[ Уцмийство Кайтагское. Взгляд на историю ]

Усложнение внутреннего устройства феодальных княжеств, укрепление феодальных производственных отношений вызвали в ХVII в. появление письменных сводов законов. В начале ХVII в. появляется в Кайтаге «Кодекс Рустам-хана», в аварском ханстве «Кодекс Умма-хана Справедливого». Они закрепляют безраздельную власть феодалов над всеми категориями зависимого крестьянства.

(Продолжение. Начало в прошлом номере)

Как результат компромисса между уцмием и сохранившими внутреннюю независимость общинами Верхнего Кайтага в это же время появляется «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго» и, в отличие от остальных кодексов, этот свод написан не по-арабски, а на местном диалекте даргинского языка. Наиболее крупные союзы сельских общин также письменно закрепляют нормы своего традиционного права — так появляются в середине ХVII в. «Гидатлинские адаты», «Свод решений, обязательных для жителей Андалала», «Адаты Келебских селений» и др. Интересно, что, с одной стороны, там закреплены нормы, охраняющие общинные порядки и их неприкосновенность, а с другой — уже появляются статьи, закрепляющие привилегированное положение общинных должностных лиц, неполноправность некоторых общин — членов союза и др., свидетельствующие о проникновении в общинные союзы феодальных отношений.

В начале ХVII в. политическая обстановка на Кавказе резко осложнилась в связи с возобновлением агрессивных действий кызылбашей. По условиям прежнего мирного договора 1590 г. Армения, Грузия, Азербайджан, а также Дагестан были признаны находившимися в сфере влияния Турции. В Дербенте находился турецкий гарнизон, и город этот стал опорным пунктом Турции в Дагестане. Иран при шахе Аббасе I в 1603 г. возобновил военные действия против Турции в Закавказье. Начались разрушительные походы шаха, имевшие чрезвычайно тяжёлые последствия для всего Закавказья и особенно для Грузии. Ещё до начала этой войны в 1597 г. на сторону Ирана перешёл Гази-бек Рутульский. Занятие Ираном Ширвана вплотную приблизило иранские войска к границам Дагестана. Началось движение против турок. В 1606 г. правящая верхушка Дербента обратилась за помощью против турок к уцмию Кайтагскому Рустам-хану. Кайтагцы подошли к городу и вынудили турецкий гарнизон во главе с султанским наместником Хасан-Хаши укрыться в крепости Нарын-кала. К шаху Аббасу была отправлена делегация Дербента, несущая изъявления покорности. Шах вознаградил делегацию, а уцмию кайтагскому была вручена грамота на управление Дербентом. В конце концов осаждённые турки вынуждены были сдаться. Так турки были изгнаны из Дагестана.

Борьба против них на некоторое время примирила дагестанских феодалов с шахом. После занятия иранскими войсками Дербента покорность шаху выразили: Алибек Цахурский, майсум Табасаранский, но шамхал оставался сторонником Турции, оставался нейтральным аварский нуцал. Но когда турецкая опасность была устранена, начала усиливаться иранская экспансия в Дагестане. В Иране усилилось влияние крупных феодалов и шиитского духовенства — это привело к увеличению налогов и притеснениям не только христиан Закавказья — грузин и армян, но и мусульман суннитского толка, к которым относилось почти всё население Дагестана. Всё это привело к широким антииранским выступлениям. В Кайтаге в ходе междоусобицы был свергнут уцмий, утверждённый Ираном, и власть в 1706 году перешла к Ахмед-хану. К 1710 г. он сумел захватить и майсумскую часть Табасарана. Набрав силы, он стал пытаться присоединить и земли беглербекства Ширванского, склоняя его жителей — дагестанцев — на свою сторону.

Но ещё раньше, в 1707 году, восстали джаро-белоканские аварцы и цахурцы. Восстали кубинские лезгины, которых возглавил преподаватель медресе Хаджи Дауд из среды суннитского духовенства. Хаджи Дауд обратился за поддержкой к кайтагскому уцмию Ахмед-хану. Он не только согласился, но предложил и дагестанским владетелям, и вольным обществам присоединиться к антииранскому восстанию. Со своими отрядами явились Чолак Сурхай Казикумухский и акушинцы.

