[ «Я буду как солдат!» ]

Гаджи Махачев – «Черновику» Не только журналистов, но и общественность Дагестана интересует, повлияла ли смена власти в республике на настроения главных оппозиционеров РД. На тех, кого принято было называть «Северным альянсом» и чьи голоса звучали вразрез с общепринятыми сказками «о цветущем Дагестане» и его «мудрых руководителях». В одном из номеров мы публиковали интервью с Сагидом Муртазалиевым. В этом номере предлагаем интервью с Гаджи Махачевым. Вопросы, в принципе, те же.

– Гаджи Нухиевич, много слухов по поводу не состоявшегося на вас покушения. Кто за ним стоит? Можете ли раскрыть какие-либо детали?

– Покушение на меня заказано и подготовлено дагестанцами. Кто заказывает покушения – всему Дагестану известно. Я просто не могу называть фамилий, кто конкретно стоит за этим делом. Отмечу лишь, что к покушению причастен один из руководителей республиканского значения совместно с начальником одной из федеральных служб по РД. Я давал расписку ФСБ пока не разглашать детали следствия. – Как вы относитесь к новому президенту РД?

– Я очень, очень хорошо к нему отношусь. Я хорошо отношусь к самому факту смены власти в Дагестане.

Тем более к тому, что депутаты нашего парламента избрали Муху Гимбатовича. Ни один человек не может сказать, что он состоит в каком-то клане, замешан в каких-то финансовых махинациях, либо занимался ещё чем-либо незаконным. У Муху Гимбатовича один-единственный недостаток – он интеллигентный человек. В дагестанских условиях нормальному, интеллигентному человеку будет очень трудно работать. Ему придётся перестраивать исполнительную власть, придётся формировать собственную «зубастую» команду, чтобы, опираясь на неё, наводить в республике порядок. Я уверен, что так оно и будет. У меня есть надежда. Я думаю, такая надежда есть и у всего дагестанского народа. – Вы будете его поддерживать?

– Я буду как простой солдат. Я ответственно заявляю: мне ничего не надо! Ни с одной просьбой я не собираюсь идти к Муху Гимбатовичу. Я готов, как солдат, работать и выполнять поставленную нашим президентом задачу, чтобы навести, в конце концов, в республике порядок. Чтобы поганой метлой вымести всю дагестанскую грязь в Каспийское море. Чтобы Дагестан вновь обрёл свой исторический облик. Чтобы такие понятия, как яхI, намус, менталитет, традиции, обычаи, не были простыми словами. Чтобы, как раньше, мы гордились словом «дагестанец». Вот ради этого я готов работать, как рядовой солдат. И таких, которые готовы работать ради будущего Дагестана, здесь тысячи. Дети Аллаха

– Как вы считаете, в связи с избранием Магомедсалама Магомедова спикером парламента Магомедали Магомедов сохранил свои позиции в республике?

– Я думаю, кроме президента РД, ни один вопрос никто решать не будет – это первое. Второе: речь шла о выборе депутатов. Кстати, избрание Магомедсалама Магомедова произошло вопреки желанию Саида Амирова, который в тот же момент собрал депутатов и собирался устроить какую-то оппозицию. – Новый премьер Шамиль Зайналов, насколько я знаю, человек из команды Магомедали Магомедова..

– А что, Магомедали Магомедович враг, что ли, дагестанскому народу? – Ну, был одно время…

– В одно время, может, и у меня было к нему много вопросов. Но в то же время Магомедали Магомедовичу я также многим обязан. Он тоже сыграл определённую роль в моей политической карьере, помог мне стать политиком. Что он – враг дагестанского народа? Нет. В самую тяжёлую минуту Магомедали Магомедович гибко, вместе с дагестанским народом, вместе с нашими аксакалами, джамаатами вывел республику из кризиса. Мы же вышли тогда практически без потерь, не устроили здесь вторую Чечню. Вот за это надо отдать должное Магомедали Магомедовичу. Что тут его ругать? Магомедали Магомедович не враг нам, поэтому очень хорошо, что Шамиль Зайналов из его команды, значит, подготовленный человек возглавит кабинет министров.

Команда должна быть одна. Мы избрали президента, вот теперь мы все должны быть в одной команде: и даргинцы, и аварцы, и лакцы, и русские, и все народы Дагестана – должны объединиться вокруг нашего президента, подставить ему плечо и дать возможность навести порядок в республике..

А если мы сейчас будем делить людей по мастям: это человек Магомедали Магомедова, этот Муху Алиева, этот Амирова, а этот Махачева человек – у нас опять будет бардак.

У нас нет ничьих людей. Мы – дети Аллаха! У нас есть тот, кого мы избрали лидером. И все нормальные, здоровые силы должны вокруг этого лидера объединиться. А нездоровые силы мы должны посадить в правовые рамки. – На ваш взгляд, Шамиль Зайналов обладает необходимым опытом хозяйственной деятельности?

