Иммунитет от левиафановщины

Главными ценностями для большинства современных людей являются имущество и власть. Их наличие или отсутствие диктует сегодня характер отношений между людьми и определяет значимость человека в обществе. Аллах говорит: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами…» (сура «Семейство Имрана», аят 14). Несправедливое распределение «главного в жизни» обессмысливает существование тех, кто много трудится и мало имеет. Им кажется, что жизнь проходит мимо, и они не принимают в ней должного участия.

Ислам устанавливает иные приоритеты. Главные устремления мусульманина – довольство Всевышнего и Рай. Вопреки устоявшимся стереотипам, такой расклад способствует социальной активности человека, потому как, согласно шариату, эти цели могут быть достигнуты только через созидание. Перечислив некоторые райские блага, Всевышний Аллах говорит: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся» (сура «Обвешивающие», аят 26). В чём же должны состязаться мусульмане, чтобы достичь довольства Всевышнего и райских благ?

Аллах говорит: «Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады» (сура «Башни», аят 11). Праведные деяния относятся ко всем сферам человеческой активности, которая включает в себя отношения человека со Всевышним (как намаз, закат, пост, хадж…) и отношения человека с другими людьми и обществом.

 Праведные деяния, выражающие отношения между людьми, – это проявление заботы об окружающих, помощь в решении проблем, щедрость, мягкость, поддержание добрососедских отношений, родственных связей… Аллах говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и тем, кто вам принадлежит. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» (сура «Женщина», аяты 36, 37).

Праведные деяния, выражающие общественные отношения, касаются брачных, торгово-финансовых, политических и других отношений. К примеру, бизнес может быть поклонением Аллаху, если бизнесмен ведёт его в рамках шариата и имеет соответствующие благие намерения.

 

Количество и качество

 

Если относительно количества праведных деяний обладатели имущества и влияния имеют некоторое преимущество перед малоимущими, то относительно искренности, которая имеет различные степени, равны все. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах, Всеблагой и Всевышний, запишет у Себя совершение целого доброго дела; если же человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел» (Аль-Бухари, Муслим). Абдулла ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькое дело посредством намерения становится великим, как посредством намерения большие дела становятся ничтожными». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что (играючи) положишь в рот своей жене (кусочек еды)» (Аль-Бухари, Муслим).

Таким образом, ислам даёт человеку возможность приобщиться к самому ценному из того, что есть в этой жизни, – к поклонению Всевышнему Аллаху. Малик ибн Динар сказал: «Ушли обитатели этого мира, не познав наилучшего в нём». Его спросили: «Что же это, о Абу ЯхьяОн ответил: «Познание Всевышнего Аллаха».

Ислам позволяет любому человеку при маленьких возможностях достичь большого результата. Всевышний Аллах говорит: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (сура «Корова», аят 148). Богатые и бедные, сильные и слабые, независимо от цвета кожи, национальности, пола, возраста, прошлого… могут присоединиться к этому самому важному в жизни соревнованию.

 

Мужчина и женщина

 

Семейные взаимоотношения – одна из важных форм поклонения Всевышнему Аллаху. Аллах говорит: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (сура «Римляне», аят 21).

На защиту института семьи направлено множество правовых шариатских норм, таких, как, например, запрет интимных отношений вне брака, а защита потомства является одной из пяти основных целей шариата.

Семья в рамках ислама имеет свою специ-фику. С одной стороны, шариат предусматривает главенство мужа над женой: «Мужчины являются попечителями женщин потому, что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества» (сура «Женщины», аят 34). Именно на мужчине лежит обязанность обеспечения семьи по мере его возможностей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к одному из своих сподвижников, сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам» (Абу Дауд); а также: «…то же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» (Ат-Тирмизи).

С другой стороны, шариат накладывает на мужа огромную ответственность. Аллах говорит: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура «Женщины», аят 19). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учит мусульман быть терпеливыми и снисходительными по отношению к своим жёнам: «Женщина подобна ребру: если попытаешься выпрямить её, то сломаешь, а если пожелаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, невзирая на её кривизну» (Аль-Бухари, Муслим). Ислам не только обязывает мужчину хорошему обхождению с женой, но и делает эти отношения одним из основных показателей силы его веры. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам» (Ат-Тирмизи). 

Наделив человека сексуальными потребностями, Всевышний Аллах запрещает их удовлетворение вне брака: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (сура «Перенос ночью», аят 32). Интимные же отношения между супругами подобны милостыни, и за удовлетворение друг друга они получают вознаграждение Всевышнего Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…и даже близость любого из вас с женой – это садака (милостыня)!» Его переспросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим). 

(Продолжение следует)

 

Номер газеты