Вскоре широкое восстание Ширвана и Кахетии связало иранскую армию по рукам и ногам. Герей Тарковский в 1614 г. должен был поддержать карательный поход шаха в Грузию, но его подданные тогда отказались в нём участвовать и сорвали эту проиранскую авантюру. Шах, пытаясь поставить равнинную часть Дагестана под свой контроль, начал в 1615 г. стягивать в Дербент войска: прямая военная попытка иранцев была тогда же отражена кайтагцами и табасаранцами. Дагестанские феодалы перед этой угрозой сумели объединиться. В Тарках состоялся съезд правителей Эндери, Кафыркумуха, Кумуха, прибыли уцмий Рустам-хан и удельные кумыкские владетели и мурзы. Было решено прекратить междоусобицы, объединить силы и не искать поддержки друг против друга ни у шаха, ни у султана.  

Соглашение было подкреплено обменом аманатами (заложниками) между   участниками этого феодального съезда. Перед лицом этих объединённых действий шах вынужден был отступить, тем более что Турция попыталась воспользоваться затруднениями Ирана на Кавказе. Так в 1616 г. между ними возобновилась война.

В 1734—1735 гг. Надир, опустошая огнём и мечом, прошёлся по многим дагестанским землям. В 1736 году Надир официально провозгласил себя шахом. Будучи уверенным, что горцы покорены, он начал подготовку к походу на Индию, оставив при этом значительные силы во главе со своим братом Ибрагим-ханом.

Весной 1736 года Чолак Сурхай-хан и уцмий Ахмед-хан напали на Ширван и Шемаху. Местное население их приняло как освободителей. Сурхай-хан снова был объявлен ханом Шемахи, а уцмий Ахмед-хан — ханом Дербента. Восставшие дербентцы убили ставленника шаха Мехти-Кули-хана и выбрали уцмия Ахмед-хана.

В ноябре 1738 года восстали джарцы. Иранский историк Мухаммед-Казим пишет, что на помощь джарцам пришли 20 тыс. каракайтагцев. Шахское войско было наголову разбито, а брат шаха Ибрагим-хан был убит. Получив об этом известие, Надир-шах отправил туда войско.

В 1741 году после падения Кази-Кумуха уцмий Ахмед-хан остался один лицом к лицу с грозой вселенной — шахом Надиром и его огромной армией. Экспедиция 24-тысячного войска во главе с Люфт-Али-ханом заняла село уцмия — Кубачи. Он согласился явиться в лагерь шаха. Иранские войска покинули Кайтаг. События эти происходили параллельно с событиями в Андалале. Считая уцмия полностью поверженным, шах потребовал от него провести отступающие колонны персов из Лакии в Даргинию и Кайтаг, а далее — в Дербент. Уцмий Ахмед-хан не преминул воспользоваться удобным случаем и завёл иранский корпус в засаду в бассейне р. Башлычай в Кайтаге, где местные жители по поручению уцмия перерезали им дорогу. Уцмий Ахмед-хан и зять уцмия Ахмед-хан Мехтулинский нанесли отступающим персам страшный урон. Был убит минбаши Люфт-Али-хан. Из 30-тысячного иранского корпуса до Дербента добралось около сотни человек, более тысячи персов попали в плен, остальные были перебиты. Были захвачены и оставшиеся у них пушки и боеприпасы, весь обоз шаха, его шатёр и часть гарема. Также Ахмед-хан Мехтулинский по указанию тестя нейтрализовал шамхала Хаспулата, осадив Тарки. Хаспулат намеревался идти на подмогу Надиру.

В это время шах находился в Хосрехе, собираясь в Кюру и Дербент. Прибыв, он узнал об участи, постигшей его войско. Шах, проведя в Дербенте около недели, перебрался в заранее подготовленную местность, названную позже Иран-Хараб. Здесь же разбила лагерь иранская армия, которая впоследствии нашла свою погибель.

