[ Властелин дум... ]

Вы хотите, чтобы наша страна была богатой и цивилизованной? Если вам не нравится то, что вы прочтёте ниже, что ж, значит, мы ваша оппозиция.

В субботу начальник информационно-аналитического управления президента РД Миясат Муслимова встречалась с журналистами, студентами отделения журналистики ДГУ. Она воевала с «врагами народа» – журналистами. Надо заметить, что строго не очерченный круг обязанностей этого начальника управления привёл к тому, что в итоге она сама себе и придумывает работу, делая то, что лучше всего умеет, – красиво говорить. Причём это получается у неё эмоционально, не логично. В общем, сначала говорит, а потом думает. Вернее, кажется, совсем не думает (см. цитатник). На беду общества, да и её самой, выход в прессу для неё – в привилегированном порядке. Пресса же в духе лучших традиций либерализма щедро предоставляет ей самые широкие возможности для самореализации. В благодарность за это с завидной регулярностью получает «комья грязи» от завоевавшей публичность гражданки (см. цитату № 13).

В одном из таких выступлений по РГВК Миясат Муслимова критиковала газету «Черновик» за недостоверность информации. Она заключалась в том, что мы ошибочно указали число дней голодовки, проведённой матерями похищенных. Как тонко подметил взгляд стражника власти, матери на момент выхода газеты не ели всего 11, а не 15 дней, как указали мы, «такие непрофессиональные журналисты». Матери похищенных и пропавших без следа, простите, родненькие, ошиблись мы. Света, мать растворившегося в небытии сына, будто и не рожала вовсе, Райганат с дневником сына «Девять дней ада» в дрожащих руках, простите, ей-богу, не со зла ошиблись.

Знаете какие мучения из-за нашей «недостоверной информации» понесла «власть», представить себе не можете, как пострадала от этого репутация «власти»! В сравнении с этим ваша боль – укус комара.

И об этой недостоверности нам с канала ГОСУДАРСТВЕННОГО телевидения вещает женщина, мать, такая же мать, как и те, что вышли на площадь с бутылками керосина в пакетах, заготовленными для самосожжения. Об этом говорит сестра, которую не обошло стороной такое же горе. Кричит громче остальных. Вешает ярлыки «пособники ваххабитов», «ваххабиты». Об этом говорит лицо, полагающее, что оно наделено властью, что оно олицетворяет власть. Лицо, призывающее нас быть вместе с «властью». Ему бы попытаться понять, задаться вопросом «почему?». Почему некоторые из нас исчезают без следа? Почему лучшие из нас отвергают произвольную, примитивную, но роковую для свободолюбивого народа концепцию власти? Власти, в которой есть «ВЫ» и «МЫ»? Что делает нас врагами другу другу? Способен ли начальник ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО управления объяснить? Сядьте рядом с любым из этих убеждённых в своей правоте людей. Оппонируйте им, если сможете. Это вам не рациональные, «зависимые» журналисты, авторы «заказных» материалов. Ещё вопрос: почему начальники всяких управлений предпочитают монолог диалогу? Почему, приходя высказаться на «зависимую» РГВК, в зависимую «Дагправду», в аудиторию зависимых студентов (у них защита диплома на носу), в «Общественную» палату, значительная часть членов которой «обязана» своим попаданием в списки? Загляните к нам в редакцию. Мы публично обратимся к вашим потенциальным оппонентам, пригласим их к диалогу с вами. И спорьте, отстаивайте до хрипоты свою правоту. Нашу открытость ставите под сомнение только вы и Ко. (кстати, мы направили в редакцию «Дагправды» опровержение сведений, опубликованных в статье члена Общественной палаты Сияли Гаджиевой «О логике: как читатель читателю», о том, что якобы её коллеге по всё той же палате Анжеле Чупановой главный редактор газеты «Черновик» Надира Исаева отказала в публикации материала. – Прим. ред.)

Самое частое слово в без преувеличения богатом лексиконе Муслимовой – власть. Власть, власть, власть, власть. Не кажется ли, читатель, странным, что начальник информационно-аналитического управления – лицо, призванное собирать информацию, анализировать её и информировать таким образом президента республики, наоборот, занимается закрытием шлюзов, цензурой СМИ, чтобы чего негативного не вышло, настроение президента не портило? А потом и обзор «пресной», рафинированной прессы представляет президенту. Объяснить бы этому чиновнику, что оппозиция нужна президенту, о чём он сам не раз заявлял. Нужна по двум принципиальным причинам:

1. Информация оппозиционного лица не подаётся «слугами». Чтобы знать, что творит его директор и главный бухгалтер, хозяин предприятия приглашает и платит независимому аудитору.

2. Президент через оппозицию, выраженную в прессе, видит источник, силу, качество своей оппозиции; президент видит своих политических конкурентов.

Президенту предлагают сомнительное удовольствие видеть образцово-экипированный фланг, закрывая при этом линию всего фронта. Тогда речь идёт о профессиональной несостоятельности чиновника. А может, президенту нужна такая пресса? Он что, требует от подчинённых войны до последнего журналиста? Ну, тогда уж извините: все публичные выступления Миясат Муслимовой надобно трактовать как анонсирование позиции президента.

