[ За кадром ]

Тимур Магомаев, рассуждает в колонке о том, что стратегически правильно было бы дать президенту полноправно исполнить роль «бархатного революционера», открывающего дорогу лидерам другой формации. А Артур Мамаев, на соседней полосе пишет о том, что вертикаль власти разлагает структуру власти: раздутый в полномочиях и не справляющийся с ними центр и дистрофичные субъектная власть и местное самоуправление.

Обратите внимание, как много говорят о необходимости системной кадровой политики и какая при этом чехарда с кадрами на всех уровнях власти России. Газета «КоммерсантЪ» за последние три недели выдаёт уже третий материал по скандалам вокруг назначений в нашей республике. Сначала это было назначение Магомедгусена Насрутдинова (см. интервью на 1, 6–7стр.), теперь Владимира Радченко уже в одно из приоритетных для президента Дагестана ведомств, который в качестве важнейшей задачи обозначил рост собираемости налогов и снижение дотационности. Инцидент с назначением (или неназначением?) «варяга» Радченко на должность главы местного УФНС – один из многих в цепи действий или бездействий на федеральном уровне, ослабляющих глав субъектов, в частности главы республики безотносительно персоны этого главы.
Согласно информации «Коммерсанта» власти Дагестана против назначения руководителем территориального управления налоговой службы человека со стороны. Как пишет газета, «кандидатуру Владимира Радченко в течение нескольких месяцев пытались согласовать с администрацией президента республики Муху Алиева. Однако там высказались против назначенца со стороны. Тогда в ФНС решили вначале назначить господина Радченко начальником одного из отделов, а затем тут же возложить на него обязанности и. о. руководителя республиканского управления. Однако вышло по-другому».
О самом Радченко известно мало. В октябре 2004-го он был назначен руководителем налоговой службы Карачаево-Черкесии. Меньше чем через год Радченко был переведён с этой должности в Москву, где  возглавил Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4. Публично перевод обосновывался тем, что смены главы местного УФНС добивался президент Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев на основании того, что «в республиканский бюджет собирается мало денег». В этой же связи упоминался и «Домбайский оффшор». Несмотря на скандальный характер перехода, Радченко доверили не менее ответственный пост на федеральном уровне: МРИ № 4 отвечает за сбор налогов с энергетических гигантов России. Интересно, что узнать что-то больше о карьерной лестнице Радченко не удалось. В Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 нам заявили, что он уже давно не руководит этим подразделением налоговой службы. Противоречивы и данные о назначении Радченко в УФНС по Дагестану. То ли его назначили и. о., то ли полноправным руководителем, то ли намеревались в качестве трамплина ввести в УФНС по Дагестану в качестве начальника одного из отделов.
Формально назначение в территориальные управления федеральных ведомств должно проходить по согласованию с главой субъекта федерации. К тому же руководство России устами вице-премьера – министра регионального развития Дмитрия Козака уже заявляло о раздутости штата федеральных структур на местах и о необходимости пересмотреть подчинение части из них в пользу субъектов федерации.
Это по форме. По существу кадровый вопрос, который острее всего нуждается в системном подходе (см. в связи с этим интервью начальника Махачкалинского отделения СКДЖ ОАО «РЖД» Гази Газиева в «ЧК» № 1–2 от 09.01.09 г. – Прим. ред.), наоборот, сводится к придворной интриге. Вся эта чехарда вокруг таких назначений говорит об отсутствии конкретных критериев, определяющих эти назначения.
Вот уже почти три месяца, то есть практически квартал, УФНС РД живёт без назначенного руководителя.
С 17 ноября, после того как прежний руководитель федерального подразделения Назим Апаев написал заявление об уходе с занимаемой должности, налоговая инспекция остаётся без руководителя. Скорее всего, кандидатуру главы ведомства наряду с прочими и решал президент РД в ходе командировки в Москву, в частности в ходе встречи две недели назад с руководителем администрации президента России Нарышкиным. Но, как показала жизнь, вопрос остался нерешённым…
УФНС РФ по РД играет одну из ключевых ролей в проводимой Муху Алиевым политике. Именно в повышении налоговых сборов президент видит возможность снижения дотационности региона. За три года президентства Муху Алиева собираемость налогов выросла раза в три в абсолютном выражении. На следующий год запланировано налоговых поступлений более чем 14 млрд рублей. По нашим данным, у Алиева была кандидатура на этот пост – начальник межрайонного УФНС по Дербенту и Дербентскому району Рамазан Рамазанов, но, видимо, Алиев не смог пролоббировать его в правительстве РФ. Что, похоже, удалось сделать другому кругу влиятельных персон, близких к Кремлю и имеющих непосредственный интерес в Дагестане.
P. S. Вчера президент Дагестана Муху Алиев вылетел в Москву. Возможно, для решения этого вопроса и предотвращения подобных в будущем.
Номер газеты