В 1745 г. в Дербенте началось восстание, на помощь которому устремились кайтагцы. Гани-хан поспешно бросил Дербент, отступив к Шабрану. Здесь он был разбит войском уцмия Ахмед-хана. Надир с основными силами вновь двинулся на Дагестан. Наступление сопровождалось жесточайшими карательными мерами, но внезапно Надир остановил его, когда обнаружилось, что он потерял уже половину армии. Шах тотчас оставил Дагестан и больше сюда не возвращался. В то время в Иране возникла поговорка: «Если шах глуп, пускай идёт войной на Дагестан». Не прошло и двух лет, как Надир был убит собственными придворными.

В 1747 году уцмий Ахмед-хан вытеснил иранский гарнизон и из Дербента.

Уцмий Ахмед-хан был в политике в течение 50 лет. Начиная с 1711 по 1747 год он беспрерывно воевал. Ему уготована была нелёгкая судьба. Оказавшись на стыке времен, когда менялись эпохи и великие державы: Россия, Турция и Иран противостояли друг другу, уцмий сумел отстоять независимость своего народа и сохранить в целости государственное образование — Кайтагское уцмийство. Он сочетал в себе гений полководца и мудрость политического деятеля. Уцмий Ахмед-хан был в высшей степени мудрым, бесстрашным, отважным воином. Одним взмахом сабли уцмий мог свалить всадника вместе с лошадью. Его острый взгляд наводил страх на врагов. В пылу сражений он никогда не терял головы. Ахмед-хан был выдающимся, непревзойдённым стратегом горских сражений. Под его мощью пали такие укрепления, как крепость Святого Креста, Шабран, Худат, Ардебиль, Шемаха, Дербент.

Жизнь и деятельность уцмия Ахмед-хана остаются незаслуженно забытыми. Надо более вдумчиво вглядываться в прошлое своего народа и дать должное национальному герою Дагестана, чей вклад в разгром полчищ Надир-шаха неоценим.

После смерти Ахмад-хана уцмием становится его внук Амир-Гамза, человек не менее одарённый политическим талантом не только хорошо управлять государством, но и претендовать на особую роль в политической жизни Дагестана. Время 36-летнего правления Амир-Гамзы отмечено наиболее интенсивным процессом политических взаимоотношений Кайтагского уцмийства с дагестанскими государственно-политическими структурами. Он оказал наиболее действенную помощь Кубинскому хану в присоединении к его владению Дербентского ханства, положившем начало могуществу Фатали-хана, а затем, как только Фатали-хан решил не считаться с Амир-Гамзой, стал его противником. Амир-Гамза объединил под своей эгидой большинство дагестанских владетелей и противопоставил их растущей силе Фатали-хана, которые нанесли сокрушительное поражение Фатали-хану в битве на Гавдушане. Роль уцмия в исходе этой битвы была решающей. Только помощь со стороны России, которой был предан Фатали-хан, спасла его от полного политического краха.

Амир-Гамза принимал самое активное участие в политических событиях не только Дагестана, но и далеко за его пределами. Военно-политические акции Амир-Гамзы простирались за пределы Ардебиля и Гянджи, влияя на судьбы Гиляна и Карабаха.

После гибели Надир-шаха и полувековой междуусобицы в Иране, после поражения Турции в двух войнах и потери ею Крыма и Кубани обстановка на Кавказе необратимо переломилась в пользу России. Традиционная политика лавирования кайтагских уцмиев перестала быть действенной. С заключением Гюлистанского мирного договора после русско-иранской войны 1804—1813 гг. Дагестан вошёл в состав Российской империи. С этого момента Кайтагское уцмийство перестаёт быть для России субъектом внешней политики. Отношение ряда дагестанских владетелей после Гюлистанского мира 1813 г. к России начинает резко ухудшаться. Они объединяются в коалицию, направленную против России. Однако уцмий Адиль-хан, присягнув России, не поддерживает коалицию, но и не противодействует, что не устраивало российские власти на Кавказе. Адиль-хан проводить такую политическую линию долго не мог, он присоединяется к коалиции и открыто выступает против России. За такую политику российские власти принимают весьма радикальное решение, и 26 января 1820 года уцмий Адиль-хан был отстранён от власти и одновременно был упразднён титул уцмия.     

