[ Все спроы о вердикте ]

В четверг, 7 декабря, должен был продолжиться процесс по делу о покушении на главу Гергебильского района Махача Магомедова, однако уже во второй раз назначенное заседание переносится из-за болезни одного из адвокатов обвиняемых. Как известно, коллегией присяжных по делу уже вынесен обвинительный вердикт, который вызвал реакцию как со стороны защиты обвиняемых, так и со стороны… самих присяжных, которые обратились в редакцию с заявлением. Под документом стоит подпись троих присяжных заседателей. Как следует из заявления, присяжным было затруднительно отвечать на вопросы, сформулированные в вопросном листе. Так, на часть одного вопроса можно было утверждать «да, доказано», а на вторую часть этого же вопроса – «нет, не доказано», вследствие того, что один вопрос содержал подвопросы. Так, из-за невозможности ответить на один из вопросов трое присяжных воздержались от ответа. «В последующем, когда мы вышли из совещательной комнаты, судья нас вернул, чтобы мы там проголосовали. Старшина в совещательной комнате сам сделал вывод: «Раз вы воздержались, то, значит, вы за Магомеда Магомедова и против Абдурахмана Гаджиева», – и переправил цифру, и написал под этим вопросом «исправленному верить». Вдобавок к этому старшина не допустил обсуждения вопросов, он утверждал, что у каждого есть своё мнение и здесь обсуждения не нужны. Отдайте свой голос или за Гаджиева, или за Магомедова. Таким образом, старшина запретил совещаться» – цитата из заявления. Говорится в заявлении и о том, что один из присяжных, Мурад Махаев, выезжал на место совершения преступления. Один из присяжных, Нурудин Гусейнов, как это следует из текста заявления, войдя в совещательную комнату, начал говорить: «Вы эту семью Гаджиевых ещё не знаете. Я лично пострадал из-за них, надо всех их уничтожить».

Кроме того, к нам обратились супруга Гаджиева и его адвокат Юсуп Джахбаров. Зумруд Гаджиева рассказала следующее: «Ко мне во время одного из первых судебных заседаний через знакомых подошли люди и предложили купить за крупную сумму денег списки присяжных заседателей. Я отказалась, сказав, что мне они не нужны. Уже после того как начался процесс, ко мне попали эти списки. Мне известно и о том, что на присяжных оказывалось давление. Так, один присяжный через людей сообщил, что к нему приходили, говорили, связывались, и он даже вынужден был выключить телефон. Кроме того, студенты Правовой академии, ректором которой является Багаудин Магомедов, хотя он проходит по делу свидетелем, так вот, его студенты приходили по адресам проживания присяжных и приглашали их явиться в суд. Это достоверный факт. Списки ректору, по нашему мнению, передал судья Верхсуда Магомедгаджи Юсупов. Откуда к Юсупову попали списки – мне неизвестно. Но я знаю, что связка «судья-ректор» существует».

Адвокат Джахбаров: «Законом запрещено ставить под сомнение правильность вердикта присяжных. Но вердикт незаконен, так как в соответствии с примечание ст. 206 УК РФ «лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». В суде было установлено: Абдурахманом Гаджиевым насильно не только не удерживались Ирайганат Мухумалиева и Pайсат Исмаилова, но и были отправлены домой, что в соответствии со ст. 206 УК исключает состав преступления. Соответственно, судья обязан распустить коллегию присяжных в соответствии с ч. 5 ст. 348 УПК РФ. Более того, судья Курбан Пашаев удовлетворил ходатайство обвинения по оглашению части аудиозаписи, истребованной из материалов приостановленного следствием уголовного дела в отношении Насрудина Джамалова. Судья также позволил огласить эту запись разговора супруги Гаджиева с неустановленными лицами. В то же время по непонятным причинам отказал в удовлетворении ходатайства защиты о прослушивании всей аудиозаписи. Соответственно, созданы условия для отмены приговора, т. к. эти материалы могли быть признаны доказательствами только в рамках уголовного дела, в котором они получены. Кроме того, судьёй с самого начала не было создано условий для законного рассмотрения дела. К примеру, не были предприняты меры по проверке данных личности присяжных. Это привело к тому, что один из присяжных – Тажудин Газиев, – впоследствии ставший старшиной коллегии присяжных, скрыл от сторон факт своей судимости (приговор Кировского районного суда Махачкалы от 6.07.1999 г.), несмотря на соответствующие вопросы сторон и председательствующего во время отбора. Ко всему сказанному отмечу, что у нас есть доказательства нарушения принципа тайны совещания после удаления присяжных в совещательную комнату. У присяжных не были отключены сотовые телефоны, и у нас есть факты того, что с присяжными с улицы связывались заинтересованные в исходе дела лица. Фактически это всё могло повлиять на их убеждение о приговоре. Кроме того, получается, что их номера телефонов знают многие. Я не буду пока называть фамилии, но уже в следующем заседании заявлю ходатайство об истребовании телефонных переговоров. А пока не получим в установленном законом порядке эти факты, мы не можем заявлять о фамилиях тех, кто созванивался и с кем созванивались, но для себя эту информацию мы имеем. У нас есть соответствующие распечатки телефонных переговоров с номеров, принадлежащих, по крайней мере, восьми присяжным, на которые были осуществлены звонки в ходе совещания присяжных и вынесения ими вердикта». Комментарий «ЧК»

На наш взгляд, описанные в публикации факты, если они будут подтверждены соответствующей проверкой, могут ставить под сомнение (по крайней мере, для Дагестана) практику ведения правосудия присяжными заседателями. Выход из данного тупика – после того как будет проведён отбор присяжных, последних во избежание оказания на них давления либо подкупа необходимо изолировать на время проведения процесса, как это делается в США и многих европейских странах.

«ЧК» готово выслушать мнение другой стороны процесса по обозначенной проблеме. P. S.

В редакции имеется полный список присяжных заседателей, переданный нам неким Рамазаном Махантовым. Но «ЧК» не публикует список – эти сведения конфиденциальны и специально охраняемы законом. ]§[

Номер газеты