Одним из признаков гибкости ислама является учёт особых обстоятельств, случающихся в жизни людей, будь эти обстоятельства частного или общего характера. Шариат утверждает для подобных случаев особые законоположения и допускает в них совершение того, что было запретным в других ситуациях. Острая необходимость иногда даже может относиться шариатом к форс-мажорным обстоятельствам, а общая нужда – приравнивается к острой индивидуальной необходимости. Всё это приводит к большему облегчению для людей и устранению сложностей.
Основа этого положения упоминается в аятах Корана, рассказывающих о запретной пище и людях, которые были вынуждены совершить греховное. Аллах говорит в Коране (смысл): «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нём греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Аль-Бакара», аят 173).
Также в одном из хадисов рассказывается, что Абдуррахман ибн Ауф и Зубейр ибн Аввам пожаловались Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на зуд и раздражение на коже, и он разрешил им надевать одежду из шёлка, учитывая сложность их положения.
Учёт обстоятельств
Ещё одним признаком гибкости шариата является учёт изменений, происходящих в обществе. Эти изменения могут быть связаны с нравственным упадком общества, с его развитием, с форс-мажорными обстоятельствами и т. п. Таким образом, исламские правоведы считают допустимым изменение фатв (правовых постановлений) при изменении условий, места и времени. На это указывают Коран и Сунна, а также это было практикой праведных халифов и других сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Фатвы и постановления, выведенные учёными много веков назад, могут пересматриваться, если они были прочно связаны с соответствующими обстоятельствами и подходили конкретным условиям. Нельзя не учитывать многие кардинальные изменения, которые произошли в последнее время, поскольку фатва, нацеленная на принесение определённой пользы и отстранение определённого вреда, данная тысячу лет назад, может иметь сегодня прямо противоположный эффект.
Для понимания можно привести следующий простенький пример… Во время жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел место запрет на письменную фиксацию его слов. Целью этого запрета было сохранение Корана от каких-либо добавлений к нему. Однако позже, когда Коран был ниспослан полностью, когда он был записан и распространён во множестве экземпляров, письменная фиксация хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стала близкой к обязательной.
Постепенность
Ещё одним признаком гибкости шариата является учёт «закона постепенности» в соответствии с примером Всевышнего Аллаха в сотворении мира, а также методологии шариата в предписании и запрещении чего-либо.
Наверное, самым ярким примером этого закона является запрет опьяняющих напитков, прошедший через несколько этапов (теме постепенности запрещения опьяняющих напитков и выводов, которые можно извлечь из этого периода ниспослания Корана, на нашей полосе была посвящена отдельная статья: «Единобожие против алкоголизма» – «ЧК»).
Также именно с «законом постепенности» был связан факт того, что рабство, господствовавшее в человеческом обществе до ислама, сохраняло определённую силу и с его приходом. Категоричное запрещение этих устоев лишь одним единоразовым повелением от Всевышнего Аллаха могло привести к серьёзным социальным потрясениям. Поэтому более мудрым было с одной стороны ограничить пути, ведущие к рабству, а с другой стороны – увеличить пути избавления от него.
«Закону постепенности» необходимо следовать и в нашей сегодняшней деятельности, когда мы хотим укрепить правильное понимание исламских ценностей в умах людей. Если мы хотим воспитать истинное исламское общество, утвердить в нём настоящие исламские принципы, связанные с убеждениями, культурой и нравственностью, то мы должны понимать, что это не произойдёт по росчерку пера или решению властей. Это длительный процесс, который особенно нуждается в претворении «закона постепенности». Конечно, под постепенностью не имеется в виду отсрочка исполнения людьми или отмена известных исламских норм. Речь идёт о планировании, изучении реалий, сдержанности в этом деле.
Яркий пример понимания «закона постепенности» был передан от одного из самых справедливых правителей в истории человечества – Умара ибн Абдульазиза.
Однажды его сын Абдуллах сказал ему: «Отец, почему ты не заставишь людей исполнять все повеления шариата как положено? Клянусь Аллахом, меня не беспокоит моя участь, если это будет сделано ради истины».
Умар ответил: «Сынок, Всевышний Аллах два раза порицал в Коране опьяняющие напитки и только на третий раз запретил их. Я боюсь, что, если заставлю людей выполнять все повеления сразу, они бросят их все сразу, и тогда я буду причиной смуты».
Известно, что впоследствии халифат при Умаре ибн Абдульазизе достиг полного расцвета: как относительно уровня жизни людей, так и в претворении в жизнь шариатских норм.
Главное и второстепенное
Сегодня для религии мусульманина и его культуры очень важно понимание того, что для него является главным, а что – второстепенным. Очень часто исламские авторы и проповедники преподносят людям информацию и данные, не имеющие достаточных оснований в шариатских источниках. Разговоры о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – первое творение Всевышнего; что всё остальное было создано потом ради него; излишние разговоры о «святых», «чудесах»; борьба с суфизмом без различения между правильным и неправильным… всё это, к сожалению, часто занимает значительную часть исламской повестки дня.
Безошибочный критерий, по которому можно отличить главное от второстепенного или ненужного, – это Священный Коран. Каждому направлению следует уделять столько внимания, сколько ему уделяет внимания Коран. То, на что обращается много внимания в аятах Корана и что повторяется во многих сурах, должно иметь приоритет в наших действиях и размышлениях. Например, вера в Аллаха, Его пророков, Писания, Судный день, награда и наказание, Рай и Ад…
Большое внимание следует уделять основам убеждений, основам обрядов поклонения, таким, как намаз, закат, пост, хадж, поминание Аллаха, покаяние, упование на Всевышнего, благодарность Ему, терпение и т. д. Также большого внимания заслуживают основы нравственности: честность, верность, обязательность, мягкость, доброта, скромность, поддержание родственных связей, послушание родителям, забота о нуждающихся и т. д.
Например, о дне рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Коране вообще ничего не говорится. Это указывает на то, что он не имеет какого-то особого значения в жизни исламского общества. С ним не связано какое-либо чудо или какой-то обряд поклонения, который мусульмане должны исполнять в этот день.
Данный критерий является безошибочным, потому что Коран – это основа нашего общества, основа религии и источник закона. А Сунна – это пояснение и комментарий к Корану, без которых невозможно исполнять многие положения Книги Аллаха.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (сура «Ночной перенос», аят 9).
Аллах также говорит (смысл): «Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведёт по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (сура «Трапеза»: аяты 15, 16).
Аллах также говорит (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (сура «Пчёлы», аят 89).
Имеется в виду, что в Коране были разъяснены все важные основы, в которых нуждается религия. Нет ни одной основы, необходимой для жизни исламского общества, которая прямо или косвенно не имела бы своего начала в Коране. Сунна же посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) служит разъяснением деталей этих основ, помогающим претворять их в реальной жизни. ]§[
- 238 просмотров