Мы продолжаем серию статей, посвящённую торговым отношениям согласно шариату. В статье «Фикх всеобъемлющий» были изложены общие принципы договора купли-продажи и условия, которые к нему предъявляет исламское право. Сегодня мы рассмотрим возможные, согласно шариату, варианты отказа от заключённого договора. В данной статье мы будем опираться на современный труд по шафиитскому мазхабу «Аль-фикху ль-манхаджи», принадлежащий перу Мустафы Аль-Хана и других учёных, а также на уроки преподавателя исламского права в мечетях Мекки и Медины, Мухаммада Мухтара аш-Шанкити.
В основе, если договор купли-продажи соответствует условиям, о которых мы говорили в прошлой публикации, он вступает в законную силу, и его последствия наступают непосредственно сразу после заключения: право владения товаром переходит к покупателю, а право владения платой за него переходит к продавцу, и у них нет возможности отказаться от заключённого договора без обоюдного согласия. Однако шариат, устанавливая договорные принципы, заботится о пользе и вреде для человека и, учитывая некоторые нюансы, делает из этого правила определённые исключения, при которых одна сторона может отказаться от договора без согласия другой.
1. Право на отказ от сделки, пока стороны не разошлись
Человек может поспешить со сделкой и трезво взвесить произошедшее только после её заключения. По этой причине шариат дозволяет одной из сторон отказаться от договора купли-продажи после его заключения до того, как стороны разойдутся (друг от друга). После же того, как они разойдутся, у сторон уже не будет прав на отказ от договора в одностороннем порядке.
Под расхождением понимается то, что под этим понимается на практике. К примеру, если договор был заключён в доме, и одна из сторон вышла из помещения или комнаты на улицу, то это будет расхождением, после которого теряется право на односторонний отказ от договора.
Если сделка произошла на рынке, в пустынном месте или на борту корабля, то под расхождением будет пониматься ситуация, когда одна из сторон повернётся спиной к другой и сделает несколько шагов. Если же покупатель и продавец будут идти вместе, то право на односторонний отказ будет сохраняться до тех пор, пока они не разойдутся.
Также право на односторонний отказ будет утеряно, если стороны сами откажутся от него. Если от него откажется только одна сторона, то право на отказ останется у другой до тех пор, пока стороны не разойдутся.
Доказательством приведённого выше является следующий хадис: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стороны (продавец и покупатель) имеют право отказаться от сделки до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе, или одна из сторон не отказалась от своего права по отношению к другой» (Аль-Бухари, Муслим).
2. Право на отказ от сделки в течение оговорённого периода
Стороны имеют право поставить условие на право отказа от договора купли-продажи в течение определённого срока после его заключения. Такое условие может быть поставлено как непосредственно при заключении договора, так и после его заключения, но до того, как стороны успеют разойтись. Такое условие дозволяется шариатом по той причине, что стороны могут нуждаться в определённом времени, для того чтобы решить, нужен им на самом деле товар или нет. Как если, например, покупатель желает показать его специалисту и т. п.
Для того чтобы данное право было действительным, должны соблюдаться следующие условия:
а) срок должен быть чётко обозначен. Если же продавец или покупатель поставят условие на право отказа от договора в течение времени и при этом не установят его срок, то такое условие будет недействительным. Точно так же, как если будет установлен неизвестный срок, как, например, «часть дня» или «пока не приедет такой-то». Более того, при таком условии не будет действительным сам договор купли-продажи по причине неопределённости (см. статью «Фикх всеобъемлющий» – «ЧК»);
б) срок не должен превышать трёх дней, если товар не портится меньше чем за три дня. В противном случае срок не должен превышать времени, за которое товар может испортиться.
Условие ограничения срока тремя днями ставят шафииты1. Они опираются на хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил одного из людей ставить условие на право отказа от сделки в течение трёх дней. Согласно другому мнению, такого ограничения нет и дозволено устанавливать срок и дольше. Шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкити говорит, что первое мнение сильнее с точки зрения строгого следования непосредственно тексту, а второе – с точки зрения анализа (см. «Дурусу умдати ль-фикх)». Учёные, считающие более правильным второе мнение, ссылаются на саму причину установления шариатом данной нормы;
в) срок должен начинаться непосредственно с момента заключения договора и быть непрерывным. В противном случае это условие, как и сам акт, будет недействительным.
