Всё ясно. Уже давно…

Пленарное заседание Форума, стратегической сессии «Роль гражданского общества и научно-экспертного сообщества в реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан», прошедшее 17 апреля в Доме дружбы (Махачкала), оставило после себя непонятное впечатление. Всё действо вылилось в говорильню. За редким исключением, большинство выходивших к трибуне докладчиков говорили лозунгами, а председательствовавший на форуме глава РД Рамазан Абдулатипов – намёками…

Форум начался с приветственной речи Рамазана Абдулатипова. Он говорил час с небольшим, перескакивая с темы на тему, вызывая реакцию в зале в виде аплодисментов, если мысль была удачная, или же одобрительного смеха, если глава РД изволил шутить.

Говоря о приоритетных проектах (далее – ПП – «ЧК»), Абдулатипов сказал, что их не идеализирует, но считает, что на 50% их всё же реализовать удалось. Из реализаторов ПП глава республики похвалил лишь министра экономики и территориального развития РД Раюдина Юсуфова, отметив, что он сумел достигнуть значительных успехов, в частности в «обелении» экономики.

В целом же глава РД выразил своё отношение к тем стратегическим планам развития, что были до него, рассказом о том, как он неоднократно говорил прежнему руководству, что все эти программы недейственные. «Мне сказали: «Какие программы? Пусть нам деньги дают! …В Дагестан выделялись громадные суммы, но мы их проели», – отметил он.

Говоря об успехах, среди прочих Абдулатипов рассказал и о том, что Дагестан стал четвёртым по темпам собираемости налогов. То есть мы стали их собирать быстрее, но вопрос, а стали ли мы собирать налогов больше, остался в стороне. Но и тут есть своя причина: как справедливо заметил глава РД, мало кто из глав МО может сказать, сколько у него земельных участков находится в налогооблагаемой базе, кто и сколько платит налогов.

От земли Абдулатипов перешёл к сельскому хозяйству. Он поднял вице-премьера, курирующего АПК, Шарипа Шарипова и сказал, что больше всех он ругал его, но «в результате мы пришли к тому, что этот блок стал лучше работать».

Там же подверг критике рыбную отрасль («находится на нулевой отметке») и виноградарство. Последняя хоть и выглядит более оптимистично, но в её развитии, на взгляд главы РД, есть препоны. «Мы восстановили две тысячи га виноградных плантаций! И когда начинаем неэффективные ГУПы акционировать, отдавать землю инвесторам, то возникают маленькие бунты в селениях…» – сказал Абдулатипов и, снова возвращаясь к земельному вопросу, указал на необходимость наведения порядка в этой сфере. Главу РД возмущает и факт того, что на территориях отгонного животноводства многие земли принадлежат не колхозам-совхозам или муниципалитетам, а неким людям.

Затем Абдулатипов поднял министра промышленности, транспорта и энергетики Ширухана Гаджимурадова. Судя по словам главы республики, получалось, что его давний соратник – Гаджимурадов – не справлялся ни на одной из должностей, на которую был назначен. И теперь в новой должности он, как этого  требует Абдулатипов, за три месяца должен исправить ситуацию в своей отрасли. Иначе…

Руководитель республики, обращаясь к залу, сказал и о кадровой политике, трудностях поиска нужных людей, способных быть профессиональными руководителями и управленцами. Он посетовал, что очень трудно найти даже замов. «Дайте замов министру промышленности! Вот и у министра природных ресурсов нет нормальных замов… Пока…» – сказал Абдулатипов, видимо, намекая на то, что замминистра природных ресурсов РД работает Лейла Багандова. (По данным «ЧК», дочь Перзият Багандовой, свояченицы экс-главы Махачкалы Саида Амирова, работает в своей должности вполне профессионально, не хуже, но и не лучше других руководителей Минприроды РД.)

От кадровой политики и ПП Абдулатипов перешёл к рекламированию «джамаатской формы правления». Сильный джамаат – это не только благоустроенное село, но и политическая стабильность. «Мой старший брат является главой администрации, состоящей из семи сёл (имеется в виду Абас Абдулатипов, глава администрации с. Хидиб – «ЧК»), уже 25 лет! И попробуйте его переизберите! Не получится, потому что у нас большой тухум!» – то ли угрожая, то ли констатируя факт, сказал руководитель республики, при этом отвергая свой давний тезис о том, что нельзя засиживаться во власти по 15–20 лет.

Сказав о джамаатах, глава республики почему-то стал говорить о своём сроке полномочий. В контексте того, что за год ему удалось многое сделать, но ещё не всё реализовано. «Дайте мне хотя бы три года поработать. Так же не бывает, чтобы Дагестаном руководили одни и те же люди, причём неэффективно», – обращаясь в зал, где сидели и представители оппозиции, сказал глава Дагестана. Он намекнул оппозиционерам (как стало понятно из контекста, он обращался к ряду общественных организаций, написавших коллективное письмо на имя Владимира Путина с просьбой снять Абдулатипова с должности), что бегать вокруг площади и кричать «долой!» бесполезно и нужен нормальный, уважительный диалог. Затем Абдулатипов с иронией попросил: «Свергайте меня, но по-тихому!»