Что же такое власть? Согласно Конституции любого народа, ИСТОЧНИК власти – народ. И он сам должен определять, через какие механизмы, институты реализовывать свою власть. Значит, любой человек имеет право высказывать собственное мнение. И не в компетенции начальника управления президента указывать, кого можно, а кого нельзя пускать в прессу (см. цитату № 1). Не дело кого бы то ни было заявлять главному редактору издания о том, что, пустив Заура Газиева на полосу газеты, мы поступили ой-ой-ой как некрасиво. Именно потому, что мы есть ВЛАСТЬ, именно потому, что мы в полной мере осознаём, что мы – ВЛАСТЬ. Власть, которая самодостаточна и потому не боится инакомыслия, власть, которая несёт ответственность перед своими избирателями-читателями за те полномочия, которые ей делегировали, в том числе выражать всю палитру мнений наших и не наших избирателей. Мы боимся власть тогда, когда нарушим закон, потому что она обязана нас наказать по закону. Но когда она действует по понятиям, мы не боимся.

Ни один из сидящих в кабинетах на площади не может претендовать на ту степень легитимности, которой обладает печатная пресса. Кто платит за власть, о которой неприлично часто риторит начальник информации? Российский налогоплательщик. Кто именно? Тот, кого обязали платить налоги помимо его желания. Ни один из этих доноров поневоле и в помине не знает, что результат его трудов расходуется на то, чтобы в каком-то там Дагестане содержать какое-то там управление, состоящее из одной боевой единицы, весь уничтожающий заряд которой в виде резиновых пулек направлен на журналистов. Сдались им там, в Якутии-Тюмени, зубайруевы, газиевы, исаевы, магомедовы и т. д. (см. цитату № 12) А так ли уж независима «официальная» власть? Хуже. Источник её зависимости точно не установлен. Зато наша власть – власть прессы – легитимна. За нас голосуют читатели. Год за годом, каждую неделю, наш избиратель, наш читатель голосует за нас, добровольно платит «налоги», чтобы «содержать» четвёртую власть. Он знает, на что расходуются его средства. Мы как настоящая власть зависимы от избирателя, и, если откажем читателю в справедливости, ничто и никто нам не поможет «переизбраться на третий срок». У нас, слава богу, есть конкуренты, есть критики. И этим мы сильны. Мы живём в стране, претендующей на звание одной из передовых держав в мире. Чтобы быть в лидерах, необходимо осознать неизбежность перехода от постиндустриального общества к информационному. Медийное и информационное пространство в таком мире не приемлет цензуру и регулирование, и все попытки подобного рода глупы и неуместны, а главное – неэффективны (Да здравствует Интернет!). В таком обществе надо не регулировать информационное поле (см. цитату № 1), а доминировать на нём, причём делать это качественно и честно. А самое главное, необходимо понимать, что информационное общество – это многомиллионная аудитория людей, чей интеллектуальный уровень гораздо выше тех, кто является актором на этом поле. Исходя из этого представьте себе, как убого выглядят наши доморощенные и уверенные в своей исключительной правоте пропагандисты единственно правильной партии или обожатели власти любого уровня.

Некоторым чиновникам не мешало бы знать, что у граждан России есть разное понимание роли и места государственной власти в жизни общества (см. цитату № 3). Им не мешало бы принять во внимание, что у людей своё понимание необходимости независимых СМИ, независимых от Кремля партий, профсоюзов, общественных организаций, независимой судебной власти. Что есть люди, которые возмущены фальсификацией выборов, повальной коррупцией. Возмущаться тем, что эти люди существуют и выражают своё мнение, – значит не признавать тех реалий, в которых мы живём. Чем быстрее это поймут наши чиновники, депутаты, все, все, все, тем быстрее им удастся сократить ту пропасть, которая ещё существует между властью и гражданами, между старой, тупой государственной вертикалью с современным информированным обществом, предпочитающим горизонталь закона. Могут ли даже в самом страшном сне наши правители представить себе, что существуют страны, где нет ни одного государственного СМИ? (см. цитату № 1) Навряд ли. Но, что удивительно, эти страны являются самыми богатыми и передовыми.

ЦИТАТНИК

1. Когда бывает ситуация, что элементарно не хватает стульев, то в таком случае мы приглашаем только государственные СМИ… Они обычно, и я могу даже сказать стопроцентно, дают точное освещение того, что проходило на мероприятии.

2. Очень часто независимые журналисты подменяют вопросы.

3. Не всегда даже я могу вот такие сложные вещи понять…

4. Вы думаете, что президент только и делает, что на ваши письма пишет ответы? А кто будет республикой управлять?

5. Прийти освещать мероприятие президента – это что, любого человека с улицы нужно взять? Это должен быть очень грамотный, подготовленный, умеющий главную суть изложить человек.

6. Либерализм власти в нашей республике достиг такой степени, когда уже пора привлекать журналиста к судебной ответственности за клевету, за… есть за что.

7. Не каждый человек имеет право взять и в газете написать какой-то материал, чтоб вся республика читала.

8. У власти очень высокий статус, слишком огромные полномочия… чтобы вступать в мелкие грязные перепалки с отдельными журналистами.

9. Нескучная журналистика сегодня расцветает.

10. Эти игры со властью, такие выяснения – они недостойны, и власть не должна на них реагировать.

11. Я не считаю, что от этого проиграл Муху Гимбатович – от этого проиграла власть, проиграла республика.

12. Он пытался испортить репутацию республики, поднимая свою (речь идёт о Салахбекове).

13. Цитата из арсенала лауреата премии имени А. Сахарова: «Там где печать свободна, никто не свободен».

14. А там точки зрения есть и глупые, учёные-то разные (об антитеррористической конференции). ]§[

Номер газеты