Боль джамаата

Жители сёл Кахиб, Гоор и Гоор-Хиндах Шамильского района пришли поддержать Муртазали Гасангусейнова

В среду, 7 сентября, в Махачкале состоялось собрание жителей сёл Кахиб, Гоор и Гоор-Хиндах Шамильского района Дагестана, где в ночь с 23 на 24 августа силовиками были убиты два родных брата – Наби и Гасангусейн Гасангусейновы 17 и 19 лет. Протесты постепенно выходят за муниципальные пределы.

Мероприятие прошло в одном из помещений здания Фонда им. Саидмухаммада-Хаджи Абубакарова в Махачкале. Собралось до 400 человек.

Участники схода объяснили, что организовали собрание, чтобы донести позицию джамаата района до правоохранительных органов, властей республики и страны. В очередной раз было отмечено, что жители этих сёл никогда не были замечены в склонностях к экстремизму, а несколько лет назад организовывали собрание, на котором договорились, что отклонения в эту сторону будут пресекаться, а человек наказываться вместе с родственниками. «Кто знал, что у нас такое произойдёт?!» – задавались риторическим вопросом выступающие. Дальнейший ход событий показал, что официальная версия произошедшего «убиты ответным огнём» далека от действительности…

Модератор собрания, профессор кафедры математического анализа ДГПУ Мансур Зайнулабидов объяснил, что их главная цель – не допустить, чтобы имена убитых братьев очернили, объявив террористами и боевиками. Тезис о том, что если преступники этого добьются, следующим убитым может стать любой из присутствовавших, звучал на собрании несколько раз.

Главная цель джамаата – не допустить, чтобы имена братьев очернили

«Такой был Наби…»

Почти за два часа мероприятия выступили главы названных сёл, нанятый недавно для защиты интересов родственников убитых адвокат, помощник муфтия республики, очевидец, который обнаружил трупы молодых людей, школьный учитель села Кахиб и все, кто хотел высказаться со словами поддержки или предложениями.

Чабан, который нашёл трупы братьев, их родной дядя, рассказал, что, когда обнаружил тела племянников, рядом никого не было, а сотрудники полиции подъехали примерно через полчаса. Ведущий поинтересовался, задавал ли он полицейским вопрос, кто их убил?

– Полицейские сказали, что это не они убили, – ответил тот.

– Вы задавали им вопрос: «А кто убил?»

–  Они сказали «Не знаем».

– Не спросили: «А если не вы убили и не знаете, кто это сделал, откуда вы узнали, что они убиты?»

– У них спрашивали, откуда они узнали точное место, где лежат трупы, чтобы туда приехать, но я не знаю их ответа. Эти ребята – двоюродные братья моих детей, у меня было шоковое состояние, я не мог…

Завуч по воспитательной части Кахибской школы рассказал, что учащиеся школы впервые увидели оружие, когда несколько лет назад в школу пришёл участковый полицейский. Тогда братья Гасангусейновы учились в 6–8 классах, а когда они подросли, через два года, просили: «Учитель, нельзя ли, как тем взрослым учащимся, вызвать с района участкового, чтобы он принёс автомат, чтобы хоть увидеть, какой он бывает?!»

 – Автомат как они увидят?! Если характеризовать этих ребят… Гасангусейн был очень спокойный. Про некоторых говорят «палец в рот не клади», а он был такой, что не укусит, даже если положить. Наби был шустрый, весёлый, спортивно развитый. Он чего-то хотел в этой жизни, каждый день хотел чего-то добиваться. Такой был Наби… Понимаете, мы знаем, что против власти у нас нет сил, но мы хотим восстановить справедливость. В нашей жизни её никогда не было и не будет. Нас просили тогда и районная администрация, и прокуратура Шамильского района, и полиция, чтобы этот вопрос оставили в тишине, чтобы ничего не делали. Если сегодня этот вопрос оставить в тишине, где гарантия, что завтра в Кахибе не убьют, послезавтра в Гооре не убьют или в другом селе? Цель наша – чтобы в дальнейшем такое горе не пришло в наш джамаат.

