[ Уже до площади дошли ]

Заседание Махачкалинской антитеррористической комиссии в понедельник, 17 августа, не началось, как ожидалось, с минуты молчания в память об убитом накануне начальнике «Махачкалаводоканала» Магомеде Гаджиабдуллаеве (см. 3 стр.). О его убийстве в течение совещания вообще не было сказано ни слова, говорили о другом…

В целом мероприятие носило критический характер. Выступающие критиковали себя, милицию, президента…

 

Путаны и доверенность

Открыв заседание с перечисления убитых в столице милиционеров, Саид Амиров предоставил слово начальнику ГУВД Махачкалы Расулу Газимагомедову. Приведя статистику убийств, тот отметил, что принимаемые меры оказались не адекватными угрозам экстремистов: «Одна из основных причин – отсутствие упреждающей информации о готовящихся преступлениях. Участковые и сотрудники уголовного розыска не имеют прочных агентурных позиций в криминальной среде и доверительного отношения населения. В то же время экстремисты имеют большую пособническую базу и финансовые возможности для вербовки новых членов. Бандгруппы имеют современное вооружение, мобильную связь и компьютерную технику; к сожалению, материально-техническая база отделов внутренних дел значительно уступает им». Главный милиционер города пожаловался, что ни один отдел не имеет бронированного автомобиля (забыв, видимо, про свой бронированный «мерседес-дипломат».– Прим. ред.).
Махачкалинским милиционерам не хватает обычных автомобилей и устройств подавления радиосигналов (глушилок). Рассказал Газимагомедов о создании новой специальной огневой группы (СОГ) при УВД города численностью 110 человек, которая будет использоваться при проведении спецопераций, и попросил для неё дополнительного финансирования от администрации города.
Среди причин, способствующих экстремизму, начальник ГУВД отметил передвижение на автомашинах по доверенности и с затонированными стёклами. Этот вопрос поднимался и на оперативном совещании у президента двумя днями ранее, поэтому следует ожидать в республике очередных «плёночных» рейдов и, возможно, локального запрета на рукописные доверенности на управление автотранспортом (это потребует изменений в законодательстве). Также милиционер сетовал, что из-за отсутствия порядка в учёте сдачи и найма жилых помещений экстремисты могут беспрепятственно проживать в городе. А распространение в саунах проституции вызывает общественный резонанс (до расстрела в Буйнакске никакого резонанса фактически не было. – Прим. ред.) и толкает боевиков на криминальные действия. Газимагомедов предложил ограничить работу банкетных залов, ночных клубов и саун.
Среди мер, предложенных Газимагомедовым, – упорядочение пассажироперевозок, осуществляемых приезжими из других городов республики, установка на улицах камер наблюдения, запрет на управление автомобилем без номеров. Махачкале, по его словам, не хватает патрульных милиционеров, их должно быть в три раза больше.
После доклада начальник УВД сказал, что «милиционеры призваны охранять общественный порядок, выявлять правонарушения, а если здесь зона боевых действий, то возникают вопросы: «А почему? А зачем?» Если я знаю, что в меня будут стрелять, то я тоже буду стрелять. Плюс ни одно гражданское лицо не оказывает никакой помощи. Конечно, и мы сегодня не всё делаем по уставу, допускаем нарушения, теряем бдительность, не можем обеспечить свою безопасность. Но сейчас такая ситуация, что нужно всем вместе работать».
Саид Амиров: «А как объяснить, что на самом центральном посту, около МВД, милиционеров расстреливают уже второй раз? Как ни проедешь мимо них, они либо разговаривают, либо семечки грызут. Себя пусть хотя бы защитят, не нас!»

