[ Выбирать – не назначать ]

8 сентября 2010 года заканчивается срок регистрации избирательных списков на муниципальных выборах в Дагестане. Среди почти 11 тысяч выдвинутых кандидатов, несомненно, окажутся те, кому по тем или иным причинам не удастся пройти процедуру регистрации. По заверениям Избиркома Дагестана, не позднее чем за 8 дней до голосования у отказников будет возможность обжаловать решения территориальных избирательных комиссий.

Приезд 29 августа в Дагестан председателя Центральной избирательной комиссии России Владимира Чурова и его довольно критические оценки проводимой у нас избирательной кампании подстегнули избирком нашей республики на более активные действия по контролю над ходом предвыборной гонки. Но пока все старания Избиркома Дагестана ограничиваются только рекомендациями «потерпевшим» кандидатам, то есть тем, кому по разным причинам территориальные избиркомы отказали в регистрации в избирательных списках. Так, делегация избиркома республики во главе с его председателем Магомедом Дибировым отреагировала на жалобу кайтагских коммунистов, на которых оказывает давление замглавы администрации Кайтагского района Абдулкадыр Абдулкадыров.
К сожалению, такая оперативная реакция избиркома республики последовала после кровавых инцидентов в Бабаюртовском и Новолакском районах, где околовыборные страсти разгорелись настолько, что привели к гибели Сулеймана Гаджимурадова – главы ТИК Новолакского района – и родственника кандидата в депутаты Бабаюртовского райсобрания Эльдара Карагишиева.
Сегодня как бы Москва, в лице того же Владимира Чурова, ни пыталась определить ход и характер выборов в Дагестане, тем самым вдолбить в сознание дагестанских чиновников азы предвыборной науки, решающую роль в данном вопросе у нас играет всё же наша «звёздная» элита.
Вообще, современные выборы в муниципалитетах Дагестана уже не напоминают дуэль между политическими полюсами по ту и эту сторону центральной площади Махачкалы. За политический игровой стол республики рассаживаются всё новые активные участники, способные влиять на расклад карт, тем самым расширяя географию, масштаб, а также и статус участников политической игры.
 
Плюсы в минусах
 
Тем временем в Новолакском районе назначили нового председателя местного ТИК, но общественно-политическая ситуация здесь усложнилась. Убийство Сулеймана Гаджимурадова нанесло удар не столько по обстановке в отдельно взятом районе, сколько по самим устоям российской государственности. Смерть Гаджимурадова пробила огромную брешь в стараниях руководства республики консолидировать дагестанское общество, в том числе и через проведение открытых и демократических выборов. Как ни цинично это звучит, убийство главы Новолакского ТИК сыграло на руководителя района Гаджи Айдиева. Он же является и лидером настоящей избирательной кампании в районе, заручившись поддержкой руководства республики. А следствие продолжает работать с Рашидом Магомедовым, задержанным по подозрению в убийстве Гаджимурадова, который играл не последнюю роль в избирательной кампании несостоявшегося кандидата на пост главы Новолакского района – экс­депутата НС РД Роберта Алиева. Кроме того, Рашид Магомедов приходится родственником (двоюродный брат) начальнику УФСИН РФ по РД Муслиму Дахаеву, который также педалировал избирательную кампанию Роберта Алиева. По нашей информации, в настоящий момент Дахаев привлекает опытных адвокатов для защиты Рашида Магомедова.
Пока остаются неясными и результаты стараний избежавшего участи Роберта Алиева и уже зарегистрированного местным избиркомом инспектора Счётной палаты РД Каира Гаджикурбанова. По данным «ЧК», он, в преддверии избирательной гонки, взвесив все за и против, обратился к мэру Махачкалы Саиду Амирову за поддержкой и вроде бы заручился ею.
Однако, в случае даже успешного для себя финиширования предвыборного марафона, Гаджи Айдиев может оказаться в немилости жителей Новолакского района. Причиной этому могут послужить отнюдь не симпатии людей к тому или иному проигравшему кандидату, а прибрежные земли (Чёрные Камни), расположенные у Новостроя. В кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда СКФО до сих пор на рассмотрении находится решение апелляционного АС в Ессентуках от 13 августа 2010 года. Любое решение вышестоящей инстанции окажет воздействие на шкалу симпатий новолакцев Айдиеву: признает суд земли федеральными – Айдиев окажется в людской немилости, останутся Чёрные Камни за Новостроем – Айдиеву зачтётся от населения Новолакского района.
Не претерпела пока значимых изменений околовыборная жизнь в Кизляре. После инцидента с покушением на жизнь кандидата в депутаты горсобрания Василия Наумочкина шансы на успех ещё более увеличились у неувядающего Вячеслава Паламарчука, протежируемого главой ОПРФ по РД Сагидом Муртазалиевым.
 