Адвокат Саид Ибрагимов заявил, что необходимо добиваться, чтобы убийство расследовалось в следственных органах уровня СКФО. По его словам, фабула дела изложена так, чтобы вывести работников правоохранительных органов из-под ответственности, а когда всё утихнет, списать материалы в архив:

– Очевидцы показывали, где это произошло, как произошло, объясняли всё. Трагедия в том, что на следующий день чисто с юридической точки зрения потерпевших не было. Всё изложено так, якобы двое не установленных следствием лиц оказали сопротивление. С юридической точки зрения это «футбол в одни ворота». Здесь нет представителей правоохранительных органов, которым в первую очередь нужно задать вопросы. Один из выступавших сказал, что трупы были обнаружены в 6:10 – 6:20. Убийство произошло с 21:00 до 22:00.

Столько часов трупы лежали там! Они никем не охранялись, были брошены в кустах. Очевидец, который нашёл трупы, показал, как они лежали. Там ясно, что стреляли в них наверху, перенесли их вниз, положили лицом к земле, переодели, бросили, как отход производства, и вышли оттуда. А вот кто это сделал – вопрос. Разные структуры кидают это друг на друга, но каков будет результат… Я не считаю, что это зависит от одного адвоката. Это зависит от нас всех…

Если мы объединимся и потребуем от правоохранительных органов ответы, поставим вопросы так, чтобы положить конец этому произволу… Оттого что человек молится не так, он не заслуживает того, чтобы его расстреливали… Я понял, что эти ребята не имеют никакого отношения к тем, кто находится в лесу. Я считаю, что это позор правоохранительных органов… что целые структуры бегают в лесу и ищут пять человек и не могут найти годами.

«Кто знал, что у нас такое произойдёт?»

Система дала сбой

Затем выступил помощник муфтия Дагестана, выходец из села Кахиб Магомед Магомедов. Он призвал собравшихся не делать поспешных шагов, а действовать цивилизованно – нанимать профессионалов, которые будут добиваться справедливости в правовом русле:

 – В республике убили много алимов. Самое громкое из этих преступлений – убийство Саида Афанди. Когда его убили, было много разговоров, что нужно закрыть дороги, выйти на площадь, было много подстреканий. Но муфтий тогда привёл слова Саида Афанди: «Они будут убивать, но мы будем хоронить». Пророк сказал, что наступят времена, когда человека будут убивать, но он не будет знать, за что его убили, а убийца не будет ведать, за что убивает.

Я вспомнил все эти смерти, потому что они были самые тяжёлые для нашей республики в современной истории… В поисках справедливости нельзя притеснять того, кто не виноват. Если мы ищем в убийстве этих двух парней справедливости, в первую очередь мы должны понимать, что это время фитны, смуты. Справедливости быть не может. Это система, и кто бы за этим ни стоял, нужно добиваться справедливости законным путём, нанимая профессиональных адвокатов, создав определённую рабочую группу, которая будет писать во все инстанции, стучаться в каждую дверь. Нужно использовать все методы. Нам алимы говорят и посланник Аллаха сказал, что, когда смута распространится, для человека лучше всего меньше выходить, то есть не устраивать митинги, не закрывать дороги, не провоцировать худшие последствия.

У молодёжи горячая кровь, и когда боль коснётся лично нас, тогда мы просыпаемся, в нас проявляется смелость. Но, когда есть пророк, который научил нас действовать, нельзя, чтобы одно зулму (зло, притеснение – «ЧК»), которое сделали в отношении нас, переросло в ещё большее зулму. Надо искать справедливость законным путём. Эту дорогу мы должны использовать и от неё не отходить, если один адвокат для этого недостаточен, то надо нанимать десять...

 

На выступление помощника муфтия среагировал кто-то из зала, заявив, что сельчане готовы заказывать «газели», чтобы приехать в город и «действовать, а если нужно – организовать митинг», потому что они не могут дальше терпеть.

На собрании присутствовал и отец убитых братьев. Ему передали микрофон, но он был немногословен:

– Я не желаю, чтобы кто-нибудь на земле видел то, что видел я, чтобы родители хоронили своих детей… Мои дети помогали нам, хотели строить в этом году одному дом, на следующий год – другому. У нас были мечты, особенно у детей. Но… Вот так случилось. Правоохранительные органы для чего бывают? Чтобы народ защищать. И что же они делают?! Убивают наших детей! Кто им дал такое право?! Где защита людей?! Я благодарю, что в такой момент вы все со мной разделили моё горе. Очень благодарю вас, ребята. Вы теперь как мои сыновья, спасибо вам огромное, больше я не знаю, что сказать.

