Васильев и депутатская пустота

17 августа президент России Владимир Путин внёс на рассмотрение Народным собранием Дагестана три кандидатуры – врио главы РД Владимира Васильева, вице-спикера НС РД Махмуда Махмудова и вице-спикера НС РД Камила Давдиева – для избрания на должность главы республики. Через две недели – 9 сентября – депутаты дагестанского парламента сделают свой выбор. Точнее, сымитируют его, узаконив то решение, которое от них ждут в руководстве как республики, так и страны, избрав большинством голосов Васильева…

Основания полагать, что данное избрание главы республики безальтернативное и смело может именоваться «выборы Владимира Васильева», есть. Политические партии, выдвинувшие Махмуда Махмудова и Камила Давдиева, словно бы стыдятся этого. Иначе чем объяснить, что на официальных сайтах КПРФ и «Справедливой России» практически нет об этом никакой информации и хотя бы формально не отражены программы кандидатов…

 

Список кандидатов

 

Существующее законодательство гласит, что кандидатов в главы субъектов страны могут выдвигать только парламентские партии, то есть партии, занявшие депутатские места в региональных заксобраниях или Госдуме. Выдвигать кандидатов на должность главы Дагестана, таким образом, могут: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Последняя не стала этого делать, хотя могла выдвинуть кандидата в силу того, что один из прошедших в Госдуму депутатов от ЛДПР избирался от округа, включавшего в себя несколько северокавказских субъектов, в том числе Дагестан. В свою очередь, «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия» выдвинули своих кандидатов.

Отметим, что по сравнению с 2013 годом выдвижение кандидатов, как партиями, так и внесение их в НС РД, прошло без всякого ажиотажа, мало обсуждалось в СМИ и было каким-то… усечённым.

Народное собрание РД к 2013 году состояло из пяти фракций: «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», «Патриотов России» и «Правого дела». Все они предложили Москве список кандидатов в руководители республики, возглавлял который тогдашний врио главы РД Рамазан Абдулатипов. В тот год «Единая Россия» и КПРФ предложили одного Абдулатипова. «Патриоты России», помимо Абдулатипова, включили в список Малика Баглиева (он тогда возглавлял Минтрудсоцразвития РД) и своего лидера фракции Эдуарда Хидирова.

«Справедливая Россия» выдвинула, помимо Абдулатипова, тогдашнего председателя Совета ДРО партии, ныне депутата Госдумы Гаджимурада Омарова и экс-председателя отделения пенсионного фонда РФ по РД Амучи Амутинова.

Список, предложенный в 2013 году «Правым делом», наряду с фамилией Абдулатипова, содержал в себе фамилию тогдашнего омбудсмена Уммупазиль Омаровой и капитана сборной России по тхеквондо Сейфулы Магомедова.

Отметим, что в том же году ЛДПР предложила в ходе консультаций с тогдашним куратором внутренней политики Вячеславом Володиным своего кандидата – депутата Госдумы Александра Старовойтова. Но Владимир Путин предложил дагестанским депутатам список кандидатов, представленный Абдулатиповым, Баглиевым и Омаровой.

Дагестанские отделения партий хоть и выдвигали своих кандидатов, в то же время признавали, что делают ставку только на Абдулатипова, а остальные кандидаты – это просто формализм. И именно поэтому 8 сентября 2013 года из 88 присутствовавших в зале НС РД  депутатов 86 проголосовали за Абдулатипова, а двое – за Омарову. За Баглиева никто голосовать не стал…

Если в 2013 году республиканские отделения парламентских партий активно предлагали своему федеральному руководству списки кандидатов (об этом чуть ниже), то на этот раз, в 2018 году, в региональных партийных отделениях стояла почти гробовая тишина. И если бы не назойливые звонки журналистов в партийные органы, то, наверное, никто бы даже и не узнал, что, помимо Васильева, выдвигались и другие кандидаты.

Вопрос, который интересовал журналистов, заключался не в том, кого (какие кандидатуры) предложил Путин в главы Дагестана. Тройка кандидатов была уже озвучена, поэтому это был уже общеизвестный факт. Интересовало, а кого ещё включили политические партии в свой список кандидатов, ведь законодательство устанавливает, что партии могут представить в администрацию президента России до трёх кандидатур на должность. Это интересно, так как подобный список показывает «скамейку запасных» кандидатов на должность главы республики, отвечает на вопрос: «Кого дагестанские отделения партий способны предложить в качестве главы республики, и насколько эти кандидаты являются влиятельными и серьёзными фигурами?».

