[ Жили. Кормились. Хамели. ]

Во вторник одиннадцатого глава государства Дмитрий Медведев провёл в Кремле совещание по вопросам исполнения своих же поручений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В формате онлайн-конференции Медведева видели и слушали руководители всех силовых структур страны и губернаторы регионов.

Совещание весьма своевременное и нужное. Зима не за горами. Вместе с этим – беспрецедентное. Никогда ещё вопросы ЖКХ не обсуждались с привлечением всех руководителей правоохранительных структур страны. Вот краткая вырезка из выступления Дмитрия Медведева: «Все правоохранительные органы должны включиться в постоянную системную борьбу в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Каждый рубль должен быть учтён. Пора спуститься на муниципальный уровень, на уровень муниципалитетов. Людей, которые участвуют в преступном бизнесе в сфере ЖКХ, нужно закрывать, нужно сажать в тюрьму, независимо от постов, званий и партийной принадлежности. Россия должна возрождаться с муниципального уровня, с коммунального уровня. В то же время порядка там нет, а бардак такой, что… Обращаю на это внимание Генерального прокурора и других руководителей правоохранительных органов…»

В Махачкале в видеоконференции приняли участие президент республики Магомедсалам Магомедов, зампред правительства Ризван Газимагомедов и министр строительства и ЖКХ РД Абакар Акаев. А почему на связи с Медведевым не было представителя администрации Махачкалы? Ведь ЖКХ – это вечнозелёная тема столицы. Найдите на карте России второй такой город, где деньги с потребителей собираются почти в полном объёме, а до поставщиков услуг доходит в лучшем случае четверть. Где ещё с таким размахом дерут население? Это ли не воровство? Это ли не преступления, о которых говорит глава государства?

К вопросу муниципально-бюрократического мошенничества вернёмся позже.

Первым осязаемым ударом по властям Махачкалы стал энергетический коллапс 2008–2009 годов. Лавинообразный рост долгов города (1,2 млрд рублей) за потреблённую электроэнергию перед «МРСК Северного Кавказа» вынудил Дагестанскую энергосбытовую компанию (ДЭСК) ограничить электроснабжение столицы, что вкупе с лютыми морозами того года и безнадёжно обветшалыми столичными электрическими сетями вылилось в массовые уличные протесты горожан.

Всё, что происходит в сфере жилищно-коммунального хозяйства Махачкалы за последние 14 лет – это очень полезные и выгодные процессы. Но, конечно же, не для нас с вами. Уверен, любые мало-мальски эффективные управленцы в стране (губернаторы и мэры) учатся на чужих, в частности, на ошибках Махачкалы.

Так делают все умные люди: учатся на ошибках, но только на чужих.

В конце минувшей недели Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Ессентуки) признал законным решение Дагестанского УФАС о возбуждении дела в отношении ОАО «МРСК Северного Кавказа» и ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (ДЭСК) за необоснованное ограничение электроснабжения потребителей.

Сия судебная волокита означает очередной виток конфронтации администрации Махачкалы с энергетиками. Только вот на сей раз мэрия решила «угомонить» энергетиков руками УФАС. В итоге пострадаем мы с вами, потребители.

Это сегодня НАРОД Дагестана обнищал морально и материально настолько, что сплошь и рядом позволяет чиновникам решать за себя всё.(!) Можно не идти на избирательные участки, но ОНИ сделают так, как будто вы сходили и проголосовали. Можно сколько угодно протестовать против кого угодно, но вас никто не услышит.

Но ведь так было не всегда. Ещё каких-то 5–10 лет назад взамен на мандат депутата или главы муниципалитета хоть что-то, но делалось. Кто-то строил мост, кто-то прокладывал дорогу, а кто-то протягивал электро- и газопроводы. За последние 15–20 лет в районах республики подобным образом были проложены десятки километров электрических и газовых сетей. Но дело в том, что абсолютное большинство этих коммуникаций в прямом и переносном смысле остались висеть в воздухе. Кто будет обслуживать проложенные сети, никого не интересовало, да и кому до этого было дело?! Люди довольны тем, что у них есть свет и тепло, хоть и с систематическими перебоями, а чиновники – тем, что развели народ на очередной срок отсидки в коридорах власти.