Кто-то из зала предложил вынести постановление об оказании материальной помощи семье убитых, задействовать представителей сёл в районной администрации и в Народном собрании республики, чтобы инициировать разбирательство на своём уровне.

Ведущий Зайнулабидов попытался резюмировать выступления участников собрания. Он констатировал, что убитые молодые люди не могли состоять в оппозиции к власти: у них не было для этого ни теоретической подкованности, ни какой-либо идеологической подпитки со стороны. Разговоры о том, что якобы они убили судью из села Асаб и подожгли школу в селе Телетль не имеют под собой никаких оснований:

– Ну как они могли убить судью в Асабе? Совершенно очевидно, что этого не могло быть, потому что ни они, ни его родственники не были осуждены ни этим судьёй, ни другими судьями. Судью убили профессиональные убийцы, иначе они не могли прийти в село, зайти домой и убить человека. Говорили, что они подожгли школу в Телетле… они, наверно, дорогу даже не знали до этого села. Очевидно, что здесь произошла ошибка. Ошибка умышленная или неумышленная, мы не знаем. Мы не знаем, кем она совершена. Мне жалко убийц этих ребят. Как они спят? Они люди? Перед их глазами должны стоять лица этих мальчиков. Раз это ошибка, человек должен прийти к их маме и папе и сказать: «У меня произошла такая ошибка, я случайно убил ваших детей. Прошу, меня тоже убейте и похороните». Если он так сделает, его не похоронят, а простят. И ещё… эта игра полиции. Если они этого не сделали, они должны сказать, а кто же тогда сделал. В полиции нашего района негров нет, там только выходцы из нашего района. Если так, то как же можно умышленно, с какой-то целью этих невиновных чабанов убить? Этот вопрос тоже стоит.

На этом выступлении собрание закончилось. Его итогом стало создание рабочей группы из семи человек, которая должна содействовать адвокату, обращаться в различные инстанции вплоть до руководства страны.

Похоронить двух сыновей за один день... Этого отец не желает и врагу

Комментарий «ЧК»

Ситуация, сложившаяся в Шамильском районе после убийства братьев Гасангусейновых, конечно же, не соответствует ни интересам людей, ни интересам республики, ни государства в целом. Разве что это отвечает интересам узкого круга лиц во власти, стремящихся создать и удерживать в Дагестане картину нестабильности. Только тем, кто периодические всплески и расшатывание обстановки рассматривает как своего рода доказательство своей эффективности.

Уже одно то место, где собрался сход джамаата сёл, говорит о многом. Все последние годы, когда в республике происходили бурные этноконфессиональные сдвиги, когда целым сёлам и районам прикручивали экстремистские гайки, а тысячам их жителей – ярлыки неблагонадёжных, Шамильский район всегда отличался чрезвычайно прогосударственной позицией, особенно в религиозных вопросах. При этом крайне сильное влияние на жителей района традиционно оказывало и Духовное управление мусульман Дагестана, что само по себе минимизировало (если не сказать больше) любые проявления инакомыслия и уклонение от столбовых основ суфизма.

Последние убийства уже нарушили этот баланс, а упорное нежелание властей признать ошибку способно расшатать ситуацию на долгосрочную перспективу. Сегодня любые предложения рассмотрения спорных (конфликтных) вопросов в рациональной плоскости и предметно разобраться в происходящем встречаются определёнными обособленными силовыми структурами в штыки.

Очевидно, что для особо горячих голов (ястребов) ни наличие на голове тюбетейки, ни её цвет, ни размер бороды и штанов не имеет никакого значения. Они прекрасно понимают, что подобное ослабление социальных групп и дезинтеграционные процессы могут привести к дальнейшей радикализации людей, а стало быть, стрелять у нас пока не перестанут… ]§[

Шустрый, весёлый, спортивный. Был

Номер газеты