Вопросы дагестанской дипломатии

Несмотря на январские каникулы, информационное пространство Дагестана было активно. Социальные сети, а также работавшие вполсилы дагестанские СМИ обсуждали не только итоги прошлого года и перспективы будущего, но и день, в котором жил их читатель. В частности, работу ответственных за уборку Махачкалы от мусора структур, состояние дорог в снегопад, колебания доллара и бочки нефти, а также… останется или уйдёт со своей должности по достижении 70-летнего возраста глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Скажем сразу, что обсуждение возраста главы Дагестана было не самой интересной, на взгляд «Черновика», темой. Куда интереснее события разворачиваются, к примеру, в Буйнакске! Но обо всём по порядку…

 

Возрастные изменения

 

Уже три года, как вопрос о том, останется Рамазан Абдулатипов во главе Дагестана до окончания срока полномочий или же досрочно уйдёт в отставку, остаётся предметом острых дискуссий в социальных сетях, а также в комментариях под статьями на сайте «Черновика» (www.chernovik.net). Регулярно сторонники и противники главы республики ломают копья вокруг этой темы, чутко реагируя на слухи, поступающие из Первопрестольной.

На данный момент выявилось два вида слухмейкеров: первые говорят (особенно в социальных сетях) о том, что Рамазан Абдулатипов покинет свой пост в связи с возрастом (якобы закон запрещает быть во власти тем, кто достиг 70 лет).

Вторые утверждают, что глава РД растерял былую поддержку в Кремле, имеет низкий личный рейтинг и низкие социально-экономические показатели, поэтому в преддверии выборов Кремль может от него избавиться во имя повышения популярности федеральной власти и относительно прогнозируемых не только итогов выборов, но и общественных настроений…

Версия отставки Абдулатипова в связи с достижением им 4 августа этого года 70-летнего возраста, на наш взгляд, несостоятельна. Юридическим основанием отставки слухмейкеры называют ст. 25.1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ. Данная статья не только устанавливает предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе (60 лет), но и отдельно закрепляет положение, согласно которому «федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлён по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет». Расстроим слухмейкеров. На самом деле данная статья федерального закона не распространяется на глав субъектов России. Объясним почему.

Согласно ст. 1 и 8 этого закона, государственные должности бывают: 1) федеральные, то есть устанавливаемые конституцией страны и федеральным законодательством и 2) субъектов РФ, то есть устанавливаемые конституциями и законами субъектов России. Федеральные госдолжности учреждаются федеральными законами или указом президента страны. Отдельного федерального закона, который устанавливал бы правовой статус главы субъекта России, не существует. Кроме того, довольно объёмный Реестр федеральной государственной гражданской службы (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574) не содержит позиции «глава субъекта РФ».

Должность главы Дагестана учреждена Конституцией Дагестана, в ней же прописаны его права, обязанности, порядок избрания. Следовательно, российский законодатель установил, что такая должность как руководитель субъекта страны – это не федеральная государственная гражданская служба, а госслужба субъекта России. Таким образом, утверждение о необходимости главе Дагестана уходить в отставку в связи с достижением 70 лет не соответствует действительности.

Надо понимать, что глава субъекта страны всегда избирается на определённый срок. Конституция Дагестана устанавливает, что глава республики избирается Народным собранием РД на пять лет. Ни Конституция РД, ни другие законодательные акты (в частности ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ) не содержат в себе положений, досрочно прекращающих полномочия главы Дагестана по достижении им какого-либо возраста…

(Отметим, что Закон «О государственной гражданской службе РД» в ст. 19 устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Дагестанский закон гласит, что достигший предельного возраста чиновник, если его работодатель согласен, может продолжить работать «в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы».)

Как видно, Рамазан Абдулатипов, несмотря на возраст, имеет все шансы доработать до конца своего срока! Правда, при условии, если не сбудутся пророчества другой группы слухмейкеров, утверждающих, что глава Дагестана может внезапно сменить своё место работы. Называют и возможный срок ухода Абдулатипова – конец февраля. Смену руководства Дагестана привязывают к организационным мероприятиям «Единой России», готовящейся не только к первому этапу съезда партии (запланировано на 5–6 февраля), но и к праймериз (внутрипартийному голосованию), по итогам которого будет сформирован окончательный список кандидатов в депутаты Госдумы.

(Напомним, что руководство партии власти, посоветовавшись с администрацией президента России, в преддверии выборов в Госдуму решило не оставлять вопрос формирования списков кандидатов в руках глав субъектов страны. Функции же кураторов, проводящих первоначальную работу с возможными кандидатами, отданы в руки партийных федеральных уполномоченных по предстоящим выборам. В частности за республики СКФО и подбор кандидатур отвечает депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев.)