 

Хозяева «бесхозного»

 

Однако ничто не забывается и не теряется попусту. Лучше всех это усвоили в Махачкале. Кстати, ни для кого не секрет, что между администрацией Махачкалы и МРСК Северного Кавказа, точнее, между Саидом Амировым и Магомедом Каитовым, сложились недружелюбные, даже враждебные отношения. Всё потому, что Махачкала (мэр) не хочет никому и ни за что платить. Конкретно, за транспортировку электроэнергии. А для этого вполне достаточно включить свой, если нужно и силовой, ресурс и подчинить себе (столичной администрации) не только те «бесхозные» сети, о которых мы сказали выше, но и попытаться переподчинить транспортные сети, находящиеся в ФЕДЕРАЛЬНОЙ собственности. Это ли не сепаратизм? Ну и где тогда наши доблестные спецслужбы? О том, почему УФСБ по РД этим не занимается, читайте в прошлом номере «ЧК».

Думается, руководство Махачкалы питает надежду создать ещё и собственную муниципальную службу сбыта энергоресурсов (ОАО «Дагестанская объединённая сетевая компания «ДОСК»). Тогда появится реальная возможность полностью контролировать тарифы за транспортировку электричества и газа. Можно предположить, что вначале эти тарифы будут низкими, а когда сети полностью перейдут в собственность муниципалитета, плату неизбежно повысят. Живые деньги НИ ЗА ЧТО!

 

Сбытовая электроника

 

В ближайшем будущем в наших домах и квартирах будут установлены новые приборы учёта электроэнергии. Обмануть такую технику (прокрутить назад или остановить), безусловно, будет нелегко. Об этом автор статьи беседовал с генеральным директором ОАО «Энергосбыт-1» Исламом Гусейхановым. По его словам, в новые электронные счётчики махачкалинцев будут встроены то ли микрочипы, то ли флешки, которые фиксируют потребление электроэнергии по факту. Никакого обмана и поборов не будет, уверен Гусейханов.

Кстати, руководитель Энергосбыта-1, по крайней мере, пока добивается одного: старается взять под жёсткий контроль своих контролёров. Те, не испытывавшие особого пиетета к абонентам, слегка умерили свой пыл. Хотя тропа, истоптанная прежними контролёрами-хищниками, пока ещё не заросла. И среди нынешних находятся те, кто работает на «лоха». К примеру, к вам могут прийти сотрудники Энергосбыта-1 и с умным видом предложить купить электронный счётчик. Тогда как новые приборы должны устанавливаться совершенно бесплатно. Стоит только им ответить жёстко, они отступают. Но тут же приступают ко второму акту своего спектакля. Не оплатил, например, пару месяцев за потреблённую электроэнергию, можешь забыть про свой счётчик. Никто и не будет проверять его показания. Вместо этого контролёры ссылаются на какое-то мифическое распоряжение Саида Амирова. Никто и никогда это распоряжение в глаза не видел. Его и нет в природе. Есть только скрытый от посторонних глаз норматив, исходя из которого обирают потребителей. Тарифы тоже выводятся из этого самого норматива. Энергетики в сговоре с муниципальными и республиканскими чиновниками лоббируют их в тарифной службе. В стоимость норматива включают что попало, да так, что закладывают в неё около 60% прочих расходов. Короче говоря, сумма берётся от балды. А теперь представьте себе новую систему сбора денег с абонентов. Проходит месяц и в ОАО «Энергосбыт-1» выводят общую сумму собранных с потребителей денег. Ведь деньги, собранные по факту, никак не совпадут с суммой, начисляемой по нормативам городской администрации. К какой хитрости и форме всенародного надувательства прибегнут в недрах столичной администрации?

Более того, нам уже точно никто не расскажет, куда делись деньги, которые махачкалинцы платили за коммунальные услуги в течение более чем десятка лет – сначала в кассу бывшего ГЕРЦа, а потом и реорганизованным сегодня ОАО и МУПам в таком случае?

14 лет (возьмём период правления нынешней администрации) подавляющее большинство населения более чем полумиллионного города исправно платило за коммунальные услуги. Наши платежи должны были обеспечивать не только прибыль муниципальных структур, заработную плату всех их рабочих, пополнение оборотного капитала этих предприятий, но и амортизацию. Именно расходы на амортизацию должны составлять до 40% величины платежей. А это более полутора миллиарда рублей за 14 лет, только из расчёта платежей за водоснабжение. На эти деньги можно было бы решить достаточно много проблем города, который летом просто задыхается от жажды, зимой сидит без тепла и систематически без света.

Кстати, дагестанский УФАС под руководством Курбана Кубасаева никак не реагирует, если речь идёт о нарушениях закона столичным Энергосбытом-1. Да-да, именно нарушениях. Сам Ислам Гусейханов не отрицает, что позволяет себе нарушить закон. В беседе с нами он подтвердил, что запросто может обрубить электропроводку неплательщикам. «Ну и что, что это незаконно? Я буду резать провода. Пусть потом сами подают на нас в суд. Там и разберёмся», – признаётся Гусейханов. Ну как, Курбан Магомедович? Слабо сказать фас УФАС в таком случае?

