Невзоров назвал мусульман нахлебниками всего цивилизованного мира. Случилось это в эфире кошерной радиостанции «Эхо Москвы», во время которого его, как человека, часто критикующего христианство и ведущего раздел «поповедение», спросили, когда же он откроет рубрику «имамоведение», где сможет весело, забавно и остроумно изгаляться над исламом, при этом тактично и деликатно не упомянув о «равиноведении».
Александр Глебович сначала было ответил в том смысле, что не может вести такую рубрику, так как не является специалистом по исламу, но тут же начал говорить о том, что мусульмане – это паразиты общества, не давшие миру практически никаких научных открытий, изобретений и предложившие всего двух нобелевских лауреатов, и то потому, что те смогли вовремя уехать из арабских стран на Запад. По его экспертному мнению неэксперта по исламу, мусульманский мир не внёс никакого научного вклада и в прошлом: он всего лишь ухитрился унаследовать знания от греческого и римского античного мира, сохранить их в течение какого-то времени, а потом передать эти знания обратно в Европу. Когда воцарилось мусульманство, с науками было покончено, заключил Невзоров, выразив надежду, что кто-нибудь возьмётся за медресе и подумает, как воспитать там атеистов и дух свободомыслия.
Что ж, Невзоров не одинок в подобных размышлениях. Но давайте попробуем разобраться, насколько справедливы суждения и утверждения этих «гигантов мысли». Действительно ли ислам обрекает мусульман на жизнь дремучих невежд, лишённых науки, культуры и цивилизации, способных лишь паразитировать на чужих достижениях? И действительно ли между атеизмом, духом свободомыслия и научным прогрессом стоят знаки равенства?
Чтобы получить ответ на первый вопрос, не нужно быть профессором истории – достаточно уметь читать и загореться желанием пройтись по соответствующим темам. В этом случае мы сможем узнать, что в тот период, когда, как выразился Невзоров, «воцарилось мусульманство», исламский мир был центром торговых, экономических, культурных, научных отношений.
Города и учёные ислама
Испанская Андалусия со столицей в Кордове, с её дворцами и мечетями, такими, как Мескита и Алькасар, поражает людей и в наши дни своими новаторскими по тем временам решениями в строительстве и великолепием. Филипп Итти в «Истории арабов» пишет, что Кордова имела мили мощёных дорог, освещённых ночью, так что люди ходили в безопасности. В то время как в Лондоне и Париже любой вышедший в дождливую ночь утопал до лодыжек в грязи – и делал это в течение семи столетий после того, как Кордова была вымощена. В Андалусии было 70 публичных библиотек. Библиотека Аль-Хакима II в Кордове содержала 600 тысяч томов. В Испании ежегодно публиковалось от 70 до 80 тысяч томов. Историк Симон де Сисмонди писал: «Сельское хозяйство изучалось мусульманами с таким совершенным знанием климата, почвы, развития растений и животных, которое могло происходить только из длительной научной практики».
Багдад с его парками, мечетями, рынками, ремеслом, библиотеками – о нём слагались легенды. Швейцарский востоковед Адам Мец писал: «Да, мусульманской торговле Х века была свойственна горделивая осанка. Она стала хозяйкой в своём доме, во все стороны шли её суда и караваны, она заняла ведущее место в мировой торговле. Багдад и Александрия устанавливали цены (по крайней мере на предметы роскоши) для человечества того времени». В Багдаде находилась знаменитая академия Байт-уль-Хикма (Дом мудрости), в которой было огромное количество томов книг по различным направлениям науки. Сын халифа Харуна ар-Рашида Аль-Мамун провёл градусные измерения дуги меридиана в долине Синджар, и полученный результат лишь на 1% отклоняется от современного. В 829 году в Багдаде им была основана астрономическая обсерватория. Там же была создана библиотека и приют для странствующих учёных. К слову, в 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Мамуна кратеру на видимой стороне Луны. Научный мир, в отличие от имеющего лишь неполное образование в Московской духовной семинарии Невзорова, смог признать заслуги учёного-мусульманина.
В исламском мире жили и работали учёные-математики, астрономы, физики, химики, врачи. Просто пройдитесь по именам хотя бы этих учёных мужей и ознакомьтесь с их научным вкладом: Аль-Хорезми, Джабир бин Хайян, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, Хаббаш аль-Хасиб, аль-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани, Сабит ибн Корра, ан-Насрани, ал-Ахвази, Абу-л-Вафа, ал-Кухи.
Как пишет Гюстав Лебон: «Багдад и Кордова были очагами культуры, освещавшими мир своим сиянием».
