[ Вертикаль закона ]

[Вертикаль закона] И что же, собственно, в этом такого особенного?! Что может служить поводом для язвительных интонаций в речах господ журналистов? Давайте сразу уточним: президентское Послание призвано демонстрировать открытость государственного аппарата перед обществом.

Раз уж мы демократическое государство, то и президент Алиев – главный дагестанский чиновник (если хотите, топ-менеджер, нанятый народом) – через своё Послание: а) доводит до граждан своё понимание состояния дел и путей развития республики; б) обозначает задачи на предстоящий год в первую очередь себе и своим подчинённым. Соответственно, такие обсуждения на местах – дань бюрократическому этикету, своеобразные жесты лояльности, сигналы, что президент услышан, понят и поддержан. То есть работает «вертикаль власти». Да-да, та самая, которую когда-то, лет двадцать назад, лихо разнесли в щепки и теперь с трудом собирают.

Здесь уместно будет вспомнить о некоторых, в том числе неписаных правилах управления бюрократической машиной. Во-первых: решения, принятые руководством, должны быть обязательно доведены до непосредственных исполнителей. Классический пример из прошлого – сельский глашатай, вопящий с минарета: «Слушайте, о люди, и не говорите, что не слышали, а те, кто услышал, передайте тем, кто не слышал!» В современных условиях это сопровождается активной канцелярской перепиской, ознакомлением с документами, согласованиями «планов мероприятий» и тому подобным. Во-вторых: процесс обсуждения Послания на местах может породить немало конструктивных предложений, направленных на его реализацию. А вот вам и неписаное правило: своевременная демонстрация готовности реализовать идеи вышестоящего начальства всегда способствует успешной карьере. Промедление же, естественно, только вредит. Сами понимаете, какие наверху могут последовать выводы...

Кстати, можете получить представление о скорости, с какой работает дагестанская бюрократия. Муху Гимбатович озвучил своё Послание в конце июня, а, например, «активы» Дербентского, Кизлярского районов уселись основательно его обсуждать лишь через месяц.

А в чём нельзя не согласиться с господами насмешниками, так это в том, что все эти акции попахивают неискренностью: слишком они формализованны и демонстративны, слишком много общих слов и слишком мало конкретных дел, к которым, собственно, и призывает в своём Послании президент. Но самое главное – при чём тут народ? Где и каким образом эти обсуждения и принятые на них резолюции будут трансформироваться в социальную активность наших сограждан?

И всё-таки. Всё-таки! Не сочтите за попытку сделать неуклюжий комплимент чиновному сословию, но эта процедура обсуждения Послания президента служит хоть и косвенным, но подтверждением того, что Республика Дагестан, как государство, при всех своих бедах и проблемах всё-таки стремится стать демократической. Поясню. И Послание первого лица государства, и его обсуждение – хоть и формальные, но непременные атрибуты республики, в которой есть гражданское общество. Если бы в России и, соответственно, в Дагестане всё было не так, то никакого обсуждения или хотя бы его имитации не было бы и в помине. Впрочем, как и этой статьи… ]§[

Номер газеты