 

Слухи и мигалки

Следующим выступил заместитель главы города по безопасности Ферезулла Кахриманов, который рассказал о создании народных дружин на предприятиях и в учебных заведениях, которые будут контролировать близлежащую территорию.
Депутат НС РД Перзият Багандова возмущалась тем, что власти проигрывают боевикам информационно, а потом перечислила все слухи, которые на выходных распространялись в городе (война, убийство девушек в коротких юбках, захват заложников – подробней об этом на 4 стр. «ЧК»). «Слухи нужно опровергать, если нам недоступны «первый» и «второй» каналы, то хотя бы по ТВЦ давать бегущую строку, чтобы успокоить людей».
Зампредседателя комитета по делам религий Бекмурза Бекмурзаев авторитетно пояснил, что теракты за несколько месяцев до хаджа происходят по всему миру и связано это с международной организацией «Исламский джихад», которой симпатизируют некоторые дагестанцы. В связи с этим он поинтересовался у мэра, какая служба контролирует въезд в город эскортов машин с вооружёнными людьми, сопровождающими глав администраций городов и районов. «Кто отслеживает их передвижение по городу? Что они привезли? Что вывезли? Хотят с оружием ездить, хотят наибов из себя изображать – пожалуйста, пусть оружие и машины перед въездом в город на стоянку поставят, а городу легче обеспечить этому главе одну милицейскую машину, если он без мигалок не может, чем контролировать этот поток оружия. Людей, которые заинтересованы в том, чтобы здесь не было мира, много, вы знаете это лучше нас… От вопросов безопасности основная часть населения отчуждена, но мы платим налоги, платим ещё и за безопасность, а нам её не обеспечивают».
Другой заместитель мэра, Баганд Магомедов,сказал, что «каждый должен делать своё дело. В структуре МВД полный развал работы, никто нигде ничего не охраняет… Руководство республики не должно стесняться и обратиться к центру, чтобы сейчас к Дагестану было обращено пристальное внимание. Нужны дополнительные силы, только не такого характера, как КТО, как того спят и видят силовики, потому что их кормушка в Чечне закончилась. Нам не нужна КТО!»
Затем Амиров спросил о наличии предложений у глав посёлков, входящих в Махачкалу, – главы администраций начали прятаться друг за друга, и тогда мэр поднял главу посёлка Хушет Патимат Хваджаеву. «У нас состоялся сход жителей посёлка, на котором ставился вопрос перед представителями нетрадиционного ислама о том, чтобы они выселились из посёлка… Я встречалась с имамом мечети, и с сентября у нас будут проводиться лекции религиозного характера. Было бы хорошо проводить такие лекции во всех посёлках, чтобы выяснялась суть религии», – сказала она.
Начальник ГИБДД города Ибрагим Тахо-Годи пояснил, почему в Махачкале на выходных не было видно гаишников: «Два дня наша работа в городе была парализована, потому что пришлось выезжать на похороны своих коллег в Каспийск и Сергокалинский район. Повальных рапортов об увольнении нет. Работники ГИБДД не опустили руки, я дал некоторым отдых, но они уже вышли на работу».
В завершение глава Махачкалы сказал, что «от нового министра МВД услышал хорошие намерения, которые не слышал за 10–15 лет от бывшего министра». Так, по словам Амирова, министр собирается аттестовать всех работников и уже снял часть постов на дорогах, так как они занимаются поборами. Обращаясь к милиции, Амиров сказал: «В вас стреляют (хотя и в нас немало стреляли)сегодняя вам бесплатно предлагаю агентуру: у нас 5–6 тысяч работников коммунального хозяйства, берите! Просто нет доверия к вам, вы оторвались от народа! Народ не контачит с вами».
Касаемо городских слухов и паники, градоначальник сказал, что власти нужно оперативно на них отвечать: «Я не могу этого делать, нам президент не оставил места на телевидении на выходных, и даже то, что снимают, потом режут. Показывают или утечку, или мусорный ящик. А когда нужно по телевидению выступить и успокоить народ, никто не поднимется: ни президент, ни председатель правительства, ни министр внутренних дел!.. Всё контролируется, говорят, экономика растёт! Где экономика растёт, кто-нибудь видит? Кто ситуацию контролирует? Бандиты? Да, это мы видим, уже до площади дошли! Нам нужно всем работать на мир в республике и не допускать таких ситуаций».
 
Номер газеты