[ Закон есть Закон ]

Чем ознаменовался прошедший год для всех дагестанцев? Политическую и социально-экономическую обстановку в республике в наступившем году cформировали в основном два фактора – принятие бюджета и отставка Председателя Госсовета РД Магомедали Магомедова.

В свете новых политических реалий возникает вопрос: удастся ли новому руководству Дагестана в условиях провального сбора налогов и сокращения дотаций из Москвы разработать такую программу, которая позволила бы в короткие сроки вывести Дагестан из болота отсутствия эффективного управления и повальной коррупции? НЭПу в Дагестане быть!

При формировании республиканского бюджета и обсуждении экономической программы сломано много копий. Однако практически никто не упоминает одну важную деталь: кто те люди, или, говоря научным языком, трудовой потенциал, который, как локомотив, вывезет дагестанскую экономику, застрявшую где-то на запасных путях?

Вряд ли те чиновники, что десятилетиями перекладывали бумаги в уютных кабинетах, способны предложить новые кардинальные идеи для совершения существенного рывка вперёд. Тогда кто же? Может быть, дагестанская наука в состоянии разработать интересную модель экономического процветания Дагестана? Несомненно, в рядах учёных есть молодые, амбициозные люди, полные невостребованных идей, но они не в силах пробить стену закостенелости, «фундаментализма» и консерватизма. Кто-нибудь из вас слышал о современных разработках дагестанских учёных-экономистов, претворённых на практике? То-то же.

Но выход всё-таки должен быть. Дагестану нужен свой «план Маршалла», позволяющий в короткие сроки и за меньшие деньги, нежели те, которые каждый год бесцельно утекают по речкам и ручейкам статей республиканского бюджета, вывести нашу республику в число лидеров.

Напомним, что 5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл представил «Программу восстановления Европы». План предусматривал восстановление Европы, а также некоторых стран Азии после разрушений, причинённых Второй мировой войной.

Причём американцы отказались от дорогостоящей идеи непосредственного финансирования восстанавливаемых промышленных объектов. Согласно специальной программе помощи, более 25 тысяч жителей Западной Европы, а также несколько тысяч японцев, корейцев и тайваньцев, были приглашены в США на бизнес-стажировки на срок до полутора-двух месяцев. Они знакомились с последними американскими разработками в области науки и техники, обучались менеджменту и маркетингу. Полученные знания внедрялись ими на своих предприятиях по возвращении домой. Затем в такие фирмы американцами вкладывались целевые инвестиции, в том числе в виде оборудования, получаемого в лизинг, и современных технологий.

Успех программы превзошёл все ожидания. Казалось, безнадёжно разрушенные отрасли в короткие сроки были восстановлены и начали давать конкурентоспособную продукцию. Ещё один немаловажный факт – собственно на техническую помощь было потрачено всего 1,5 % бюджета, предназначенного для реализации плана Маршалла, так как Программа по своему замыслу не подразумевала простую денежную подачку. Это был своеобразный «психологический подарок», позволивший жителям государств – участников программы определить свои цели и задачи и далее развиваться самостоятельно. Откуда дровишки?

Кто сказал, что подобную практику нельзя апробировать в Дагестане? Подсчитаем, во сколько это обойдётся. На первом этапе нам достаточно около 2,5 тысяч специалистов, прошедших обучение в бизнес-школах и в компаниях Западной Европы, США и Японии, в том числе и на передовых российских предприятиях. Если взять за отсчёт, как в старые советские времена, «пятилетку», то каждый год необходимо готовить примерно по 500 человек. Это обойдётся где-то в $ 2 тыс. на каждого человека, или $ 1 млн (около 30 млн рублей) в год, итого за 5 лет – 150 млн рублей, или всего лишь малую часть республиканского бюджета, составляющего 23 млрд рублей. Расчёты приведены усреднённые – сейчас множество зарубежных стран за свой счёт принимают на стажировки российских специалистов, и на практике цены могут оказаться намного ниже. В России уже несколько лет успешно работает Президентская программа подготовки управленческих кадров, программа TACIS (в переводе – техническая помощь странам СНГ) и многие другие, где часть средств, предназначенных для оплаты обучения, берёт на себя федеральный бюджет.