Февральский съезд единороссов, как ожидается, рассмотрит не только вопрос об утверждении Федерального организационного комитета, но и даты праймериз и порядка его проведения. Ожидается, что там же в неофициальном порядке будет принято решение по некоторым кандидатурам, нахождение которых в списках будущих депутатов нежелательно и чревато имиджевыми потерями. Слухмейкеры утверждают, что в числе таковых может быть Абдулатипов.

Они же обозначают в качестве косвенных признаков своей правоты и два интервью, которые Абдулатипов дал «Ведомостям» и «Комсомольской правде». В первом интервью он вновь напоминает свой лозунг, с которым пришёл в Дагестан в конце 2012 года («Я раньше выстрела не падаю!»), а во втором, на День дипломатического работника, фактически даёт рекомендации министерству иностранных дел России, как правильно строить отношения с исламскими государствами, такими, как Иран, Сирия, Саудовская Аравия, ОАЭ. Рамазан Абдулатипов, вспоминая в интервью «Комсомольской правде»: «Мне ещё Хафез Асад говорил: ‘‘Ну а почему на переговоры нельзя прислать мусульманина, с которым я смогу в пятницу сходить в мечеть, помолиться, побеседовать… Почему вы не используете эти факторы?’’». Этим он как бы предлагает свой опыт мусульманина и дипломата, способного работать на Ближнем Востоке, и, судя опять-таки по озвученным в интервью воспоминаниям, довольно оригинально налаживать связи с арабским истеблишментом1.

Отметим, что, несмотря на данные слухи, «Черновик» не считает, что решение проблем Дагестана решается банальной сменой главы республики. В Дагестане нужны системные перемены, способные в корне изменить подход к политике, экономике, межличностным отношениям. Политика, завязанная на принципе: «Добрый царь послал в Дагестан хорошего князя княжить», изжила себя и не работает…

 

Буйнакский бумеранг

 

В Буйнакске ситуация разворачивается довольно остро! Напомним, что 30 декабря этот город довольно внезапно возглавил экс-глава таможни Дагестана Закарья Амиров. Его кандидатуру поддержали не только в Администрации Главы и Правительства РД (АГП), но и в горсобрании депутатов: десять представителей «Партии ветеранов России» поддержали кандидатуру Амирова. (В Уставе Буйнакска закреплено, что лицо, являющееся работником администрации и назначаемое на должность исполняющего обязанности главы администрации города, должно получить большинство голосов депутатов.)

Пока под вопросом, сможет ли Закарья Амиров занять кабинет главы Буйнакска

Напомним, что большинство мест (17 из 21) в городском собрании Буйнакска подконтрольно депутатам от «Партии ветеранов России» (остальные – за «Единой Россией»). Изначально «ветераны» продвигали в мэры Буйнакска экс-главу города Османа Османова в противовес действующему главе Гусейну Гамзатову.

АГП продвигала другие кандидатуры (в том числе Амирова), поэтому депутаты, несмотря на максимум прилагаемых усилий, не смогли убедить руководство Дагестана поддержать в качестве главы Буйнакска Османова. Гамзатов под давлением АГП ушёл в длительный больничный отпуск, а в качестве и. о. главы Буйнакск возглавил экс-министр здравоохранения Ильяс Мамаев.

Поддержка частью «ветеранов» Амирова обозначила раскол в стане Османова. В соцсетях и слуховом пространстве начала распространяться информация, что смена депутатской позиции обошлась команде Закарьи Амирова в $150 тысяч.

Депутат Марат Джанхаев – один из тех, кто поддержал Амирова – категорически отрицает факт подкупа депутатов от партии ветеранов. Он объясняет, что причина, по которой депутаты поддержали Амирова, заключается в том, что у группы депутатов и Османова возникли политические противоречия. Депутат не стал уточнять, в чём они заключаются, но отметил, что Закарья Амиров – наиболее подходящая кандидатура, так как устраивает и горожан, и депутатов, и главу республики. «Вместе с Закарьёй Амировым мы наведём порядок в городе и оправдаем доверие горожан!» – заявил Джанхаев.

