Создав человека и Вселенную, поместив его в благоприятную для него среду и наделив средствами к существованию, Всевышний Аллах не оставил его преданным самому себе: «Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их только ради истины, но большинство не знают этого» (сура «Дым», аяты 38, 39). Целью создания человека является жизнь человека и общества согласно законам Всевышнего Аллаха, которые призваны привести их к счастью в этом мире и в мире вечном.
Для понимания и разъяснения этого Всевышний Аллах создал человека на соответствующем естестве, дал ему разум и отправил к нему посланников и Свои Писания, которыми донёс до человечества Свою волю: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись во мнениях» (сура «Корова», аят 213); «К каждой общине мы отправили посланника…» (сура «Пчёлы», аят 36). Разъясняя цель, ради которой был создан человек, Аллах говорит (смысл): «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56). Поклонение Аллаху – это подчинение (покорность) Ему согласно Его шариату, который регулирует две общие сферы жизни человека: взаимоотношения человека со Всевышним Аллахом (чистое поклонение) и взаимоотношения людей друг с другом (торговые, семейные и социально-политические отношения).
Посланники приходили к людям на разных этапах развития человечества, в зависимости от уровня которых нормы шариата могли различаться: «Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях» (сура «Трапеза», аят 48). Однако все посланники приходили с единым стержнем шариата – с призывом поклоняться одному Всевышнему Аллаху: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (сура «Пророки», аят 25).
От того, последовал ли человек за посланниками Аллаха или отвернулся от них, будет зависеть отчёт каждого человека в Судный день, в результате которого одна часть человечества войдёт в Рай, а другая – отправится в Ад: «Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали. Воистину, тех, которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведёт верным путём за их веру. В Садах блаженства под ними будут течь реки» (сура «Юнус», аяты 7–9); «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура «Землетрясение», аяты 6–8).
Польза и вред
По мудрости и милости Всевышнего Аллаха Его шариат не только приводит к вечному счастью после Судного дня, но и призван привести общество к благополучию в этом мире. Аллах говорит о послании Своего пророка (смысл): «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Пророки», аят 107). Шариат не запрещает ничего, кроме того, что является вредным для человека или общества в краткосрочной или долгосрочной перспективе, и не разрешает ничего, кроме того, что приносит ему пользу. Это можно проследить при изучении норм шариата в различных разделах исламского права и целей, на которые они направлены.
Столпы ислама
Если рассмотреть столпы ислама, к которым относятся намаз, закат, пост и хадж, то в каждом из них можно проследить общие и отличительные особенности. Все столпы ислама направлены на упрочение единства мусульман. Сама основа предписания действий поклонения Аллаху строится на том, что виды абсолютного поклонения не связаны с какой-либо мирской выгодой и направлены только на приближение к Аллаху. Соответственно они не распознаются разумом, а берутся исключительно из источников шариата, выражающих волю Всевышнего Аллаха. Таким образом, огромное количество людей совершает одни и те же виды поклонения, одинаковые по своей форме и смыслу, подчёркивая тем самым своё единство. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам строится на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад является Его посланником, выстаивании намаза, выплате заката, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» (Аль-Бухари, Муслим).
Намаз выстаивается как коллективно, так и индивидуально. Коллективный намаз в мечети призван поддержать отношения мусульман, живущих рядом с ней: они встречаются друг с другом, начиная и заканчивая этим день, поклоняются Аллаху плечом к плечу, общаются и интересуются проблемами друг друга. Основной посыл самого намаза – беседа со Всевышним Аллахом, которая поддерживает в человеке веру, напоминая ему о господстве Аллаха и Судном дне. Совершая намаз, человек читает суры Корана, которые напоминают ему о богобоязненности, уповании на Аллаха, о награде за терпение и благодарности Ему. Намаз воспитывает человека и улучшает его нрав. Аллах говорит (смысл): «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (сура «Паук», аят 45).
Выплачивая закат, обеспеченные мусульмане материально поддерживают необеспеченных, распространяя тем самым принципы добра и взаимопомощи. Человек учится расставаться с имуществом, преследуя тем самым великие цели, освобождая своё сердце от жадности и беспечности по отношению к окружающим. «Совершайте намаз и выплачивайте закат. Всё то доброе, что вы предварите для себя, вы найдёте у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110).
Соблюдая пост, человек по-настоящему оценивает милости Всевышнего Аллаха, чувствуя голод и жажду. Человек ставит себя на место нуждающихся, смягчая своё сердце и проявляя терпение. Также пост служит улучшению нрава человека. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если постящийся не воздерживается от лживых слов и действий, то Аллах не нуждается в том, чтобы он воздерживался от еды и питья» (Аль-Бухари).
Отправляясь в хадж, мусульманин встречается с миллионами своих братьев и сестёр по всему миру, приехавших в Мекку с той же целью, что и он. Богатые и бедные, знатные и простые, влиятельные и рядовые – мусульмане облачаются в два куска ткани, в которых все они становятся одинаковыми. Всё вокруг озаряется духом братства и единства исламской общины. «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Комнаты», аят 13).
Торговые отношения
Экономические и торговые отношения, в отличие от описанных выше видов поклонения Аллаху, связаны с выгодой и материальными интересами. Поэтому, если проанализировать нормы шариата, связанные с экономикой и торговлей, можно увидеть, что здесь действует принцип, обратный правилу, касающемуся ритуального поклонения: в торговых отношениях разрешено всё, кроме того, что запрещено Кораном и Сунной. Запреты же в этой сфере полностью сводятся к трём основам: риба (ростовщичество), гарар (неопределённость, неясность), зульм (несправедливость).
Шариат запрещает сделки и договоры, в которых присутствуют элементы риба, по причине долгосрочной социальной несправедливости, заключающейся в концентрации благ среди относительно узкого сегмента общества. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).
Шариат запрещает сделки и договоры, в которых присутствует избыточная неопределённость, связанная с их составляющими, поскольку это, как правило, приводит к несправедливости, спорам, разногласиям, расколу и вражде. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил сделки, содержащие неопределённость (гарар) (Муслим). К примеру, нельзя продавать автомобиль, которого нет на месте сделки, если его основные и важные характеристики, влияющие на цену и желание его приобрести, неизвестны стороне договора, – такая сделка будет недействительной.
Шариат запрещает сделки и договоры, содержащие прямую и непосредственную несправедливость. К примеру, запрещено продавать товар с изъяном, о котором известно продавцу. Более того, покупатель имеет право на расторжение договора, даже если продавцу не был известен недостаток товара, поскольку сделка и плата в ней были связаны с полноценным товаром. «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Сура «Обвешивающие», аяты 1–6.)
Как видно, все запреты в торговых отношениях так или иначе восходят к справедливости, на которой фактически строится весь ислам (изначально поклонение обращается только Создателю, поскольку никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, и придавание Ему равных является наивысшей несправедливостью). «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29).
Таким образом, основной целью шариатских норм, касающихся торговых отношений, является удовлетворение потребностей людей и их защита от несправедливости во всех её формах. В одной из следующих статей мы продолжим тему целей шариата и поговорим о семейных и социально-политических отношениях.
№11 от 21.04.2014 г.
- 308 просмотров