– Почему нет? Шамиль Зайналов – это хороший, порядочный, интеллигентный парень... Он был и производственником, он был и мэром города. У него огромная политическая школа. Он в Совете Федерации уже второй срок. Кого вы видите лучше? И уверяю вас: он не поставлен только потому, что он кумык… Вообще, от этих так называемых «национальных квот» отходить надо. Нет ни кумыкских, ни аварских, ни даргинских мест. Есть президент РД, председатель парламента РД, председатель Правительства РД. Всё. Достойных надо выбирать, компетентных людей надо назначать на конкурсной основе.. Генералы будущего

– Каким вы видите новый кабинет министров? Сколько должно быть министерств?

– Моё мнение – на 50% надо сократить кабинет министров. И вообще, дагестанскую чиновничью команду надо сократить на 50%. Должно быть два вице-премьера, из них один первый. В каждом министерстве должно быть по два зама. А то у нас в каждом министерстве по восемь замов. Разве это нормально? Для чего кормить такую ораву дармоедов? Никто ничего не делает. Сидят в кабинетах, чаи гоняют и пасьянс на компьютерах раскладывают. Надо потихоньку также провести чистку в правоохранительных органах. На конкурсной основе набрать молодых специалистов. ГАИ в первую очередь надо реформировать. Зачем столько гаишников для Дагестана? Можно прекрасно обойтись и без них. Лучше установить на основных транспортных магистралях камеры видеонаблюдения. Достаточно будет несколько человек, которые, сидя за пультом, будут фиксировать любые нарушения. Это и обойдётся дешевле. К тому же это будет надёжнее, чем недобросовестные сотрудники, которые за сто рублей закрывают глаза на любые нарушения – хоть атомную бомбу в багажнике провози. – Накануне избрания первого президента РД вы в составе делегации, в которой, если не ошибаюсь, были и Сайгидпаша Умаханов, и Сагид Муртазалиев, встречались с Муху Алиевым. Были ли в ходе этой встречи достигнуты какие-либо договорённости?

– Никаких договорённостей не было. Заявляю: никаких обязательств у Муху Гимбатовича ни перед кем нет! Ни одному человеку в республике Муху Алиев ничем не обязан! Ни мне, ни Магомедали Магомедовичу… никому. Его Москва заранее предупреждала: «Мы вас имеем в виду». И всё. Его назначили, о чём можно договариваться, ну скажите? – Ходят слухи, что вы хотите выдвинуть свою кандидатуру на пост главы администрации Кизилюртовского района. Насколько это соответствует действительности?

– Это не соответствует действительности. В одно время у меня было желание возглавить одно из муниципальных образований и сделать его образцово-показательным, то есть показать, как надо наводить порядок в отдельно взятом районе.

На те деньги, которые сегодня выделяются на районы и города республики, уверяю вас, можно сделать очень много хорошего и полезного для народа.

Главное – не воруй, второе – назначай на ответственные должности грамотных, компетентных людей с чистыми руками. А что мы видим: один глава администрации «заказывает» другого главу, один министр «заказывает» другого. Вместо созидательной работы у нас сплошные разборки. Мне бывает смешно, когда говорят о проблеме терроризма, ваххабизма в республике. «Терроризм» и «ваххабизм» сидят у власти. Народ у нас не думает, чтобы убивать или взрывать кого-либо. Он думает, как прокормить свою семью, своих детей. Назовите любой горный район, где вы там видели терроризм? Табасаранский район возьмём – где там заказные убийства? Давайте возьмём Цахурский район – и там не слышно взрывов. Гумбетовский, Дахадаевский, Цунтинский районы – где там теракты? Потому что там живут настоящие дагестанцы, горцы, которые сохранили чистоту души. А вся грязь тут вот, в Махачкале. – Как вы считаете, кто сменит через четыре года Муху Алиева на посту президента Дагестана. Всё-таки ему сейчас 65 лет…

– Ни в коем случае. У нас должна быть традиция. Муху Гимбатович должен быть президентом до 75 лет. Как и Магомедали Магомедович. Когда Муху Алиеву будет идти 76-й год, он назовёт своего преемника и передаст ему полномочия главы республики.

Если один человек может 75 лет работать, то почему Муху Гимбатович не может? Вы меня оскорбляете. Неужели такой недолгожитель Муху Алиев? Я тоже хочу, чтобы аварец был у власти до 75 лет. – Но есть другие, отличные от вашей точки зрения… Многие считают, что у Магомедсалама Магомедова есть все шансы через 4 года возглавить Дагестан. Насколько это реально?

– Я не Нострадамус, не могу сказать, что будет через 4 года. Могу сказать только одно: Муху Алиев должен быть президентом два срока. За четыре года он ничего не сделает. За это время он только сможет разобраться во всём и придать экономике и политике республики определённое направление, то есть заложить маленький фундамент своего проекта. А вот во второй срок он уже будет доводить свой проект под крышу. И ничего плохого нет, если Магомедсалам или какой-нибудь другой молодой политик или экономист станет главой Дагестана. Республика должна опираться на молодёжь. Ничего плохого нет, если сегодня молодые ребята будут стремиться к власти. Какой солдат не мечтает стать генералом? Но, повторяю, не будем загадывать. ]§[

Номер газеты