по данным силовиков, он входил в тут же группу, где пребывал и Рустам Асельдеров. Последний был назначен лидером северокавказских боевиков, Доку Умаровым, амиром вилаята Дагестан.

Впрочем, это было только началом шквала реакции на убийство. Полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, президент Дагестана и вся его администрация, депутаты Государственной думы РФ и Народного собрания РД, министры, главы муниципальных образований, общественные деятели, правозащитники… – мало кто остался равнодушен к трагедии.

Вот отрывок из заявления Магомедсалама Магомедова: «Эта трагедия потрясла Дагестан, вызвала боль и возмущение нашего народа. Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за её пределами. Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодёжь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей. Шейх твёрдо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма…»

Последовало заявление и Ассоциации учёных Ахлю-Сунна в Дагестане. Краткое и предельно ясное (см. врез на сером фоне).

 

Как, почему, за что?

В последнее время Саид Афанди Чиркейский, потянувшись за тактикой органов федеральной и республиканской власти, проповедовал сближение салафитской и суфистской общин, преодолев привычные ещё недавно установки на конфронтацию и «добивание недобитков». Старался влиться в миротворческий диалог, инициируемый, в том числе, и частью силовиков. В апреле текущего года, напомним, в Джума-мечети Махачкалы состоялась не имевшая аналогов встреча представителей ДУМД и учёных Ахлю-Сунна. Спустя два месяца подобный диалог состоялся и в Цумадинском районе. Как известно, шейх имел огромнейшее влияние и на Духовное управление. Думается, без его, в том числе, благоволения подобные встречи вряд ли вообще состоялись бы.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что у «профильных» учреждений республики в последнее время появились жёсткие претензии к отдельным структурным подразделениям Духовного управления: к чрезвычайно низкой идеологической работе, неимоверному количеству исламских образовательных учреждений, не поставленным на должный (нужный власти) уровень отношений с муфтиятом России и так далее. Возможно, в планах было и некоторое разграничение деятельности ДУМД или даже лоббирование кандидатуры нового муфтия Дагестана. По всей видимости, речь могла идти об отсутствии идеологической контрпропаганды экстремизму. Не могло не нервировать центр и то, что на нужды Духовного управления выделялись весьма немалые денежные средства из разных источников, в том числе и государственных, но на борьбу с ваххабизмом они не шли… Видимо, Саид Афанди Чиркейский и тут старался проявлять разумную гибкость.

Однако претензий власти снять не удалось… Возможно, правоохранительным органам следует рассмотреть версии убийства и в этом сегменте. (21.08.1998 г. был убит муфтий РД Сайид-Мухаммад-хаджи Абубакаров, 27.10.2011 г. – убит шейх Сиражудин Хуригский.)

 

Что дальше?

Давать апокалиптические прогнозы мы не будем. То, что Дагестан планомерно, шаг за шагом подталкивают к войне – это очевидно. Скажем о другом: что ожидать Дагестану после убийства Саида Афанди Чиркейского и какие перемены могут произойти в российском исламском мире.

До последнего времени официальным мусульманским религиозным центром России, представляющим так называемый традиционный ислам, считалась Казань. На сегодняшний день муфтият, состоящий в основном из представителей Татарстана и Башкирии, говорит от имени всех мусульман, проживающих в России. После июньского покушения на муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова и убийства его заместителя Валиуллы Якупова (в числе подозреваемых, кстати, были чеченские и дагестанские солдаты-контрактники, проходившие в Татарстане курсы повышения квалификации) местную исламскую умму раздирают различные противоречия, а силовики проводят в этой республике до боли привычные оперативно-профилактические мероприятия в отношении «неправильных» мусульман.

Другим религиозным центром, хоть и не претендующим на всероссийское влияние, но обладающим колоссальным авторитетом на территории постсоветского пространства, являлся Дагестан. Являлся, потому что после гибели Саида Афанди Чиркейского вопрос о духовном лидере Дагестана остаётся открытым. Хоть сегодня и называется в качестве преемника Ацаева его ученик Абдулжалил-афанди Каранайский, но набрать тот же авторитет и влияние, что были у его учителя, последний сможет лишь спустя годы. Учитывая планы органов власти по созданию управляемого ДУМД, а также конкуренции между различными шейхами Накшбандийского тариката, Каранайскому придётся работать в очень сложных условиях…

Третий быстро растущий и претендующий говорить от имени всех мусульман России центр растёт рядом, в Чеченской республике. Строительство самой большой мечети в Европе «Сердце Чечни» (правда, по вместимости она уступает махачкалинской Джума-мечети), а также постоянная демонстрация в ней различных реликвий, вроде волоса пророка или его чаши, не остаются не замеченными у мусульман суфийского толка, коих, объективно, в республиках Северного Кавказа большинство. Активность Рамзана Кадырова по созданию в Грозном нового религиозного центра можно сравнить разве что с действиями по переносу митрополичьей кафедры из Киева в Москву в 1325 году (что в те времена укрепляло и превращало Москву в один из мировых религиозных и политических центров). Мы предполагаем, что превращение Грозного в религиозный исламский центр не только всего Северного Кавказа, но и России, является одним из наиболее глобальных и стратегических проектов Кадырова. (Более подробно о Чечне и о её региональных политико-экономических претензиях, в ближайшем номере «ЧК».) Скорее всего, с учётом лояльности федеральных и региональных властей действиям Кадырова в границах СКФО, религиозный центр постепенно переместится из Дагестана в Чечню…

 


 

Ассоциация учёных Ахлю-Сунна в Дагестане выражает соболезнования родственникам и близким погибших.

Несмотря на то что у нас имелся ряд разногласий с убитым, мы никогда не были сторонниками подобных методов решения разногласий, о чём и заявлялось нами в ходе совместной встречи с ДУМД. Все имеющиеся разногласия должны решаться в ходе научного диспута, мы к этому призывали и призываем. Это наша принципиальная позиция. Убийство произошло не случайно, именно сейчас, когда набирает силу процесс диалога между различными группами мусульман Дагестана. Ислам как образ жизни всё больше набирает популярность среди дагестанцев. В то же время сторонники силовых мер в отношении роста влияния ислама укрепились в ряде органов власти. Различными методами они пытаются сорвать мирный процесс. В связи с этим Ассоциация учёных Ахлю-Сунна в Дагестане заявляет, что данное убийство не должно повлиять на процесс диалога, набравший обороты в республике. Мы надеемся на продолжение и развитие этого процесса.

Просим у Всевышнего скорейшего воцарения мира на нашей земле и возвышения Его слова.

 

Номер газеты