Доказательством приведённого выше является хадис, в котором сообщается, что один из людей как-то пожаловался Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что его обманывают в торговых сделках. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Когда ты заключаешь сделку, говори: “В нашей сделке не должно быть мошенничества”». В другой версии этого хадиса добавляется: «…и у меня есть право на отказ от сделки в течение трёх дней». Хадис привели Аль-Бухари и Аль-Бейхаки.
Когда теряется право на отказ от сделки в течение определённого срока?
Если одна из сторон воспользуется правом на отказ от договора до истечения оговорённого срока, то договор в таком случае не вступит в законную силу. Покупатель должен будет вернуть товар продавцу, а продавец – вернуть плату покупателю. Теряется же право на отказ от сделки при любом из следующих обстоятельств:
а) при истечении оговорённого срока. Если срок истечёт, и до этого никто из сторон не воспользуется правом отказа от сделки, то договор вступит в законную силу, и после этого стороны не будут иметь права на отказ от него в одностороннем порядке без согласия другой стороны;
б) если стороны, которые имеют право на отказ от акта в течение определённого срока, откажутся от своего права. В таком случае договор вступит в законную силу до истечения оговорённого срока;
в) если покупатель, у которого есть право на отказ от сделки в течение определённого срока, распорядится товаром так, как распоряжается только хозяин, например, продаст его, то в таком случае договор вступит в законную силу. Если же это сделает продавец, то акт, напротив, не вступит в законную силу.
Кому принадлежит товар во время оговорённого срока?
Если право на отказ от договора есть у обеих сторон, то в таком случае ответ на этот вопрос будет зависеть от того, как в итоге разрешится сделка. Если договор в итоге не вступит в законную силу, то станет ясно, что право на обладание товаром так и не перешло к покупателю и осталось у продавца. Поэтому он как получит в собственность увеличение товара – например, плоды, которые вырастут на деревьях в течение срока, или потомство, которое появится у животного, – так будет нести и расходы на этот товар, как, например, расходы на содержание дома.
Если же право на отказ будет принадлежать только одной стороне, то в таком случае она и будет владеть товаром и, соответственно, нести расходы и получать дивиденды, поскольку именно в её руках находится право распоряжения товаром, в отличие от другой стороны.
Если товар испортится во время оговорённого срока
Если это произойдёт до того, как товар будет вручён покупателю, то есть товар испортится ещё будучи в руках продавца, то в таком случае договор не вступит в законную силу, а право на отказ от него будет утеряно как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Поскольку после того как он испортится, товар невозможно будет получить. Потери в таком случае, соответственно, будет нести продавец.
Если же товар испортится уже после того, как будет вручён покупателю, то есть уже будучи в его руках, то договор в таком случае остаётся действительным, поскольку товар уже перешёл в руки покупателя. Также сохраняются права на отказ от договора с обеих сторон. Если они не воспользуются своим правом на отказ от договора, то покупатель должен будет заплатить продавцу цену товара, поскольку в таком случае выяснится, что товар стал собственностью покупателя. Если же это право будет использовано и договор не вступит в законную силу, то покупатель будет обязан вернуть такой же товар или его цену на момент порчи. Покупателю же возвращается его плата. Поскольку в таком случае выяснится, что товар не перешёл в собственность покупателя. ]§[
(В следующей статье, касающейся исламских торговых отношений, будет рассмотрен самый обширный и распространённый вид отказа от договора купли-продажи, который вызывает у людей больше всего вопросов и споров – расторжение по причине обнаружения недостатков в товаре).
_________________________________
1Шафииты – учёные, представляющие одну из четырёх распространённых исламских правовых школ – шафиитскиймазхаб.
№31 от 10 августа 2012 г.
- 50 просмотров