Так или иначе, расклад сил в горсобрании резко изменился: если раньше в нём диктовали условия «ветераны», то теперь абсолютного большинства нет ни у кого, и как будут приниматься важные и принципиальные для города решения – большой вопрос. Расклад сил в буйнакском горсобрании выглядит так: 12 депутатов поддерживают Амирова, 5 – Османова и 4 – Гамзатова…

В то же время ситуацию усугубляет последствие информационной войны, которую вели штабы Османова и Гамзатова. 9 января в Facebook пользователь Гаджи Нурутдинов разместил сообщение, в котором обвинил нескольких депутатов горсобрания и их знакомых в рукоприкладстве, в результате чего был госпитализирован с сотрясением мозга. (По последним данным, в числе его травм отмороженные почки и гематома печени.) Нурутдинов уверяет, что его избили в отместку за то, что он поддерживает Гамзатова, а также за ведение блога в соцсети под псевдонимом Ширван Алиев (в данном блоге, не выбирая выражений, критиковали депутатов от «Партии ветеранов»). Блогер написал заявление в правоохранительные органы, в котором подробно описал, что с ним произошло, привёл фамилии, номера авто, перечислил места, где его избивали и угрожали.

В частности, в числе тех, кто избивал и угрожал ему, он называет Албори Абасова, двоюродного брата Абасова, имени которого не знает, их товарища Абдулхакима АбдулмеджидоваСаида Аташева (брат депутата горсобрания Шамиля Аташева), а также депутатов-«ветеранов» Темирлана Темирханова (спикер собрания), Марата Джанхаева, Исака Гаджиева и Османа Гаджиева. Ещё один из напавших на блогера, как это видно из содержания заявления, Юсуп Бартыханов, был вооружён пистолетом. Он, указывает Нурутдинов, тыкал ему в лицо пистолетом и, угрожая убийством, вынудил блогера признаться, что страница Ширвана Алиева в Facebook принадлежит ему.

В свою очередь, указанные в заявлении депутаты категорически отрицают обвинение в избиении Нурутдинова. «Гаджи Нурутдинов (Ширван Алиев) даже одно предложение не может написать без ошибок. Мы давно знали, что для Нурутдинова публикации готовила Асият Алиева (замглавы администрации «ЧК»), а темы подбирала жена Гамзатова – Зайнаб. Мы знаем всех, кто готовил информацию, редактировал её и запускал в соцсети… Мы на эти выпады не обращали внимания, хотя могли подать на них в суд и прочее, так как это была истерия, агония обречённого клана. Однако человеческая подлость не знает границ: была пресечена попытка устранения Бартыханова нанятой группой убийц – наркоманов. Было задержано пять человек, которых через три дня отпустили. Со слов депутата от «Единой России» Муслима Омарова, Гамзатов просил начальника ГОВД не оказывать на них давление», – говорится в заявлении депутатов-«ветеранов» (имеется в распоряжении «ЧК»). Там же приводятся данные о том, что Нурутдинов работал на Гамзатовых в надежде получить за это квартиру…

Депутаты подтверждают, что лично беседовали с Нурутдиновым, но то, что лично избивали его, отрицают. «Молодые сторонники депутатов горсобрания в сложившейся ситуации дали Нурутдинову лишь несколько оплеух, и только», – говорят они в своём обращении и сомневаются, что травмы, о которых говорит пострадавший, на самом деле имеются. Тем не менее по заявлению Нурутдинова возбуждено уголовное дело, расследование которого передано в СУ СКР по Дагестану.

…Утверждение Закарьи Амирова в статусе и. о. главы города вопрос о власти в Буйнакске не закрыло. Как говорят очевидцы, в понедельник, 11 января, Гусейн Гамзатов в сопровождении трёх десятков крепких ребят вошёл в свой кабинет в здании администрации Буйнакска. В это же время Закарья Амиров начал рабочую планёрку с представителями актива города. Через некоторое время, по окончании планёрки, Амиров покинул здание. Вопрос о том, кто главный в городе, повис: с формальной стороны Гамзатов – действующий глава города, и, выйдя с больничного, он может лишить статуса и. о. Закарью Амирова, с другой стороны, Амиров – пролоббированная руководством республики кандидатура, а ссориться с главой Дагестана муниципалы не любят… ]§[

___________________________________

1 Фрагмент интервью Рамазана Абдулатипова «Комсомольской правде»: «Я в своё время с премьером Виктором Черномырдиным ездил в Саудовскую Аравию и Кувейт. Он мне говорит: «А чего они ходят на босу ногу, ковыряются в зубах и не слышат наших предложений?» Я говорю: «Виктор Степанович, так нельзя – наскоком. Первый раз, когда вы приехали, вообще о рабочих моментах ничего не говорят, первый раз вы знакомитесь, обретаете друзей. Второй раз – вы посылаете подарок, дипломат, например, с деньгами». Он говорит: «Как? У них же миллиарды!» «Дело же не в миллиардах, Виктор Степанович, – говорю. – Вы проявляете уважение, вы говорите: вы мой главный представитель в этой стране, вы мой друг». А потом – уже с третьего раза –  вы начинаете говорить о каких-то проектах».

 

Номер газеты