Он наш
 
Аналогичная с кизлярской – ситуация в Тарумовском районе. Сергей Чепурной, который ранее пользовался благами близкой дружбы с мэром Махачкалы Саидом Амировым, а затем стараниями экс­президента республики Муху Алиева, с целью сохранения в Тарумовском районе национального паритета, в какой-то момент оказался лицом к лицу с мощной и влиятельной в республике группой в лице руководителя дагестанского отделения Россельхозбанка Гитиномагомеда Гаджимагомедова. Для разрушения ресурсной базы Чепурного, видимо, активно использовался и земляк Гаджимагомедова – глава администрации посёлка Кочубей Мухуло Гитиномагомедов, который несколько раз открыто обвинял Чепурного в том, что его политика направлена против населения района. Развеялись, по всей видимости, и последние иллюзии от былой дружбы Чепурного с мэром Махачкалы. Да так, что однажды охрана Саида Амирова даже не пустила в здание администрации Махачкалы Чепурного, приехавшего поздравить столичного градоначальника с днём рождения, сославшись на то, что его имени нет в списках приглашённых.
Солнце для Чепурного неожиданно взошло не с востока, как обычно, а с юга, вернее­ с Махачкалы, в лице всё того же Сагида Муртазалиева, когда последний приехал в Тарумовский район и объявил: «Чепурной – наш глава», вложив в эти слова смысл, который означает: кто против Чепурного, тот против меня! 
Безусловно, Тарумовский район при главе Чепурном для Муртазалиева останется зоной большего влияния, чем при любом другом претендующем на этот пост кандидате.
Схожая ситуация с той, что была в Тарумовском районе, наблюдалась в Хасавюртовском. По данным «ЧК», ещё задолго до трагических событий 22 августа главе Бабаюртовского района Адильхану Ганакаеву был обещан пост заместителя одного из республиканских министров. Если это так, то у неискушённого читателя может возникнуть вопрос: почему Ганакаев допустил кровавый поворот событий в родном районе? Очевидно то, что, даже поменяв место работы, Ганакаев желал бы видеть главой оставляемого им района лояльного (послушного) себе человека, каковым кандидата Эльдара Карагишиева назвать никак нельзя.
 
Ушедшие добровольно
 
Неожиданное развитие получила на этой неделе избирательная кампания по выборам главы Чародинского района. Действующий и. о. главы района – Гасан Джахбаров – в беседе с корреспондентом «ЧК» сказал, что принял решение снять свою кандидатуру с дистанции, хотя ранее заявлял, что намерен бороться за пост главы. Также, по нашим данным, ранее на стороне Джахбарова были и симпатии президента Магомедсалама Магомедова. Но сегодня Джахбаров говорит, что в ход пошли деньги, причём немалые. Как нам стало известно, в избирательную гонку в Чародинском районе включился заместитель главы района Магомедгаджи Ибрагимов, активно поддерживаемый своим родственником – директором ОАО «Дербентский завод игристых вин» Магомедом Садулаевым.
Гасан Джахбаров говорит, что изменились и симпатии президента: теперь Магомедсалам Магомедов делает ставку на Ибрагимова. Сам Джахбаров не проработал на посту главы района даже и неполных три года – его назначили исполнять обязанности главы района в ноябре 2008 года, сразу после убийства бывшего главы Муртуза Курамагомедова. Как нам известно, Курамагомедов в своё время стал главой Чародинского района во многом благодаря финансовой поддержке всё того же Магомеда Садулаева. Другой тяжеловесный претендент на пост главы Чародинского района – это небезызвестный Эсенбулат Магомедов. После убийства Муртуза Курамагомедова в республике муссировались слухи о причастности к убийству Эсенбулата Магомедова. С учётом того что избирательную кампанию Магомедгаджи Ибрагимова возьмётся финансировать Садулаев, несложно предположить, что возможна конфронтация между ним и Магомедовым.
На этой неделе стало известно, что глава Ботлихского района Джавпар Рамазанов принял решение не баллотироваться на следующий срок на выборах главы района.
Джавпар Рамазанов стал главой Ботлихского района в марте 2007 года. Несмотря на то что Муху Алиев однажды раскритиковал Рамазанова за ухудшение общественно-политической обстановки в районе, главу Ботлихского района можно было назвать алиевской креатурой. Более того, Рамазанов являлся близким другом семьи Муху Алиева. А критика тогдашнего президента была связана с тем, что 23 января 2008 года в центре Ботлиха, у входа в отделение милиции, возникла ссора между заместителем главы администрации района Мирзой Ибрагимовым и одним из депутатовботлихского райсобрания.
После этого случая делегацию ботлихцев во главе с имамом района Ахмедудином Магомедовым принял Муху Алиев. А на следующий день президент вместе с прежним министром ВД республики Адильгереем Магомедтагировым жёстко раскритиковал главу района Джавпара Рамазанова за действия его заместителя. А Магомедтагиров, в свою очередь, назвал тогда Мирзу Ибрагимова преступником, причастным к взрыву 9 мая 2002 года в Каспийске. Тогда Джавпар Рамазанов встал на защиту своего заместителя, сказав, что претензии уголовного характера к нему нужно предъявлять только в законном порядке.
Говоря о причинах, побудивших Рамазанова отказаться от предвыборной борьбы, стоит отметить, что в последнее время Рамазанов, очевидно, не справлялся со сложной ситуацией в Ботлихском районе, где частые митинги и акции протеста жителей стали обычным явлением. Естественно, мерилом терпения жителей Ботлиха является и высокий уровень коррупции в их районе. Рост коррумпированности чиновников в Ботлихском районе, несомненно, связан и со строительством здесь военного городка с нескончаемыми подрядами и задержками денежных выплат местным жителям, участвовавшим в возведении объектов инфраструктуры военных объектов. Видимо, Джавпар Рамазанов всё это хорошо понимал, но ничего с этим поделать не мог. Стоит также сказать, что ранее Рамазанов уже писал прошение об отставке, но тогда Муху Алиев его не принял.
 