Через какое-то время глава Дагестана смело влез в вопросы культуры, в частности хореографии, и стал рассуждать о том, каким должен быть анцухский танец, почему мужчины-танцоры не должны ходить по сцене, а затем призвал создать Комиссию по наведению порядка в эстраде. Вслед за этим он призвал создать ещё несколько комиссий: по возрождению родников и хуторов, по брошенным дагестанским аулам и так далее. «Если бросаете отцовский дом, то там будет жить шайтан!» – предупредил Абдулатипов.

В завершение своей речи глава РД заговорил о состоянии энергетики в Дагестане. Он ею был крайне недоволен! Суть недовольства сводилась к тому, что руководители энергетических компаний сами себе, причём не бесплатно, назначают руководителей, лишают Дагестан возможности влиять на эти структуры, а затем ещё вешают на республику многочисленные долги. «Я предупредил руководство энергетических компаний и соответствующее министерство, что никто с ними тут работать не будет, если назначения идут без согласования с нами. В энергетике полный развал!.. Нам в своё время нужно было проявить принципиальность и не передавать им сети…» – сказал Абдулатипов, видимо, намекая на ситуацию вокруг ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания». Как известно, глава РД лоббировал в её руководство депутатов Эсенбулата Магомедова и Сапиюллу Карачаева, но предложение было проигнорировано.

Наконец-то речь Абдулатипова завершилась, и наступила очередь докладчиков. Практически ни один доклад не был зачитан до конца. Все выступления, которые так или иначе не нравились Абдулатипову (а это было заметно по его реакции), он либо обрубал словом «ясно», давая понять, что суть выступления ясна и дальше можно не продолжать, либо начинал «троллить»1 выступающего или же одного из присутствующих в зале.

Первым с докладом «Обеление экономики» вышел гендиректор ОАО «НК «Роснефть – Дагнефть» Абдулхалик Гиндиев. Когда докладчик проходил мимо президиума к трибуне, Абдулатипов пошутил, что Гиндиев, «когда стал белый, сам стал “обелять”», намекая то ли на седину нефтяника, то ли на что-то иное, ведомое лишь главе республики. Аналогичная шутка настигла и ректора ДГИНХ Яхью Бучаева, докладывавшего о проекте «Создание точек роста». Абдулатипов похвалил его за доклад и за то, что Бучаев «нашёл свою точку роста у кинотеатра “Россия”».

Содержательным и лишённым лозунгов был доклад директора Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергея Дохоляна. Он, докладывая о проекте «Инвестиции в Дагестан», говорил о том, что мешает их привлекать, чего опасаются инвесторы, а также высказал предложения. Дохолян указал на необходимость упрощения закона РД «О государственно-частном партнёрстве», создающего ненужные бюрократические препоны инвесторам, предложил обратить внимание на исламские методы финансирования, так как Дагестан считается мусульманской республикой, сказал о необходимости структуры, напоминающей МФЦ, работающей методом «одного окна» для инвестора и упрощающей его работу. Были и другие предложения, но Абдулатипов потребовал регламент.

Глава РД, комментируя доклад, стал говорить о депутатах Госдумы, отмечая не только представительность «дагестанской фракции» в парламенте, но и желательность, чтобы они работали на благо республики. «Они должны принимать законы, а не писать жалобы на меня», – сказал он и пригрозил, что скоро будут выборы в Госдуму и критерий попадания в парламент будет только один – работа. «Я им уже послал бумагу… Не будут слушаться – буду бить по мандатам», – эта двусмысленная фраза вызвала гогот в той части зала, где сидели муниципалы.

Доклад президента Объединения работодателей «Дагестанский союз промышленников и предпринимателей» Анварбека Кадиева, докладывавшего о «Новой индустриализации», по содержанию был пуст. Складывалось ощущение, что он зачитывался ради этих фраз: «Приоритетные проекты – это единственный шанс для экономики. Этот шанс мы упустить не должны. Мы должны объединиться!» В сфере же индустриализации Кадиев предложил обратить внимание на новые дагестанские инновации, в частности на кровезаменители, технология создания которых основана на «уникальном составе Каспийского моря». Предложение заливать Каспийское море в вены Абдулатипов никак не прокомментировал, но зато отметил, что Кадиев – один из тех, кто совершенно неожиданно попал в капитализм… «Правда, вместо завода, которым он руководил, сейчас жилые дома стоят», – сказал глава.

Остальные доклады тоже не блистали свежестью мысли, и, когда было объявлено о завершении мероприятия, многие вздохнули с облегчением…

 

P. S. Впечатление от мероприятия окончательно ухудшило поведение представителей охраны первого лица. Вооружённый атлет в камуфляже пригрозил девочке-подростку, хотевшей заснять на планшет момент выхода из Дома дружбы главы Дагестана, сломать его, если она его не уберёт. В чём здесь заключалась угроза безопасности первому лицу республики, мы, наверное, так и не узнаем…


1Троллить, осуществлять троллинг – действия собеседника, как правило, в Интернете, направленные на явное или скрытое задирание, принижение, оскорбление участников дискуссии.