Кайтагское уцмийство на протяжении многих веков, имея в разное время владения от Дербента до Тарков, являлось одним из сильных и влиятельных государственных образований Дагестана, играя ведущую роль почти во всех политических процессах в регионе, и внесло свою немалую долю в сохранение и развитие всего Дагестана.

Как видим из истории, великие державы тех времён не особо беспокоились о положении горцев и их развитии. Чьё бы влияние ни усиливалось в Дагестане, со временем происходили восстания против них, так как их волновало только соблюдение собственных интересов на нашей территории. Веками горцы отстаивали своё право на существование и независимость. В своё время ни Турция, ни Персия, ни другие завоеватели, а в первой половине XIX века и Российская империя ничего хорошего в Дагестан не принесли. Со второй половины XIX века Дагестан развивается стабильно, на нас никто не нападает, благодаря тому, что мы находимся в составе России. Мы должны любить и уважать свою историю, но сегодня Дагестану не нужны великие воины, сегодня Дагестану нужны созидатели. Видно, что и наша Родина — Россия — извлекла уроки из истории и в такое сложное время старается развивать республику и вкладывает в неё. 

Хайдакь (Кайтаг) как политическое объединение возникло в V—VII вв. нашей эры. С 1939 года кайтагцы включены в состав родственной национальности — даргинцев.Территория Кайтагского района сплошь пропитана духом и мудростью наших предков, и на их примере сыны Кайтага должны вести достойный образ жизни и в оркестре народов Дагестана звучать красиво. Мы своим трудом и знаниями должны вносить свою лепту в социально - экономическое развитие Дагестана и нашей Великой России.

В настоящее время Кайтагский район — один из красивейших уголков природы в мире. На этой территории родились правители Кайтага — великие дагестанцы с кайтагским диалектом даргинского языка, титул которых назывался уцмий. Во всём мире были и есть разные названия правителей: шах, султан, король, шамхал, царь, император и т.д., но уникальный титул «уцмий» был только в Кайтаге.

Человеку, ни разу не побывавшему в горах, Дагестан представляется чем-то «сплошным», хотя и резко отличающимся от привычной и знакомой городской жизни. Прибывшему (особенно впервые) в любое селение Дагестана, напротив, прежде всего бросаются в глаза местные отличительные особенности — сначала в ландшафте, а затем в жизни сельчан, их языке, одежде, сохранившихся следах прошлого. И поневоле возникает мысль, что не только народности и этнические группы, но даже отдельные аулы или группы их в Дагестане столь же различны, сколь различны и неповторимы естественно- географические условия, языки и диалекты Дагестана.

Но когда близко познакомишься с краем, населением, сам поживёшь в местной среде (причём в разных местах) и подышишь одним воздухом с людьми разных районов, постепенно начинаешь приходить к обоснованному убеждению в глубоком единстве всех дагестанских народов. Подробности хозяйства и быта могут иметь выразительные особенности в деталях (формы орудий труда, способы выполнения трудовых операций, облик селений и домов, детали архитектуры, утвари, одежды), но общая основа их одна. В традиционно сложившейся в прошлом общественной структуре масса локальных специфических различий, но в основе своей все дагестанские общины восходят к единому типу.

Итак, тысячелетний опыт учит нас, что за пёстрыми, многообразными различиями в деталях надо уметь видеть более существенное — общность в самой основе, причём как раз эта основа и является определяющей.

Если одно и то же историческое событие отразилось в преданиях разных селений или общин (нередко говорящих на разных языках), то изложение его везде обнаруживает большое сходство, различия же носят характер не столько взаимоисключающих противоречий, сколько детализации и взаимных дополнений.

Это говорит о том, что каждый народ являлся носителем своего образа мыслей, своих традиций, своих обрядов, и в то же время у всех дагестанских народов общим оставалось и, уверен, останется нравственное начало, заложенное в них на дагестанской земле.

 

Алим Темирбулатов,

зам. начальника Управления Минюста РФ по РД, кандидат экономических наук

 

Номер газеты