От заката до отката
 
В октябре состоятся выборы депутатов МО «Ахтынский район». А затем уже новому составу райсобрания предстоит избрать главу района. Действуюший глава Ахтынского района Сафидин Мурсалов был всенародно избран ещё в 1997 году (один из глав­старожилов). Основная борьба в районе разворачивается между партиями «Единая Россия», которую представляет Мурсалов и «Патриоты России», первым номером от которого идёт депутат НС РД Рафик Асланбеков. К «Патриотам», по нашим данным, примкнули и либерал-демократы и коммунисты Ахтынского района для совместной борьбы против Сафидина Мурсалова. Редакция имеет сведения, что Рафик Асланбеков был на приёме у Магомедсалама Магомедова, в ходе которого заручился поддержкой президента. Точкой отрыва от занимаемой должности для Сафидина Мурсалова может стать и видеоролик, размещённый в сети Интернет, на которого глава Ахтынского района обсуждает с одной из женщин сумму отката за выполненную работу. По нашим данным, компакт-диск с данной видеозаписью находится также и в руках сотрудников Прокуратуры РД.
На этом видеоролике женщина пытается напомнить Мурсалову о сумме денег, которую она передала его жене.
Женский голос за кадром: «Вы же знаете, что из суммы денег за выполненные работы на газопроводе я передала вашей жене полтора миллиона рублей в первый раз и миллион триста во второй раз.»
«Хмм..», – бурчит Мурсалов что-то непонятное.
Женщина продолжает, благо она пошла навстречу, прикрепив к своей сумочке миниатюрную видеокамеру: «Ну как же вы не помните? Первую сумму я передала вам в коробке из­-под торта, а вторую сумму принесла, завернув деньги в прозрачный пакет»
И тут Мурсалова осенило: «Полтора миллиона я не помню, а миллион триста помню».
Интересные около-выборные страсти кипят и в Кулинском районе. Предвыборная борьба здесь разворачивается не столько между самими политическими партиями, сколько между кандидатами-самовыдвиженцами, претендующими на депутатские мандаты, и сторонниками «Единой России». Обозначил себя в Кулинском районе уже многими сброшенный со счетов бывший глава ОПРФ по РД Амучи Амутинов. По нашим данным, он активно поддерживает избирательную кампанию олимпийского чемпиона по вольной борьбе Ширвани Мурадова. В оппозиции этой экс­пенсионно-спортивной двойке – глава Кулинского района Саид Сулейманов, протежирующий кандидата в депутаты райсобрания – сотрудника местного казначейства Гамзата Гайдаллаева.
Неожиданные перемены произошли на этой неделе в руководстве Каякентского района. По неподтверждённой пока информации, глава района – Нариман Абдуразаков досрочно сложил с себя полномочия. Временно исполняющим обязанности главы Каякентского района, по нашей информации назначен Ильмутдин Гамзаев, который при Магомедали Магомедове уже занимал пост главы данного района. Причины, побудившие Абдуразакова покинуть своё кресло раньше срока пока неизвестны. А в октябре 2010 года жителям Каякентского района предстоит избрать состав местного представительного органа, а депутаты в свою очередь изберут нового главу района в марте наступающего года.
Безусловно, предстоящие осенние выборы в Дагестане станут значимым компонентом в отношениях Магомедсалама Магомедова с главами МО республики. И видимо, от руководителей районов в скором будущем начнут требовать не только хозяйственно­-административного реагирования на происходящее в вверенных им участках, но и оперативно-­тактические. И скорее всего, глав муниципалитетов начнут привлекать к борьбе с экстремизмом. Но как отнесутся к такому призыву главы, передвигающиеся по улицам республики в основном на «броне»?  
Номер газеты