Но есть одно «но»: если подобные планы отдать на откуп республиканским властям, то это начинание, впрочем, как и все остальные, постепенно отомрёт в кабинетах дагестанских чиновников. Нужна специальная федеральная программа социально-экономического возрождения Дагестана.

Где же взять деньги? К примеру, часть тех дотаций, которые регулярно перечисляет Центр Дагестану, можно было бы пускать не на откорм чиновников, а напрямую инвестировать в подготовку специалистов и финансировать приоритетные направления экономики при условии жёсткого финансового контроля. В рамках этого логичным будет смотреться закрытие бесполезных министерств и ведомств. К примеру, на содержание Минпромнауки и Министерства транспорта, дорожного хозяйства и телекоммуникационных систем в бюджете заложено около 13 млн рублей. На эти деньги можно подготовить более двухсот настоящих специалистов, которые покажут, какая должна быть промышленность, наука, не говоря о телекоммуникационных системах. Даже половины бюджета Минсельхозпрода РД, который составляет более 80 млн рублей, с лихвой хватит на подготовку обучения более 600 человек, которые с успехом заменят весь нынешний штат ведомства. Наши приоритеты

За счёт каких отраслей Дагестан может совершить экономический рывок? Приоритетными для республики остаются электроэнергетика, транспортная сфера, ТЭК, строительство, виноградарство и виноделие, пищевая промышленность. Немного остано- вимся на перспективах развития некоторых из них. Реформа энергетики, начавшаяся сверху, затронула и местных «тяжеловесов». В 2005 году эпоха «Дагэнерго» времён Гамзатова сош- ла на нет, вместо прежнего гиганта образовались несколько самостоятельных компаний. Не исключено, что в ближайшем будущем может наступить передел рынка электроэнергетики республики.

Велика вероятность того, что рынок начнут осваивать новые компании, которые, видя неэффективность «гигантомании», начнут повсеместное строительство малых ГЭС, а также осваивать так называемую «нетрадиционную» энергетику. По оценкам специалистов, не используемые в настоящее время в промышленных масштабах ветровые и солнечные энергоносители обладают потенциалом, который на порядок превосходит природные возможности гидроэнергетических ресурсов.

Наиболее эффективным способом развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности станет, скорее всего, создание агрохолдинговых компаний, которые объединят производителей, переработчиков и возьмут на себя сбытовые функции. Пока в сельском хозяйстве практически не используются последние разработки в области селекции, генетики, орошения, хранения и переработки сельхозпродуктов, а выращенная продукция не может быть достойно представлена на российском рынке из-за отсутствия современных упаковочных материалов.

Геополитическое и географическое положение Дагестана ставит задачи по развитию эффективной транспортной системы. И здесь будут востребованы специалисты по логистике – науке, которая включает в себя теорию и практику управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Комментарий «ЧК»

Кто-нибудь задумывался над вопросом, достаточны ли те знания, которые получают более 75 тысяч дагестанских студентов для работы в новых экономических условиях?

Нам нужны специалисты, обученные не доморощенными «книжными» отечественными профессорами, а профессионалами, которые на практике добились выдающихся результатов.

После вступления в должность президента Дагестана Муху Алиев, говоря о перспективах развития республики, в частности, сказал о необходимости административной реформы: «Мы давно должны были её начать, но по разным обстоятельствам этого не делали. Мы должны разобраться со структурой и системой органов исполнительной власти. У нас есть много проблем по её организации, поскольку некоторые органы выполняют дублирующие функции. Сегодня наша система управления, по моему глубокому убеждению, является одним из самых серьёзных, если не главным тормозом в раскрытии того потенциала, которым располагает Дагестан».

Упомянул Муху Гимбатович и о трудовом потенциале: «Одна из главных задач – это обновление, омоложение кадров. Десятки лет одни и те же люди занимают различные должности. Претензий к ним у меня нет, если они работают, идут в ногу со временем. Вместе с тем в республике много молодых, талантливых людей, которым надо открыть дорогу. Это люди, имеющие нестандартный подход в решении вопросов, и моё мнение, что они необходимы Дагестану».

Посмотрим, насколько слова у нового руководства не будут расходиться с делом.

Ведь никто не будет отрицать, что управлять новой экономикой должны новые люди, не обременённые наследием «периода первоначального накопления капитала», который в республике почему-то превратился в целую эпоху. ]§[

Номер газеты