Впрочем, падкие на деньги населения сотрудники Энергосбыта-1 всё ещё продолжают работать в тёплых кабинетах. В момент вёрстки номера в редакцию позвонил житель посёлка Кяхулай Арслан. И вот что он рассказал: «Ко мне неделю назад пришли контролёры Энергосбыта-1 и сказали, что мой счётчик устарел хотя он исправно работал. Посоветовали поменять. В тот же день я пошёл к ним и купил за 4300 рублей новый электронный счётчик. Ещё 1500 оплатил им же за установку. После этого мне сказали, что его не регистрируют, пока не отнесу на проверку в госстандарт. Там с меня взяли ещё 800 рублей и вынесли заключение, что нет пломбы. Теперь Энергосбыт-1 требует с меня 300 тысяч рублей якобы за неучтённую электроэнергию, хотя у меня есть все квитанции и чеки об оплате. А деньги с меня требуют какие-то Маврат и Райдин с 35 кабинета».

Да, электронные счётчики, конечно, подлежат опломбировке. Но этим, согласно ФЗ № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должна заниматься энергосбытовая организация, которой вы платите деньги.

А получается, плевали они на закон. Ведь администрация Махачкалы судорожно пытается рассчитаться с огромными долгами. Опять-таки за счёт потребителей.

 

Домуправы без штанов

 

Среди всего этого выделяются, видимо, доживающие свой век управляющие организации (УО). Они же бывшие ЖЭУ или, в народе, домоуправления. А нынче ОАО. Всё, что можно было забрать у них, администрация города уже забрала.

Осталось только выбивать у населения денег за абсолютно непроводимое в домах техобслуживание. Дошло до того, что большинство подобных ОАО открыли дополнительный штат юриста. Они тем и занимаются, что выискивают и вылавливают жильцов домов и предъявляют им квитанции о погашении долга за техобслуживание. Ну и слесари по мелочовке, кому кран закрутят, а кому канализацию прочистят.

УО № 7, что в районе Узбекгородка. Как обычно, в 8 утра собирается весь нехитрый персонал, что-то друг другу рассказывают и всё. Больше их за целый день никто не видит. Кроме, конечно, «требовательного» юриста. Слесари «квасят» в своих каморках, а директор… Магомедтагир Магомедов, слывущий строгим и одновременно деловым человеком, в реальности никого и ничего из себя не представляет. Стоит, запинается, заикается и всё такое. В общем, вместе с коллективом доживает последние, может быть, месяцы относительного благополучия. Пока люди не перестанут платить за неоказываемое техническое обслуживание. Перестанут платить – все городские домоуправления останутся без штанов. А их с них стягивает опять же городская администрация.

 

Новые швы

на гнилых венах

 

Не менее опасны следствия уплотнения Махачкалы. Город семимильными шагами раздувается и рано или поздно развалится. Все многочисленные новостройки последних лет сажаются на старые коммунальные сети, тем самым снижая производительность существующих. Чтобы привести все коммунальные сети города в порядок, потребуется от 30 до 35 млрд рублей. А построить новые, расширить имеющуюся сеть и довести её с запасом до нужд миллионного города, что предвкушают власти столицы, потребуется гораздо больше денег. Кто и откуда их возьмёт?

А кому интересно, сколько, например, по нормативу необходимо солнечного света тому или иному дому? Кого в Махачкале волнует, что из-­за безграмотно возведённой высотки жильцы соседних домов всю оставшуюся жизнь будут жить при постоянных сквозняках? Пример – железобетонная громада, на волне дикого строительного бума вбитая молотом на территории столичной школы № 22 в Узбекгородке.

 

Вместо эпилога

 

Если судить по последним инициативам президента Дмитрия Медведева, в ближайшем будущем чиновникам придётся несладко.

О том, что их могут увольнять из-за утраты доверия, президент говорил в рамках петербургского Экономического форума в июне этого года. «Слова о том, что коррупция душит Россию, звучат постоянно. И так же постоянно и неумолимо должна сжиматься удавка на шее коррупции», – заявлял президент. Однако глава государства решил не останавливаться на этом.

Основанием для увольнения нечистых на руку чиновников (главы регионов, муниципалитетов) могут служить данные, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, даже если они оформлены таким образом, что не могут быть использованы для уголовного преследования.

Так что последовать примеру отстранённого от власти московского мэра Юрия Лужкова вполне смогут и дагестанские чиновники. В первую очередь, мэры, подставляющие главу республики.  

Номер газеты