Как оказалось, «Единая Россия» выдвинула только одного кандидата – Владимира Васильева. Причём, что примечательно, выдвижение Васильева было осуществлено силами Генсовета партии, без какого-либо участия дагестанского регионального отделения. Устав «Единой России» закрепляет положение, согласно которому региональное отделение партии на своей конференции выдвигает тайным голосованием «13.7.7.7.4. кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на альтернативной основе (не менее двух кандидатур)». Однако никакой конференции, посвящённой формированию списков кандидатов, дагестанцы не наблюдали. Вместо этого общество увидело, как 24 июля секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак называет фамилию Васильева как предложенного партией кандидата. Согласно уставу партии власти (п. 9.8.21.) Турчак «вносит в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)».

Почему выдвижение прошло без участия дагестанского отделения партии? Неизвестно. Известно лишь, по данным «ЧК», что в нужный для согласования с Дагестаном списка кандидатур период руководство республиканской «Единой России» было для Турчака недоступно.

Дагестанское отделение КПРФ, по данным «ЧК», с большой неохотой выдвинуло своего кандидата. Была дискуссия о том, нужно ли вообще участвовать в этих «несправедливых выборах», но Москва настоятельно рекомендовала в них участвовать. ДРО КПРФ, только отбившееся от претензий на лидерство в ней Амучи Амутинова (он также намеревался выставить свою кандидатуру на пост главы РД «ЧК»), в конечном итоге выдвинуло только Махмуда Махмудова.

Как сообщил «Черновику» заведующий идеологическим отделом дагестанского отделения КПРФ Руслан Луговой, выдвижение трёх кандидатур от каждой парламентской партии – это право, а не обязанность. И этим правом партия воспользовалась, предложив утвердить в качестве кандидата в главы Дагестана от КПРФ только Махмудова.

«Мы считаем, что на данный момент Махмудов – достойный кандидат в главы республики. Его кандидатуру выдвинул ЦК КПРФ на рассмотрение республиканского бюро. Оно прошло 13 июля. Участие в выборах некоторыми воспринялось скептически, но надо понимать, что это для КПРФ хорошая трибуна и очередная возможность озвучить программные цели нашей партии», – сообщил Луговой.

«Справедливая Россия», известно, ранее озвучивала в СМИ, что выдвинула Васильева, Камила Давдиева и депутата НС РД Мурата Пайзулаева.

Как и в 2013 году, избрание главы Дагестана будет носить формальный характер, поэтому судьба Васильева – его избрание в руководители республики – предрешена. Единственное, о чём можно спорить, так это о том, получат ли соперники Васильева хоть какое-то количество голосов своих коллег, хотя бы тех, кто состоит в их фракциях? Или можно будет сделать вывод, что сами партийные фракции тоже носят формальный характер?

 

Как это будет?

 

Процедура избрания главы Дагестана детально регламентируется не только федеральным законодательством, но и Законом РД «О порядке избрания главы РД депутатами НС РД».

После ряда формальных и процедурных вопросов – регистрации депутатов, выслушивания гимнов, а также голосования по повестке дня – народным избранникам представляется список внесённых президентом России кандидатов. Как правило, эту обязанность на себя берёт полпред президента России в СКФО. В 2013 году кандидатов на должность главы РД представлял Александр Хлопонин, а сейчас, возможно, огласит тройку лидеров Александр Матовников. Кстати, он должен будет успеть провести аналогичную процедуру и в Ингушетии, где также будет проходить избрание местным парламентом главы республики…

После того как полпред представит депутатам кандидатов на должность главы РД, они, согласно закону, имеют право выступить перед депутатами с основными положениями своей программы, которую намереваются реализовать в случае своего избрания. В свою очередь, депутаты имеют право задавать вопросы кандидатам, высказывать о них своё мнение, публично выступать в поддержку или против того или иного кандидата.

Практика показывает, что депутаты задают, для приличия, шаблонные вопросы, а кандидаты, тоже для приличия, пытаются на них серьёзно отвечать.

Само избрание главы РД проводится тайным голосованием, причём с обязательным использованием бюллетеней. Победителем считается тот кандидат, который набрал простое большинство голосов.

Отметим, что глава Дагестана избирается на пять лет и не может замещать эту должность более двух сроков подряд. Глава Дагестана считается официально вступившим в должность после принесения им присяги: «Клянусь верно служить многонациональному дагестанскому народу, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Дагестан и законы Республики Дагестан, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, единство и территориальную целостность Республики Дагестан, честно и добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Главы Республики Дагестан» (ст. 77 Конституции Республики Дагестан.)

 

Присягу можно принести сразу, а можно, в том случае, если новый руководитель так пожелает, в ходе инаугурации – процедуры вступления в должность в пышной и торжественной атмосфере. Кстати, перед вновь избранным главой республики правительство Дагестана слагает свои полномочия, так что исполнительная власть республики в очередной раз испытает стресс в ожидании того, переназначат их (хотя бы в тот же ранг врио) или нет… ]§[

Номер газеты