[ Выборы. Кто будет считать? ]

Вот уже две недели, наблюдая за ходом предвыборных дебатов, ловишь себя на мысли, что эта информация не для избирателей, а для специалистов в области психиатрии. Остается ощущение, что сами выступающие и агитирующие тоже понимают, что выглядят не очень-то… Но чего не сделаешь ради голосов избирателей? Место в Государственной Думе стоит того, чтобы пережить это нелепое действо.

Но это все необходимо там, где можно быть уверенным, что подсчет голосов не будет сфальсифицирован. Если предположить, что где-то, в каком-то регионе возможна фальсификация результатов выборов, то для чего тратить огромные материальные и моральные усилия, не будучи уверенным в получении реального результата?

А как вы думаете, возможна ли фальсификация результатов выборов в Дагестане? Не знаю, как остальные, а я уверен в том, что они (результаты) корректировались всегда. Иногда — немного, иногда — явно. Чаще всего корректировке подвергаются результаты выборов по партийным спискам. Причина в том, что кандидаты-одномандатники в пределах своего избирательного округа могут организовать контроль за подсчетом голосов, и любая попытка махинаций с результатами голосования может спровоцировать скандалы и разбирательства, которые никому не выгодны. А вот за результатами выборов по партийным спискам, как это ни странно, следить некому. Местные региональные отделения, не считая КПРФ и очередную партию власти, развиты слабо и никакого реального авторитета в республике не имеют, необходимыми рычагами для контроля не владеют. Поэтому в этом вопросе для «корректировщиков» результатов «свободного волеизъявления народа» — полный простор. В общем, (это мое личное мнение) и в 93-м, и в 95-м, и в 99-м гг. в Дагестане имела место фальсификация результатов выборов по партийным спискам. Да и предстоящие выборы в этом смысле мало чем будут отличаться от предыдущих. «План» Дагестану сверху уже спущен и, по словам очень осведомленного товарища С. Решульского, таков: «Единство» — 40-50%, КПРФ — 20-25%, «Народная партия» — 7-8%, остальным — от 3 до 0,5% голосов. Доказать это, к сожалению, невозможно, но не это сейчас главное.

Я вот о чем. Огромная масса людей в республике и за ее пределами так или иначе использует обнародованные результаты как факт, как мерило предпочтений дагестанского народа. Ну, ладно, кто-то за пределами Дагестана, может быть, и не подозревает откуда берутся эти результаты, им простительно, они люди наивные и принимают эти цифры всерьез. Но как понять огромное количество журналистов, социологов, политологов, различных государственных чиновников, представителей различных партий и движений, которые анализируют, обсуждают, принимают во внимание все эти нереальные цифры. И все это с важным видом, вполне серьезно. Вот, где клиника...

Неужели многочисленным представителям различных партий и блоков не интересно, как на самом деле голосуют дагестанцы?

Согласитесь, что это интересно и полезно для более качественного осознания социума, в котором мы с вами обитаем. Вот например, федеральный штаб СПС решил сосредоточить материальные и людские ресурсы на организацию выборов только в 59 регионах РФ и Дагестан не попал в их число. В центре люди информированные, они понимают бессмысленность предвыборной агитационной работы. Использовать административный ресурс, видимо, не представляется возможным в связи с его полной мобилизацией со стороны партии власти. Но ведь количество голосующих из-за этого у СПС не должно исчезнуть. У СПС и Яблока очень стойкий электорат, они голосуют не за пряники и подарки, а по своим убеждениям.

Так вот, либо мы будем и дальше с умным видом изучать предложенные нам для пользования цифры, находить в них какие-то закономерности, тенденции, вычислять рост и прирост по сравнению с прошлыми выборами. Либо…

Существует альтернативная система определения результатов голосования граждан — так называемый «экзит-пул». Источник достоверной информации — уже проголосовавшие граждане. Это те, кому не трудно после голосования сказать, за кого они проголосовали. И если количество этих честных и добрых товарищей от общего объема голосующих на участке составит от 10 до 20%, то этого уже достаточно для подведения хотя бы приблизительных, но уже точно не сфальсифицированных результатов голосования.

Мы, редакция газеты «Черновик», обращаемся с предложением ко всем, кто может и хочет принять участие в этом своеобразном социологическом опросе. Давайте попробуем хотя бы на трех-четырех участках провести этот самый «экзит-пул». Вот и проверим — сколько человек реально проголосовало за эти партии, а сколько голосов «нарисуют». ]§[

Номер газеты