[ Замыленным путём?.. ]

Пройдёт ещё месяц, полгода, год… Неважно, сколько времени, но электорат в нашей, аграрной вроде бы, республике будет и дальше протестовать. При любой власти. Пока от неё (власти) не отстранят привыкшее к шантажу и воровству коррумпированное чиновничье большинство, при котором людям нечего терять. Потому что у них ничего и нет.

Прошедший на минувшей неделе в Каякентском районе митинг (см. прошлый номер «ЧК») за расформирование Государственных унитарных предприятий (ГУП) явил собой лишь предтечу более масштабного явления.

Дагестану нельзя помогать. Это я обращаюсь к федеральному центру. Дагестан нужно оставить один на один с природой. Вернее – с землёй. Хотите жить – живите. Хотите высокой производительности труда, зелёных, ухоженных садов, виноградников, полей… да чего угодно – так провозгласите: «Ни копейки конкурирующим предприятиям и организациям!». Иначе кто будет трудиться на полях Родины, если можно присосаться к федеральным субсидиям и жить за чужой счёт?.. Кстати, не все хотят так жить, например, труженики большинства сёл Каякентского и Карабудахкентского районов.

 

Лунные пейзажи

 

Каякентский – удивительный район. Нехилый такой. И в отношении людей (трудяг) его населяющих, и земельно­ресурсного потенциала. А земля ждёт именно таких – умных и расторопных. Ждёт, но в ближайшее время вряд ли дождётся. За восемью ГУПами в районе закреплены 18,8 тысяч га земель. Конечно же, глава района Ильмутдин Гамзаев (безусловно, хозяйственник, человек со своей производственной хваткой), идя на выборы, хотел, наверное, (глупо не хотеть) сделать район успешным и привлекательным для инвестиций. Но его видение перспектив развития никак не легло параллельно людскому. В частности, в вопросе, связанном с ГУПами. Да уж… едешь по дороге, ведущей в Каранайаул, а с двух сторон виноградники. Только с одной стороны угодья ГУП «Чкаловский», с другой – частные владения. Те, что принадлежат государству, в таком состоянии, что кажется, на этой земле людей побывало меньше, чем на луне. Не то что плантации напротив. В порядке сравнения. С одного гектара виноградника частник получает в среднем от 350 до 400 центнеров ягод, а с ГУПовского гектара с трудом выжимают максимум 60.

«Они нас просто не понимают, или не хотят понять. Мы уже дошли до того, что пойдём на всё что угодно», – отреагировал один из жителей села Каранайаул, имея в виду руководство не только района, но и комитета «Дагвино» и Минимущества РД. Цена вопроса – не одна сотня млн рублей, «гуляющих» по карманам чиновников. Каранайаульская земля в низине между Избербашем и селом Первомайским (150 га) – лакомый кусочек для многих муниципальных и государственных чиновников. Одна сотка здесь стоит от 150 до 200 тысяч рублей. Пораскиньте, сколько можно извлечь выгоды от разбивки и продажи такой привлекательной земли? Например, той, что примыкает к южному въезду в Избербаш. В 2004­м от каранайаульской землицы отъели 36 га (в сегодняшних ценах около полумиллиарда рублей); в 2009, восстановив, казалось бы, сомнительную справедливость и вернув землю в сельхозоборот, тут же делят её на участки и распродают (не менее 600 млн руб.). А на очереди – ещё около 150 га самых лучших земель района! Если разделить 36 гектаров на участки 4,5 соток (именно так и было в 2004 году) плюс небольшие лоскутки под внутрипоселковые дороги, то получится 720 участков. Каждый стоил тогда не меньше 250 тысяч рублей. Семьсот двадцать участков потянули на 165 миллионов рублей!

 

Немецкий клин

 

Ещё в 2008 году прежний глава района Нариман Абдуразаков издал очередное издевательское для людей постановление об изъятии 50 га земли у ГУП «Чкаловский». Но смотрите, что происходит с этими пятьюдесятью гектарами дальше. По иску Минимущества РД постановление Абдуразакова отменяется, и земли возвращаются в ведение ГУП «Чкаловский» (по сути, в Комитет «Дагвино»). Но не для возделывания винограда, а опять же для… перепродажи под строительство домов. Не местным жителям, а избербашцам. Сегодня на том, как бы возвращённом в сельскохозяйственный оборот, участке идёт строительство более пятидесяти домов. Так для чего же тогда нужна была вся эта «катавасия» с отбором земли у одних и возвращением её другим? Если заняться привычными уже расчётами – сколько «забота о бездомных» принесёт инициаторам волокиты – цена вопроса окажется равной более 600 млн рублей! (Нарезать 50 га на участки в 4,5 соток с дорогами и продать по цене 140 тыс./сотка.)

Банально думать, что главы муниципалитетов так уж предприимчивы. Большинство из них ничего и никого из себя не представляет. Ни ума, ни уж тем более совести.

В 2006 г. в федеральное законодательство были внесены изменения (ФЗ РФ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ от 17 апреля 2006 г. N 53 ФЗ. – «ЧК»), согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передано главам районных администраций. Раньше этими полномочиями были наделены главы сельсоветов. Видя эту законодательную брешь, главы районов, вкупе с республиканскими чиновниками, c целью продления своих полномочий по распределению земель вот уже несколько лет подряд преднамеренно не проводят разграничение земель в нескольких районах Дагестана. Благодаря этому главы МО требуют у сельчан за участок под индивидуальное строительство жилья от 20 до 50 тысяч рублей, хотя сельсоветы эти земли десятилетиями раздавали бесплатно.

В ближайшее время к протестному электорату Каякента примкнёт и часть сёл Карабудахкентского района. И тут, куда ни кинь – всё равно земельный клин. Раскромсанное и распроданное морское побережье и другие аферы, вроде нашумевшей немецкодеревенской, отбили половину из 5 тысяч га земель Аллубийаула. «Помните, сколько нас было на митинге в Карабудахкенте? (26 декабря прошлого года – «ЧК»). Дальше будем собирать в пять, десять раз больше людей. Пусть попробуют потом не решить вопрос. Потом посмотрим, куда они свои гупы денут», – пригрозил один из местных активистов.

И, как подтверждение земельной чехарды, вчера сотрудники департамента экономической безопасности МВД РФ по СКФО задержали по подозрению в получении взятки в 10 млн рублей главу администрации Карабудахкентского района Абилея Ильясова и его заместителя. Деньги были изъяты из рабочего сейфа чиновника.

По словам нашего собеседника с места, Ильясов, грубо говоря, подставился. «Он подписывал документы и бумаги, не задумываясь о последствиях. Хотя подобным образом мог попасться и глава МО Капур Исаев. Но он всё делает очень осторожно, сам не подставляется», – добавил наш инсайдер.

 

Комментарий «ЧК»

Президенту республики пока не до эксцессов. Впереди выборы президента страны. Безусловно, сложный путь. Но ведь тут, в «подбрюшье» происходят дела, на которые вряд ли стоит смотреть туманным, замыленным взглядом. Пусть даже эти дела внеочередные и спонтанные. Но оттого небезопасные. В прямом и переносном смысле. Президент президентом, а оппонентам вход никто не заказывал. Лучше не давать им шанса. Время­то (3 года) пролетит стремительно… 

Номер газеты