Полагаю, что этого небольшого экскурса в прошлое достаточно, чтобы понять, что исламский мир не просто перенял и сохранил науки от древних греков, но и значительно развил их. При этом, если следовать логике Невзорова о том, что исламский мир лишь ухитрился унаследовать знания от греческого и римского античных миров, сохранить их в течение какого-то времени, а потом передать эти знания обратно в Европу, то получается, что и современный европейский мир не достоин называться научным, так как он пользуется плодами научных разработок мусульман. Говоря языком Невзорова, современный европейский мир лишь ухитрился унаследовать знания от мусульман и сохранить их.
Наука и атеистические общества
Давайте теперь посмотрим, существует ли причинно-следственная связь между атеизмом и научным прогрессом, как полагают коллективные Невзоровы. Сделать это будет не так сложно, поскольку атеистические общества существовали в нашем недавнем прошлом, и мы сможем оценить их вклад в науку и прогресс.
Говоря о научных открытиях и нобелевских премиях, эти люди предпочитают ставить в пример США, страны Европы или даже Израиль, почему-то полагая, что эти государства являются атеистическими, а сами учёные и лауреаты премий – атеисты. С чего делаются такие выводы – неизвестно. Если же брать в пример непосредственно атеистические, коммунистические страны, то при знакомстве со списком нобелевских лауреатов в различных номинациях можно увидеть, что самое большее их количество было у СССР – 11 лауреатов, а вот у другой, ныне существующей атеистической страны – КНДР, нет ни одного.
Если проанализировать количество учёных и научных открытий по странам, можно прийти к выводу о том, что наука развивается не там, где существует атеизм, а там, где для её развития созданы соответствующие условия, побуждающие людей трудиться над чем-то, мыслить, создавать.
Там, где нет свободы научной мысли – на кострах инквизиции горят учёные, там их расстреливают как врагов народа и вредителей, там в лагерях от голода умирает академик Вавилов, там со сломанной челюстью в «шарашкиных конторах» работает Королёв.
В таком случае может возникнуть следующий вопрос: а как относится ислам к свободе научной мысли?
Читай!
Безусловно, ислам поощряет знания и научные изыскания. Ислам, чьё первое откровение начинается со слов «Читай!», не может выступать против знаний. Коран, который риторически вопрошает: «Разве равны те, которые знают, и те, которые не знают?» – и учит мольбе: «И говори: “Господь мой! Умножь моё знание”» – не может враждовать с наукой. Аллах многократно призывает людей в Своей Книге, чтобы они странствовали по миру и наблюдали и размышляли над Его творениями, которые рассыпаны в небесах и на земле: моря, горы, Солнце, Луна, звёзды, животные, растения, птицы, говоря, что в них есть знамения для обладающих разумом: «Поистине, в смене ночи и дня и в том, что сотворил Аллах в небесах и на земле, знамения для людей богобоязненных»;
«Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывёт по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвёл с неба и оживил ею землю после её смерти и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчинённом, между небом и землёй – знамения людям разумным!»
«Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом – знамение для знающих!»
«Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих умом, – тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: “Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня”».
«И то, что рассеял Он для вас по земле разных цветов; поистине, в том – знамение для людей вспоминающих!»
«Пусть же посмотрит человек, из чего он создан!»
«Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих умом».
И подобных аятов Корана, побуждающих к размышлениям и получению знаний, множество.
Что касается слов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о достоинстве знаний, то их тоже очень много, и достаточно привести один из них для ясности: «Тому, кто вышел в путь для получения знания, Аллах облегчит путь в Рай» (Муслим).
О том, как этот призыв воспринимался людьми и применялся на практике, говорит то, что всего за пару сотен лет до описанных ранее достижений и установлений исламской цивилизации арабы были простыми бедуинами, живущими в пустынях и не помышлявшими ни о чём подобном. Ислам сподвиг их к таким преобразованиям.
Заключение
Справедливость требует согласиться с Невзоровым в одном: сегодня мусульмане отстают в науке и прогрессе от развитого мира. Мусульмане сегодня потребляют, но не производят, чему есть объективные причины: вследствие ослабления связи мусульман с исламом они позволили европейцам несколько веков назад захватить их земли, поделить на части, забирать их богатства, убивать лучших из них и порабощать слабых, затем, получив независимость, мусульмане позволили им поставить над ними в качестве правителей худших из их числа, которые продолжили угнетать мусульманские народы.
Безусловно, в такой атмосфере угнетения и несвободы не может идти речь о запуске в космос автомобиля «Тесла» и изобретении лекарства от рака. Для этого нужно менять сознание. Надо снова вернуться к Богу. ]§[
- 86 просмотров